iPad как убийца ПК-индустрии?

20 сентябрь, 2010 - 08:15Александр Пацай

На прошлой неделе прозвучало сразу несколько интересных заявлений по поводу того, что наличие iPad наносит существенный урон продажам обычных компьютеров, в частности — ноутбуков. Первым выступил Брайн Данн (Brian Dunn), генеральный директор компании Best Buy, крупнейшей сети магазинов по продаже электроники в США. В интервью Wall Street Journal тот заявил, что продажи iPad “каннибализировали” продажи обычных ноутбуков на целых 50%.

Правда, позже в блоге сети появилось заявление от его имени, что “слухи о смерти этих устройств (ноутбуков) чрезвычайно преувеличены”. При этом там не было прямого утверждения о том, что он не говорил о тех самых 50% продаж iPad вместо ноутбуков, просто уточнил, что это не совсем точное описание того тренда, который происходит. Позже появилась информация, что якобы он имел в виду нетбуки, но вся эта история с полуопровержениями выглядит довольно странно — складывается впечатление, что на Best Buy могли надавить некоторые партнеры, которым не нравится подобная информация.

Несколько дней спустя инвестиционный банк Morgan Stanley опубликовал куда более скромную, но все равно довольно основательную цифру в 25% — именно столько процентов продаж ноутбуков отобрал iPad с момента начала продаж в апреле 2010 года. Эта цифра Morgan Stanley основана на результатах исследования компании NPD, в рамках которого было обнаружено, что до февраля этого года продажи ноутбуков росли, вплоть до роста продаж на 70% по сравнению с тем же периодом год назад. Но начиная с марта продажи ноутбуков начали сжижаться, вплоть до августа 2010 года, когда продажи портативных компьютеров оказались на 4% ниже августа прошлого года. Интересно, что еще в марте 2010 года компания Alphawise проводила исследование, в котором 44% опрошенных людей ответили, что они рассматривают iPad как замену ноутбуку, что, в общем-то, вписывается в общую картину продаж ноутбуков сегодня.

Так что, является ли iPad убийцей обычных компьютеров, или хотя бы ноутбуков? Я думаю, что пока что об этом говорить рано. На снижение продаж ноутбуков могут влиять масса различных факторов. Даже если предположить, что все продажи iPad (а это, похоже, порядка 1,5 млн штук в месяц) идут за счет продаж ноутбуков, то этого количества будет все равно недостаточно, чтобы нанести особо заметный ущерб продажам. Если немного погуглить интернеты, можно сделать предположение, что в этом году уже было продано около 200 млн компьютеров. Даже если всего лишь половина из них — ноутбуки (а в последнее время ноутбуков продается значительно больше, чем настольных компьютеров), то цифры получаются немного другого плана: 100 млн ноутбуков против 6-7 млн iPad. Правда, аналитики той же NPD, которые предоставляют свои цифры Morgan Stanley, говорят, что каннибализация продаж ноутбуков iPad-ом составляет число в районе 14-16 процентов, но никак не 50 процентов.

Может, iPad хотя бы отбирает хлеб у производителей нетбуков? Вот тут интересней, потому что совсем недавно руководитель ASUS заявил о том, что компания снижает собственный прогноз продаж нетбуков в связи с обострившейся конкуренцией со стороны iPad. А основатель Acer и вовсе сравнил продукты Apple с “мутирующим вирусом”, для которого сложно найти лекарство в краткосрочной перспективе. Правда, он считает, что в долгосрочной перспективе производители компьютеров и прочих гаджетов смогут “изолировать” Apple и ее продукты и справиться с “этой заразой”.

Но вообще я с трудом представляю себе людей, которые на данном этапе могут покупать iPad как полноценную замену компьютеру. Иногда, для некоторых задач — да, но объем того, что можно делать на iPad, ограничен. В конце концов, даже для того, чтобы активировать iPad, все равно нужен компьютер (хотя это, впрочем, может быть легко исправлено Apple в будущем). Но вот при наличии основного ПК дома заменить еще один компьютер (а это как раз, скорей всего, мог быть ноутбук или нетбук) в домашнем хозяйстве iPad вполне может. Причем в данном случае речь идет не столько о конкретном гаджете от Apple, сколько о планшетах как продуктовой категории в целом, которые выбирают или будут выбирать в будущем потребители. Правда, пока что на рынке реальных конкурентов iPad нет — поделка вроде Dell Streak не считается, а Samsung Galaxy Tab в продажу пока не поступил. А когда поступит, тогда и посмотрим — подозреваю, что вряд ли его ожидает большой успех, частично “благодаря” мобильным операторам, частично тому, что сам Android в текущей версии не очень хорошо подходит для форм-фактора планшетов, а приложения из Android Market там будут выглядеть “не очень красиво”.

В общем, определенный урон индустрии компьютеров iPad, конечно, нанес, но говорить о том, что он был сколько-нибудь значимым (50 процентов? ха!) — как минимум, неосмотрительно со стороны руководителя Best Buy. Но по мере того как будет меняться то, как люди используют компьютеры, как люди пользуются информацией в интернете, форм-фактор планшета (аля iPad, а не tablet PC) будет становиться все более популярным и это, безусловно, приведет к снижению продаж настольных и портативных компьютеров. Но не сегодня.