ИТ-аутсорсинг по-крупному

6 декабрь, 2012 - 10:35Ярослав Петрухно

Почему большие компании прибегают к помощи ИТ-аутсорсеров, имея при этом свои собственные отделы информационных технологий?

Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно. Так, по данным совместного исследования Marketvisio и Orange Business Services, к использованию аутсорсинга крупный бизнес побуждают несколько факторов. Тут и недостаточный уровень экспертизы в области ИКТ, и нехватка квалифицированного персонала. Плюс к этому зачастую отсутствие у штатного специалиста мотивации и возможности внедрения передовых технологий.

Если затронуть тему нехватки персонала, то стоит отметить несколько моментов. На рынке наблюдается определенный дефицит высококлассных специалистов, и даже если удается найти их, то обходятся они недешево. Но в случае ИТ-аутсорсинга исчезает необходимость постоянно держать дорогих узконаправленных специалистов в штате, планировать на них бюджет, предоставлять соцпакеты, гарантировать бонусы и т.д. Нет нужды беспокоиться о том, что этих ценных сотрудников переманит конкурент. Иногда приходится иметь нескольких таких специалистов, чтобы создать резерв на случай больничного или планового отпуска. В особенности это актуально для компаний, у которых небольшой ИТ-штат.

При этом крупные компании редко отдают на аутсорсинг все ИТ-сервисы, примеров – единицы. Главный сдерживающий фактор – угроза потери контроля над собственными данными и персоналом.

Нередко аутсорсинг определенных задач и работа собственного ИТ-отдела сочетаются в самых разных вариантах. Например, разработка бизнес-системы может быть полностью передана на аутсорсинг, тогда ИТ-отдел выступает заказчиком и участвует в планировании проекта, обеспечивает требования разработчиков и, конечно, контролирует работы. После создания системы внутреннее подразделение поддерживает ее, а разработчики вносят изменения в саму систему, дорабатывая функции.

Если говорить о внедрении готового решения, то, как правило, аутсорсинг берет на себя все «заботы», а после запуска передает продукт в эксплуатацию ИТ-отделу и больше не имеет отношения к проекту. Хотя и тут бывают исключения: дальнейшее сопровождение/ обновление/ гарантийное обслуживание и т.п.

Все зависит от конкретных задач и специфики бизнеса компании, поэтому вариантов взаимодействия может быть много. Характер передаваемых на аутсорсинг услуг разнообразен, но среди наиболее востребованных можно выделить три. Более 40% крупных компаний передают внешним подрядчикам развитие бизнес-приложений и интеграцию, за которыми с большим отрывом следуют аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и ее менеджмент. Также в числе перспективных направлений развития аутсорсинга можно назвать услуги внешнего контакт-центра и облачные вычисления.

Бесспорно, в крупных проектах иногда возникают сложности при передаче на аутсорсинг определенных задач. И в данном контексте, пожалуй, основной момент – безопасность, предполагающая согласование с внутренней службой вопросов допуска сторонних лиц к информационной системе. Другой аспект связан с налаживанием коммуникаций, интеграцией с внутренними процессами компании-заказчика.

И тут нельзя не отметить, что собственный ИТ-отдел при выполнении сложных проектов часто выступает тем звеном, которое позволяет наладить правильную коммуникацию между руководством компании и аутсорсером. ИТ-специалисты говорят на одном языке, и это дает возможность оптимизировать работу, сократить время на объяснения непрофильным специалистам, что во многих случаях становится залогом положительных результатов.

А как Вы относитесь к аутсорсингу ИТ-функций, частичному, полному?