IT-аутсорсинг: на раздорожье

3 март, 2008 - 12:20Андрій Кухар

Офшорный IT-аутсорсинг – один из самых обсуждаемых в IT-кругах инструментов управления затратами на протяжении последних лет. И несмотря на то, что менее полугода назад мы посвящали ему Тему недели («Компьютерное Обозрение», № 34, 2007), вновь возвращаемся к этой области, так как накопилось достаточно касающихся ее вопросов, о которых следует поговорить.

Куда ветер подует...

IT-аутсорсинг на раздорожье
Время, когда средний годовой доход индийских специалистов в сфере IT был несравнимо мал в сопоставлении с заработком их американских коллег, ушло, и теперь CIO компаний все чаще задумываются над оправданностью офшорного аутсорсинга

В последнее время все актуальнее для аутсорсинговых компаний становится проблема роста зарплат IT-специалистов – основного источника их прибыли. Что не удивительно, ведь лидерами этого рынка являются преимущественно развивающиеся страны, т. е. с увеличивающимся потребительским потенциалом и амбициями. Так, по данным информационного агентства PayScale, средний годовой доход индусов-программистов и управленцев составляет порядка 8,5 тыс. и 25,5 тыс. долл. соответственно. Разумеется, такими темпами предел, до которого можно повышать зарплаты, вскоре будет достигнут (напомним, что предприятия, пользующиеся IT-услугами офшоринговых фирм, кроме прямых затрат, постоянно несут скрытые, вызванные расстоянием – начиная от издержек на перелеты и заканчивая расходами на эффективное управление со сглаживанием культурных различий), и рентабельность эксплуатации человеческих ресурсов из других стран будет нивелирована.

Способов выхода из создавшейся ситуации может быть несколько. Аутсорсерам необходимо либо увеличивать добавленную стоимость за счет перехода к выполнению высококвалифицированных задач, либо... брать пример с крупнейшей индийской компании, предоставляющей IT-услуги, Infosys с ее новой бизнес-моделью. В недалекой перспективе вместо того, чтобы привлекать множество специалистов (в том числе и высококвалифицированных) для выполнения определенного проекта и после его окончания искать им какие-то другие занятия (чтобы этот ресурс не простаивал), она планирует оставлять права на собственность своих разработок за собой, не передавая заказчику. Последний же будет платить лишь за ПО и его поддержку. Таким образом, в индийской компании появится отдел сопровождения решений (software-assisted-services business unit), предназначенный для долгосрочного обслуживания заказчиков, пока они применяют созданное Infosys ПО. Этот метод напоминает классическую лизинговую схему продажи, в основе которой лежит примерно то же самое: клиент платит за использование, но не получает прав собственности. В Infosys полагают, что такая бизнес-модель станет денежным ручейком – пусть пока и небольшим, но зато стабильным источником финансовых средств. Интересно, как эту идею воспримут заказчики. Есть мнение, что беспокоиться не о чем, ведь во многом подобный метод доставки Software as a Service оказался востребован в мире. С другой стороны, здесь несколько иные условия...

Впрочем, аутсорсеры могут пойти иным путем – компенсировать рост заработных плат своих сотрудников уменьшением скрытых затрат клиентов. Для этого им требуется вплотную приблизиться к последним. Так, к примеру, делает опять же индийский, третий по масштабу экспортер ПО Wipro: чтобы оказывать услуги фирмам из Северной и Латинской Америки, находясь недалеко от них и в том же часовом поясе, он прошлой осенью открыл подразделение по разработке в Монтеррее (Мексика). Эта же компания сейчас занимается организацией центра обучения и создания ПО в Атланте (штат Джорджия), и ресурс берет в местных университетах. Вообще же у Wipro есть центры в Канаде, Бразилии, Китае, Восточной и Западной Европе, и она вряд ли остановится на достигнутом.

В случае, если заказчики все же отвернутся от индусов (что, правда, маловероятно), то смогут обратиться к аутсорсерам из Вьетнама, ведь по сравнению с другими странами здесь сегодня самые низкие зарплаты в области IT. Согласно результатам исследования, проведенного в прошлом году компанией Mercer, средняя зарплата IT-менеджера составляет около 15,5 тыс. долл. в год (что по сравнению с США равно 14%), а опытного IT-работника – всего 5,5 тыс. долл. в год (10%). По росту ВВП Вьетнам уступает в регионе лишь Китаю. Кроме того, в этой стране имеется 80 тыс. выпускников по IT-специальностям, и их число ежегодно увеличивается на 9 тыс. Как результат, эксперты полагают, что жемчужина Юго-Восточной Азии в следующие пять лет должна превратиться в самую популярную площадку предоставления IT-услуг.

О чем забывают

IT-аутсорсинг на раздорожье
За денежную работу персонал аутсорсинговых компаний часто расплачивается проблемами со здоровьем и взаимоотношениями с людьми

Как резонно замечает классик менеджмента Питер Друкер (Peter Drucker), сегодня для любой организации гораздо важнее внимательно относиться к здоровью и благополучию своих сотрудников, чем это было пятьдесят лет назад. Но его советом часто пренебрегают. Если с материальной обеспеченностью персонала аутсорсинговых фирм вопросов не возникает, то с духовной и социальной сферой все далеко не так хорошо. Например, индусам работа в компаниях по предоставлению офшорных IT-услуг дает весьма приличные средства. Нередко для молодежи это единственная возможность безбедной жизни. Однако за прибыльную работу с высоким уровнем стресса и ночными сменами, предполагающую ведение неправильного образа жизни (употребление нездоровых продуктов питания и большого количества жидкости) люди расплачиваются проблемами со здоровьем и взаимоотношениями с окружающими (вплоть до разладов в семьях).

По результатам последнего исследования, проведенного журналом Dataquest совместно с аналитическим агентством IDC, в котором приняло участие 1749 сотрудников из 19 аутсорсинговых фирм, 32% людей страдают нарушениями сна, 25% имеют проблемы с пищеварением, а 20% – отмечают ухудшение зрения. По мнению медиков, расстройства сна и пищеварения чреваты и более серьезными недугами, такими как гипертония, диабет и болезни сердца. Последние, согласно сделанному Всемирной организацией здравоохранения прогнозу, с 2000 по 2030 гг. приведут к смертям 35% трудоспособного населения Индии. Для США этот показатель составляет 12%, для Китая и России – 22 и 25% соответственно.

Это более чем важная проблема, но кто хочет о ней говорить, когда индустрия ежегодно приносит миллиардные доходы и способствует росту экономической мощи страны? Все идет к тому, что на нее обратят внимание, когда она уже приведет к кризису. А он, по всей видимости, не за горами. Так, еще в 2005 г. различные заболевания, сказывающиеся на производительности труда, стоили Индии 9 млрд долл., и если ничего не предпринять, за следующие десять лет эта цифра может вырасти до 200 млрд долл.

Немного утешает, что халатно относятся к здоровью кадров не во всех организациях. Некоторые из них обеспечивают своих сотрудников консультационными услугами по борьбе со стрессом. Так, руководимая некоей Аршаной Бишт (Archana Bisht) фирма, обслуживающая около 25 компаний, включая Intel, IBM, Hewlett-Packard и пр., ежедневно консультирует 60–70 человек.

Пора домой

Но возможно, что аутсорсинговый Вьетнам в полной мере не состоится, а индийские компании, невзирая на принимаемые меры, будут постепенно терять заказчиков. Ряд аналитиков склонен полагать, что рынок офшоринга в 2007 г. достиг своего пика, и в дальнейшем ожидается только его спад. Например, согласно результатам опроса, проведенного рекрутинговой организацией Robert Half Technology, девять из десяти американских CIO не планируют увеличивать степень обращения к офшорным ресурсам по крайней мере до 2009 г.; 59% компаний, которые в прошлом пробовали применять IT-аутсорсинг, отметили, что отказались от него из-за трудностей с управлением; 30% считают, что посредством этого инструмента им не удалось добиться уменьшения затрат; 23% пожаловались, что их не удовлетворило качество выполненных аутсорсерами работ; наконец, 11% IT-директоров утверждают, что они отказались от офшоринга по той причине, что это ведет к деморализации американских специалистов.

По мнению Марка МакДональда (Mark McDonald), вице-президента группы Executive Programs аналитической организации Gartner, отказу от офшорного аутсорсинга (в особенности в пользу инсорсинга – создания собственных автономных структурных единиц, оказывающих специализированные услуги как подразделениям предприятия, так и внешним контрагентам) способствует и то обстоятельство, что доллар США по отношению к другим валютам (в том числе индийской рупии, в которой сегодня ведется большинство расчетов в области IT) продолжает ослабевать. Вот почему глобальные компании начинают возвращаться в Соединенные Штаты, чтобы удержать доллар и, следовательно, экономику страны на плаву.

Однако в полном соответствии с мыслью Томаса Вулфа о том, что домой возврата нет, поскольку все изменилось, сделать это будет непросто, так как рынок труда здесь тоже стал другим. Теперь он целиком и полностью принадлежит работодателям, а не работникам. Это выражается прежде всего в том, что наниматели строго диктуют свои условия. К примеру, в объявлениях они указывают неоправданно жесткие требования к кандидатам. В основном это касается опыта работы (ОР). Довольно часто требуется ОР в какой-то определенной отрасли без каких-либо веских причин для этого. Бывают и вовсе курьезные ситуации, когда та или иная технология существует гораздо меньше времени, чем оговариваемый опыт ее использования. К ОР добавляются требования владения определенным набором современных средств, которым, как правило, кадрам нелегко соответствовать ввиду того, что на рабочем месте им нередко приходится иметь дело с унаследованными технологиями, а на самостоятельное освоение «модных» попросту не хватает времени. Чаще всего такая ситуация наблюдается в корпорациях с преобладанием вертикальной специализации. В итоге наниматели жалуются на недостаточную квалификацию у потенциальных сотрудников и упорно не желают расширять «полосу пропускания» соискателей, и интервью подчас не удостаивается масса пусть и не всегда всецело компетентных, но талантливых людей.

Впрочем, некоторые компании понимают это и в поисках самых достойных действуют иначе. А именно – не отказывая в интервью даже фактически неподходящим лицам: они дают им шанс проявить себя на собеседовании. Во время данной процедуры кандидатам вместо прямых профессиональных вопросов относительно работы задают, на первый взгляд, совсем неуместные. К примеру: сколько мячиков для гольфа может поместиться в школьном автобусе? На какую сумму можно рассчитывать, помыв все окна в Сиэтле? Почему канализационные люки круглые, а не, скажем, квадратные? В Кремниевой Долине и других схожих местах, где работодатели хотят не столько добиться правильного ответа на непростой вопрос, сколько узнать, как потенциальный сотрудник попытается решить поставленную задачу, соискатели часто сталкиваются с подобным подходом. Поскольку сегодня предприниматели должны быть способны быстро реагировать на изменяющуюся динамику рынка, они нуждаются в специалистах с высоким коэффициентом умственного развития и хорошими оценками в аттестате, но главное – им нужны люди, умеющие быстро соображать. Известно, что подобное практикуют Microsoft, Google, Amazon.com, eBay.