По отчетам аналитических компаний, темпы роста рынка ПК в Западной Европе за
последние три-четыре года сократились в несколько раз. И хотя ситуация обещает
немного выправиться в 2002--2003 гг., ничего кардинального здесь уже произойти
не может. На этом фоне восточноевропейские страны с 20--50%-ным ростом продаж
являются сейчас для многих ключевых фигур на IT-рынке объектом повышенного внимания.
Ведь когда рынки становятся действительно "развивающимися" (developing),
а не "отсталыми" (emerging), возможность получения дополнительных дивидендов
не хочет упускать никто. Даже лидер.
Почему СНГ?
Для Intel регион СНГ сегодня важен по многим причинам.
|
Андрей Гребень: "В Украине
есть еще порядка 150--200 компаний, которые могут стать участниками программы
IPI"
|
Во-первых, рост продаж -- наиболее яркий показатель успешного бизнеса. Этого правила
еще никто не отменял, тем более если соответствующие цифры в Украине по отдельным
видам продукции переваливают за 100%. При таком росте быстрее возвращаются инвестиции
в развитие партнерской сети, окупаются затраты на маркетинг и поддержку продукции,
более предсказуем бизнес. К тому же Intel -- не та компания, которая будет упускать
малейшую возможность упрочить свое положение на рынке, а амбициозность (в лучшем
смысле этого слова) присуща и всей компании в целом, и практически каждому ее
менеджеру.
Другой фактор, объясняющий повышенное внимание Intel к развивающимся странам,
-- отсутствие здесь других каналов распространения ее продукции, кроме дистрибьюторских.
Если в 2001 г. в мире дистрибьюторы реализовали около 35% процессоров Intel, то,
например, в Украине -- почти 90%.
Безусловно, нельзя не учитывать и некоторое снижение доли Intel на мировом рынке x86-процессоров: по данным IDC, с 82,2% (2000 г.) до 78,7% (2001 г.). А в Европе соотношение сил Intel/non-Intel оценивают уже как 70 : 30.
Подобная тенденция справедлива и для Украины. Анализ структуры предложений ПК в еженедельнике "Hot Line" за последний год показывает, что за этот период доля компьютеров на базе процессоров Intel уменьшилась на 15%: с 82% в апреле 2001 г. до 67% в марте текущего года. Конечно, эти данные можно проецировать на структуру продаж ПК с некоторыми поправками, но динамика все же останется без изменений.
Intel, естественно, не заинтересована в переделе рынка, на котором практически
вся ее продукция распространяется через дистрибьюторские каналы. Компания смотрит
на развитие своего бизнеса в Украине сегодня даже более оптимистично, чем когда
бы то ни было. Впрочем, учитывая ее сильную партнерскую сеть и полнофункциональный
локальный офис, это неудивительно. И в текущем году работе с партнерами (около
300 локальных компаний имеют статус Intel Product Integrator и 12 -- Intel Premier
Provider) будет уделяться первостепенное внимание. Об этом неоднократно говорили
недавно побывавшие в Украине с деловым визитом высокопоставленные сотрудники Intel
-- Дэрил Ганас (Daryl Ganas) и Аманда МакГонигл (Amanda McGonigle), отвечающие,
соответственно, за дистрибьюторские каналы и сеть интеграторов продукции Intel
в регионе EMEA.
IPI и IPP
|
Аманда МакГонигл: "IPP
будет оставаться эксклюзивной программой для эксклюзивных партнеров"
|
По данным киевского офиса Intel, объем
продаж всех ее продуктов в Украине в 2001 г. вырос по сравнению с 2000 г. на 40%,
в том числе: процессоров -- на 38% (в деньгах) и на 72% (в штуках), материнских
плат -- на 195% и 212%, серверных продуктов -- на 109% и 108%. При этом у нас,
как и во всей Восточной Европе, происходит усиление роли малого и среднего бизнеса
в развитии IT-рынка -- количество заказчиков увеличивается, и акценты в работе
с каналом смещаются в сторону создания эффективной системы продвижения продукции
вплоть до конечных потребителей. Поэтому, помимо дальнейшего технологического
совершенствования своих процессоров (технология производства 0,13 мкм, выпуск
в этом году новых моделей Pentium 4 и Celeron, работающих на частотах до 3 GHz
и пр.), Intel сокращает время выхода новых продуктов на рынок и обеспечивает их
быструю доступность в канале, начинает распространение через дистрибьюторов мобильных
версий Pentium 4, вводит новые программы поддержки партнеров, например розничных
продавцов... Каналы -- вот главное преимущество Intel на локальных рынках.
По мнению Аманды МакГонигл, в настоящее время Intel начинает получать отдачу от тех инвестиций, которые компания вкладывала в развитие каналов последние 7--10 лет. "Тем не менее мы постоянно работаем над расширением сети партнеров IPI/IPP, -- подчеркивает Андрей Гребень, региональный менеджер Intel в Украине, Беларуси, Молдове, странах Балтии и Болгарии. -- По нашим оценкам, в Украине есть еще порядка 150--200 компаний, которые могут стать участниками программы IPI. А количество IPP к концу года мы планируем увеличить до 17".

О том, какие преимущества получают авторизованные партнеры Intel, можно прочитать
на
сайте компании.
Их список достаточно большой, и хотя не все пункты программы могут работать на
практике одинаково эффективно, но в целом для локальных сборщиков она является
достаточно мощным стимулом к партнерству с Intel. Кроме того, как сообщили в киевском
офисе компании, в этом году планируется сделать акцент именно на увеличении эффективности
программ IPI/IPP, особенно в отношении небольших и средних компаний.
Еще один дистрибьютор?
Авторизованные дистрибьюторы -- ASBIS-Ukraine, ELKO-Kiev и "Квазар-Микро" -- пока единственные прямые партнеры Intel в Украине. Предполагается ли появление новых?
|
Дэрил Ганас: "Я не уверен,
что здесь нужен еще один дистрибьютор"
|
Отвечая на этот вопрос, сотрудники Intel высказываются весьма осторожно, но полностью
такую возможность не исключают.
"Я не уверен, что здесь нужен еще один дистрибьютор, -- подчеркивает Дэрил Ганас. -- Наши усилия сосредоточены главным образом на том, чтобы доводить продукты до конечного пользователя, и в рамках этих усилий мы рассматриваем существующую модель построения каналов на рынке. Если мы увидим, что она не обеспечивает необходимого охвата рынка, в первую очередь, заказчиков малого и среднего бизнеса, тогда действительно может потребоваться еще один дистрибьютор или введение схемы субдистрибьюции".
"Есть два вектора развития каналов: вширь -- увеличение количества дистрибьюторов -- и вглубь -- появление новых форм работы с клиентами, новых партнеров в цепочке, -- в свою очередь отмечает Андрей Гребень. -- Сегодня задача максимального охвата клиентов практически полностью лежит на дистрибьюторах, и это оптимальный для нас вариант. Безусловно, рынок постоянно меняется, развивается, и не исключено, что возникнет необходимость перемен и в структуре каналов".
На самом деле, учитывая емкость местного рынка процессоров и возможности его сегодняшних
игроков, появление нового дистрибьютора Intel в Украине, как мне кажется, может
происходить лишь по российскому сценарию: когда новый дистрибьютор (
Millennium
Distribution) приходит на место старого (Link Technologies). Однако в нашем
случае это маловероятно.
С другой стороны, в иерархии Intel есть статус прямого OEM-партнера, который предоставляется крупным локальным сборщикам. Сегодня в Украине три потенциальных претендента на эту роль -- OEM-партнеры, приобретающие продукцию Intel у местных дистрибьюторов: e.service, "Инком" (Prime Computers) и "Квазар-Микро Техно". И, на мой взгляд, получение одной из этих компаний возможности прямых закупок продукции Intel равносильно появлению четвертого дистрибьютора, поскольку это сразу нарушит расстановку сил: заставит искать новые каналы сбыта и дистрибьютора, чьим дилером сейчас является локальный сборщик, и самого OEM-партнера, если он не сумеет выполнить взятые на себя обязательства по выпуску ПК.
Трудно сказать, по какому сценарию будет происходить развитие каналов Intel в Украине. Очень велика вероятность того, что в этом году структура партнерской сети останется неизменной. По крайней мере, на это указывают слова Андрея Гребня: "Мы считаем, что на данный момент модель бизнеса Intel в Украине сбалансирована настолько, насколько это возможно, и рост продаж -- яркое тому доказательство. Вопрос в другом: достаточно ли этого для того, чтобы двигаться дальше?".
Як RPA-платформа допомогла SkyUр автоматизувати оплату рахунків