Интеллектуальные телефоны наступают

26 февраль, 2008 - 12:04Артем Юрченко

Широкомасштабное развертывание сетей третьего поколения, а также стремительное вторжение в мобильный сектор технологий транслирования ТВ и спутниковой навигации заставляют производителей сотовых терминалов все чаще акцентировать внимание собственных R&D-центров именно на конвергентных разработках.

Катализатором вынесенного в заголовок статьи процесса является постепенно падающая норма прибыли от поставок классических моделей телефонов, в то время как у смартфонов и коммуникаторов данный показатель высок и относительно стабилен. Кроме того, в сегменте портативных устройств давление со стороны этих моделей испытывают лишенные интегрированных GSM- или CDMA-модулей КПК. Согласно подсчетам аналитиков Canalys, за прошлый год их продажи снизились на 47% и едва преодолели порог в 3 млн шт. Что же касается «интеллектуальных» терминалов, то их сбыт, наоборот, вырос на 60%, впервые достигнув отметки 115 млн.

Лидерами стали

Реализовав 60,5 млн смартфонов, на первом месте обосновалась Nokia. Стабильный рост продаж наиболее популярных моделей в мультимедийной линейке – терминалов N70, N73 и N95 – позволил подразделению Multimedia Business Group увеличить реализацию на 34%, до 10,5 млрд евро. Не менее успешным оказался год и для отдела Enterprise Solutions – сбыт бизнес-смартфонов во главе с E65 и E61i достиг 2,1 млрд евро.

Обращают на себя внимание и достижения Research In Motion, продажи которой в годовом сопоставлении возросли на рекордные 121%. Расширив в последние месяцы прошлого года клиентскую базу на 4 млн пользователей, RIM еще прочнее закрепилась в статусе регионального лидера на территории США. Популярность смартфонов BlackBerry позволила ей занять 42% локального рынка. Что характерно, изначально ориентированная на корпоративных клиентов, она постепенно обращает взоры в сторону потребительского сегмента, доказательством чему служит развитие линейки Pearl, а также упорные слухи вокруг разработки альтернативы iPhone – BlackBer-ry 9000.

Менее чем за год присутствия на этом рынке, Apple удалось занять третью строчку рейтинга производителей смартфонов, исходя из объемов продаж. Правда, пока что это касается только последнего квартала 2007 г., но, принимая во внимание присутствие лишь на некоторых региональных рынках, результат компании впечатляет. К слову, сбыт iPhone в США превзошел показатели Motorola, Palm и всех смартфонов на базе Windows Mobile вместе взятых, составив 27% рынка (у конкурентов из Palm 9%, у WM – 21% ). Менее успешно обстоят дела Apple в регионе EMEA. Однако, учитывая официальные продажи всего в трех европейских странах, а также ряд сдерживающих популярность факторов, таких как отсутствие в iPhone поддержки 3G и GPS, пятое место по итогам года вслед за Nokia, RIM, HTC и Motorola – довольно серьезная заявка. Так или иначе, но уже сегодня вполне реальными представляются заявления Apple о реализации к концу 2008 г. 10 млн терминалов.

Что касается планов Motorola, то полагаясь исключительно на WM, продвигаемая компанией линейка Q покинула лидирующую тройку рейтинга. Принимая во внимание глубокий кризис, поразивший телефонный бизнес компании (лишь в прошлом квартале продажи телефонов упали почти на 40%, а убытки за год достигли 49 млрд долл.), а также отсутствие каких-либо революционных разработок в секторе смартфонов, можно предположить, что рыночная доля Motorola в нынешнем году продолжит сокращаться.

Битва платформ

В этом контексте особого внимания заслуживают свежие данные Microsoft, согласно которым в прошлом году на рынок было поставлено свыше 14 млн аппаратов под управлением WM. Усилившаяся конкуренция привела к тому, что доля лидера WM-направления смартфонов (без учета моделей с сенсорными экранами) – High Tech Computer – в годовом сопоставлении снизилась до 30%. При этом датируемые летом 2007 г. прогнозы явно указывали на то, что под контролем HTC находилось около 50% продаж. Главным фактором, повлиявшим на столь заметное ослабление позиций, называют успешное продвижение новых моделей с Windows Mobile силами Samsung и Motorola.

Наиболее успешным в деле освоения конвергентных разработок оказался Азиатско-Тихоокеанский регион. На долю входящих в его состав стран пришлось 47,9 млн приобретенных аппаратов. Наилучшие показатели демонстрируют решения, построенные с использованием Symbian, – им принадлежит почти 85% рынка. Так, только в Китае устройства под управлением этой ОС занимают 60% рынка. По собственным оценкам консорциума Symbian, именно на КНР пришлось более 12% всех выпущенных в 2007 г. Symbian-устройств. Не менее впечатляющие успехи платформы и на японском рынке, где несмотря на традиционно сильные позиции Linux-ориентированных Sharp и Fujitsu, оснащенные этой ОС терминалы по итогам года заняли более 50% рынка смартфонов. На руку Symbian в регионе APAC играет и довольно низкая активность RIM, Palm и Linux-направления Motorola, не говоря уже об iPhone.

Активное освоение новых стандартов связи, к примеру, высокоскоростных HSPA-сетей (уже развернуты в 26 из 27 стран ЕС), подталкивает значительную часть пользователей EMEA к переходу на терминалы с расширенной функциональностью. Как следствие, в целом по региону продажи превысили 46 млн устройств, а безоговорочное первенство принадлежит Symbian, модели под управлением которой были выбраны подавляющим большинством (80%) покупателей.

Глядя вперед

Тем временем лагерь производителей смартфонов продолжает расти. Относительно недавно специализирующаяся на GPS-навигаторах компания Garmin анонсировала выпуск в ближайшее время терминала с поддержкой спутниковой навигации Nuvifone. Также вполне возможно, что программная инициатива Android получит свое продолжение в аппаратном направлении, и Google возьмет под свое крыло одну из заметных профильных фигур, например Palm. Так или иначе, но подобное развитие событий благотворно скажется на дальнейшем развитии рынка, что дает все основания утверждать о преодолении в текущем году рубежа в 200 млн реализованных смартфонов. Эта цифра соотвествует увеличению доли «умных» устройств в общем сбыте телефонов до 22%. Заметный подъем сегмента будет сопровождаться целым рядом характерных тенденций, к наиболее ярким из которых следует отнести нарастающее противостояние платформ, вызванное появлением вполне конкурентоспособных продуктов на Linux. Наконец, на развитии рынка ощутимо скажется массовое внедрение GPS-модулей и совершенствование «завязанных» на навигационные функции LBS-сервисов, а также расширение операторами перечня уже традиционных услуг с добавленной стоимостью VAS.

Рынок смартфонов в IV квартале 2007 г.
Компания IV кв. 2007 г. IV кв. 2006 г. Изменение, %
Поставки, шт. Рыночная доля, % Поставки, шт. Рыночная доля, %
Nokia 18 802 480 52,9 11 114 630 53,8 69,2
RIM 4 046 860 11,4 1 829 260 8,9 121,2
Apple 2 320 840 6,5 - 0,0 -
Motorola 2 301 260 6,5 1 463 090 7,1 57,3
Другие 8 050 920 22,7 6 260 220 30,3 28,6
Всего 35 522 360 100,0 20 667 200 100,0 71,9
По данным Canalys