Итоги недели: Activision Blizzard захлопнули в xbox; Intel построит мегафаб в Огайо; 4,5 трлн долл. на ИТ в 2022 г.

24 январь, 2022 - 03:44Михайло Лаптєв

Главная новость уходящей недели - Microsoft покупает Activision Blizzard за 68,7 млрд долл.

Некоторые намедни предлагали Редмонду избавиться от направления Windows и Office, чтобы сосредоточиться на облачном бизнесе. Но не тут-то было. Как заявили официальные лица компании, это приобретение ускорит рост игрового бизнеса Microsoft  и предоставит строительные блоки для метавселенной. Кстати, последнее тоже немаловажно, а скорее даже архиважно. И поговаривают, что Meta (Facebook) была в числе претендентов на Activision Blizzard, именно по этой причине. Хотя, как мне кажется, эта покупка выглядела бы очень странно именно в данный момент. Но сделку еще предстоит утвердить регулирующим органам и судя по настроениям в США по отношению к мегакорпорациям, процесс этот не будет быстрым и простым. Компании отвели себе под это период до июня 2023 г. Также стоит отметить, что покупка Microsoft рикошетом зацепила Sony, акции которой после объявления о сделке упали на 12,7%.

Еще одно заметное событие уходящей недели - объявление Intel о выборе площадки для строительства заводов в Огайо. В этот производственный кластер, который по заявлению компании должен стать крупнейшим в мире (планируется построить суммарно восемь фабрик) на начальном этапе будет вложено 20 млрд долл. Строительство первых заводов начнется в конце нынешнего года, а выпуск продукции на них ожидается в 2025 г. Intel на пути к «ангстремной эпохе», но путь этот вряд ли будет простым.

TSMC также не стоит на месте, компания планирует в этом году увеличить капиталовложения почти вдвое, несмотря на предупреждения аналитиков о прекращении роста активного спроса на электронные устройства уже в относительно ближайшее время. Если в прошлом году тайваньский гигант инвестировал в развитие производства около 30 млрд долл, то в этом планируется не менее 44 млрд долл. - это, кстати в три раза больше, чем в 2019 г.

Samsung тем временем представила мобильный чип Exynos 2200, который, как заявлено, благодаря использованию GPU Samsung Xclipse на базе архитектуры AMD RDNA 2, самым передовым доступным сегодня на рынке процессорным ядрам Arm и модернизированному нейронному процессору Exynos 2200 обеспечит непревзойденные возможности для смартфонов на его основе. На борту будет восемь ядер - одно супермощное на базе Arm Cortex-X2, три ядра Cortex-A710 со сбалансированным соотношением производительности и эффективности и четыре энергоэффективных ядра Cortex-A510. Да, и производится это решение будет с использованием самого передового 4 нм EUV-процесса компании Samsung. Главный вопрос - удастся ли Samsung наконец-то противопоставить достойного конкурента чипам Qualcomm? Посмотрим уже в реальных продуктах.

Пока же Samsung опустилась на вторую строчку в глобальных продажах смартфонов. Согласно подсчетам Strategy Analytics, благодаря высоким продажам iPhone 13, в особенности на территории Китая, спустя три квартала Apple удалось вернуть себе статус лидера. В прошедшем квартале доля вендора достигла 22%. Но рост составил лишь 1%  из-за проблем в цепочках поставок компонентов и готовых продуктов. Справедливости ради, стоит отметить, что нарушения в цепочках поставок наиболее сильно ударили по менее крупным вендорам, что можно рассматривать как дополнительное конкурентное преимущество для лидеров рынка.

Но уже в относительно ближайшем будущем, судя по всему, основные битвы производителей перейдут на другое поле - в сегмент гарнитур дополненной реальности.

На уходящей неделе стало известно, что Apple вероятнее всего перенесет выпуск своих AR-устройств с нынешнего года на следующий. Первоначально ожидалось, что гарнитура будет представлена на ежегодной конференции для разработчиков WWDC в июне этого года. Однако согласно появившейся информации, у Apple возникли проблемы с разрабатываемым ПО, а также с перегревом процессора. Вероятнее всего, используется чип, аналогичный M1 Pro. Основная идея якобы состояла в том, чтобы не использовать внешнее устройство, а оснастить саму гарнитуру необходимой вычислительной мощностью. Но пока эта задача оказалась сложно решаемой. Купертино вкладывает значительные ресурсы в развитие направления смешанной реальности. Сообщается, что гарнитура разрабатывается командой Technology Development Group, в которой занято более 2000 сотрудников. Также некоторые наблюдатели предполагают, что производитель iPhone разрабатывает специализированную операционную систему для гарнитуры на базе iOS, которая будет называться rOS. Возможно, именно эта ОС и будет представлена на летнем WWDC.

На днях также стало известно, что Google намеревается вывести на рынок свои AR-очки, способные через пару лет составить конкуренцию аналогичным продуктам, разрабатываемым компаниями Meta и Apple. Под проект с кодовым названием Project Iris,  уже по слухам сформирована команда в 300 сотрудников и планируется нанять ещё несколько сотен специалистов. Сообщается, что Google уже собрала несколько прототипов. Они напоминают горнолыжные очки и могут работать без внешнего источника питания. Чип собственной разработки, которым компания планирует оснастить AR-очки, как отмечается, в целях снижения энергопотребления будет обеспечивать лишь часть необходимой вычислительной мощности для рендеринга, остальное будет предоставляться из облака. Стоит напомнить что два года назад Google приобрела за 180 млн долл. канадский стартап по производству умных очков North. Сделка дала доступ к технологии, которая использует лазерный проектор, интегрированный с оправой очков, для отображения AR-контента. Наблюдатели считают, что на рынке коммерческий продукт из этой категории от Google появится не раньше 2024 г.

Между тем одна из крупнейших ОЕМ-компаний Тайваня остановила производство. В городе Таоюань на заводе Compal Electronics, ключевого производителя iPad и Apple Watch, смартфонов Google Pixel, смарт-устройств Amazon Echo и ноутбуков Dell, у сотрудников обнаружен COVID-19. Как отмечается, впервые за несколько месяцев крупный производитель техники на Тайване остановил производство из-за опасений, связанных с коронавирусом. В г. Таоюань находятся штаб-квартиры и производства многих компаний с мировым именем, в том числе ведущего производителя печатных плат Unimicron и крупнейшего в мире контрактного производителя ноутбуков Quanta Computer. Город также находится недалеко от Синьчжу, где расположены предприятия TSMC и UMC. Все же остается надеяться, что ситуация не будет развиваться негативно и локдауна на производствах Тайваня не произойдет. Иначе ситуация с дефицитом лишь усугубиться.

На уходящей неделе стартап электронных платежей Block (бывший Square) сообщил  о прогрессе в разработке системы с открытым кодом для майнинга биткоина. Основатель и генеральный директор компании Джек Дорси неоднократно подвергал критике современный процесс майнинга из-за того, чт он излишне консолидирован, что противоречит децентрализованной природе сетей блокчейн. Томас Темплтон, глава аппаратного бизнеса Block, заявил, что его компания рассматривает майнинг, как необходимую предпосылку для полностью децентрализованного и не требующего разрешений будущего. Он отметил, что в настоящее время чипы для майнинга труднодоступны, а также дороги, а для запуска и управления систем необходимы специализированные технические знания. Не говоря уже про то, что многие установки далеки от идеала – это «уродливые, шумные устройства с высоким энергопотреблением и отвратительной производительностью». Поэтому в  Block сформирована инженерная группа, которая будет заниматься проектированием собственного специализированного чипа, майнинговой микропрограммной прошивки с открытым кодом и необходимого системного ПО. По словам Темплтона, в своей работе над этим проектом компания намерена опираться на сотрудничество с открытым сообществом.

Ну, и в заключение про глобальные расходы на ИТ. Согласно Gartner, по итогам 2022 г. они достигнут 4,5 трлн долл., т. е. на 5,1% выше показателя прошлого года. Аналитики ожидают активное восстановление мировой экономики за счет более широкого внедрения цифровых технологий. И в этом контексте особое внимание будет уделяться ИТ-услугам, на которые придется 1,3 трлн долл. при росте в 7,9%. При этом именно облачные решения обеспечат почти весь рост (11%) рынка корпоративного ПО на фоне активного перехода организаций на решения SaaS. Но это при благоприятном развитии событий.