`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игорь Дериев

Итоги конкурса социальных проектов SocialBoost: Open Data

+55
голосов

Вчера состоялся финал SocialBoost: Open Data, организованного проектом SocialBoost и компанией «Майкрософт Украина». Хороший повод не только поздравить победителей и всех участников, но и обратить внимание на ряд важных вопросов.

Для начала разберемся, о чем вообще речь. «Открытые данные» – некая глобальная идея, подразумевающая, что определенные данные должны быть доступны свободно, без каких бы то ни было ограничений, вроде защиты авторским правом и патентами, а также без дополнительных запросов и разрешений. Это могут быть какие-то научные, медицинские, статистические и пр. материалы. Но чаще всего об открытых данных говорят в контексте деятельности государства, которое с их помощью отчитывается перед гражданами, реализует их права, открывает новые возможности.

Почему данная тема вообще важна. Во-первых, это прозрачность государственной машины и жизненно важных сфер. Во-вторых, открытые данные формируют основу для создания социально-ориентированных сервисов, которые могут улучшить нашу жизнь, а также стимулируют технологический сектор. Вот, к примеру, комментарий от Владислава Радыша, директора «Майкрософт Украина» по технологическому развитию: «Рынок сервисов для граждан на основе открытых государственных данных в Европейском Союзе оценивается более чем в 60 миллиардов евро в год, что превышает, например, объем всей текстильной промышленности ЕС. Украинские разработчики также видят перспективу этого направления.»

Из такой постановки вопроса к открытым данным возникает ряд дополнительных требований. Они должны легко находиться и быть заведомо пригодными для машинной обработки. Во многих странах эти проблемы решаются с помощью специальных правительственных порталов. У нас, естественно, все в лучшем случае находится на стадии проектов, если не прожектов. Даже если какие-то данные и доступны, то разрозненными островками, и для того, чтобы до них добраться и корректно интерпретировать, нередко требуются инсайдерские знания.

Хотя есть и позитивные примеры. Так, данные для заметки о Microsoft GeoFlow я брал с официального сайта украинской переписи населения. Реально полезным сервисом, основанным на открытых данных, является сайт машинно-транспортного бюро, где можно оперативно проверить наличие полиса ОСАГО, скажем, у участника ДТП. Но все это капли в море.

Теперь собственно о конкурсе. На него было подано около 60 заявок, пять из которых были отобраны для финала. Сам финал проходил в форме хакатона – двухдневного программистского марафона, в течение которого сформированная прямо на месте команда должна была создать прототип решения. Формат несколько необычный для проектного конкурса, так как допускает домашние заготовки и может поставить команды в не совсем равные условия. Но Денис Гурский, организатор SocialBoost, не видит в том большой беды - на хакатоне все-равно все переиначивается.

Вероятно, он знает о чем говорит, поскольку победителем стала команда Романа Мельника, студента-политолога, который пришел на конкурс фактически с «голой» идеей – составить на основе данных МВД криминогенную карту Украины. Такой сервис помогал бы людям лучше понимать где они живут, более осознанно выбирать место жительства и пр. Но важнее, что он мог бы послужить основой для более глубокого анализа ситуации с привлечением данных о количестве злачных мест, продажах спиртных напитков и пр. Возможно, приз в размере $3 тыс поможет что-то из этого реализовать. Хотя то, что всего за два дня проект обрел вполне реальные очертания – впечатляет.

Итоги конкурса социальных проектов SocialBoost Open Data

Второе место и приз в $2 тыс получил проект www.citytransport.com.ua (Александр Рыбак), который использует данные о графиках движения киевских метро, городской электрички и скоростного трамвая, чтобы рассчитывать оптимальный маршрут движения с высочайшей точностью (которая и поставлена во главу угла). Остается надеяться, что когда-нибудь столь же предсказуемо станет ходить и другой муниципальный транспорт и сервис станет по-настоящему универсальным и полезным.

Третье место и $1 тыс достались проекту Edumeter (Артем Сердюк), в рамках которого предполагается создать систему объективной оценки средних учебных заведений по результатам сдачи тестов ВНО (ЗНО) их выпускниками.

Более подробно об этих и других проектах можно почитать здесь.

Выводы? Несмотря на ряд вроде бы правильных государственных инициатив, в полном смысле слова открытых данных в Украине фактически нет. А разработчики, как показал нынешний конкурс, охотно взялись бы за их освоение. Спрос же на такие проекты, на самом деле, достаточно велик и, как справедливо заметил Константин Хрущелев, независимый консультант и член жюри, они представляют собой фактически единственный способ получения достоверной объективной информации.

Еще один член жюри – Андрей Терехов, директор департамента стратегических технологий «Майкрософт Украина», признался, что SocialBoost: Open Data заинтересовал его даже больше Imagine Cup, в силу своей большей сфокусированности, которая, в частности, позволяет оценить готовность украинцев решать проблемы своей страны. Готовность, по-видимому, есть, с возможностями – хуже, но капля камень точит. Возможно, подобные конкурсы привлекут к проблеме дополнительное внимание и помогут в ее решении.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT