Интегрированная графика Intel: второе дыхание

10 сентябрь, 2007 - 19:00Евгений Слободянюк

Не секрет, что встроенное графическое ядро Intel серии X3000 оказалось весьма удачным. Настолько удачным, что компания всерьез планирует начать (а вернее, возобновить) экспансию на рынок дискретной графики. А это будет непросто, ведь с момента выхода GPU Intel 740 прошло практически 10 лет, и даже если оставить в стороне разработку «железа», только написание качественных драйверов требует многолетнего опыта и умения. Именно поэтому нельзя не одобрить подход Intel, ведущей интенсивные исследования в данном направлении.

В прошлом месяце компания выпустила обновленные драйверы для чипсетов G965 и G35, которые исправляют важнейшие недоработки предыдущих версий – теперь эти наборы системной логики аппаратно поддерживают вершинные шейдеры (в том числе версии 3.0) и обсчет трансформаций и освещения (T&L). Ранее эти операции выполнялись центральным процессором, и, соответственно, игры и бенчмарки, требовавшие именно аппаратной совместимости, на интегрированных чипсетах Intel не работали. Более того, для тех же драйверов серии 14.31 (для Windows XP) и 15.6 (Vista) заявлено существенное повышение производительности и совместимости со многими играми, что мы обязательно проверим.

К сожалению, материнские платы на базе G35 до сих пор недоступны даже в представительствах вендоров, поэтому в качестве инструмента для тестирования мы выбрали ASUS P5B-V на чипсете G965.

Действительно, после установки драйвера версии 14.31 в 3DMark2006 появилась возможность запустить все серии тестов, в том числе группу HDR/SM3.0 Graphics Tests. Приятно отметить, что ни сбоев, ни каких-либо артефактов отмечено не было, качество изображения визуально практически не отличимо от такового на дискретных видеокартах AMD/NVIDIA, и лишь придирчивое изучение картинки позволило выявить небольшую разницу в цветопередаче и отрисовке отдельных элементов изображения.

Интегрированная графика Intel второе дыхание
Интегрированная графика Intel второе дыхание
Интегрированная графика Intel второе дыхание

Самыми же интересными оказались результаты экспресс-тестирования производительности новых драйверов по сравнению со старыми (использовалась версия 14.24). Исходя из опыта, мы рассчитывали увидеть в лучшем случае 1–3% прироста, поэтому увеличение быстродействия на уровне 20% стало, мягко говоря, неожиданностью. В Far Cry ситуация изменилась вообще радикально – если ранее эта игра очень плохо работала на интегрированных чипсетах Intel, то теперь нетребовательные пользователи вполне смогут запустить ее на G965. В то же время простор для дальнейшего совершенствования еще, несомненно, остается, поскольку в процессе тестирования в этом приложении несколько раз пришлось столкнуться со «слетаниями» текстур и другими артефактами. Тем не менее описанная проблема совершенно не носила системного характера, так что и в этой дисциплине Intel получает зачет авансом.

Подытоживая, можно сказать, что обновленные драйверы для интегрированных чипсетов превзошли наши ожидания. Конечно, уровень производительности по-прежнему недостаточен для комфортного их применения в современных 3D-играх, но лишними новые функции и повышенное быстродействие также не будут. Все это востребовано в Windows Vista и в ряде случаев составит разницу между играбельностью или неиграбельностью в проектах годичной-двухгодичной давности.

Нельзя оставить без внимания и сам факт успехов Intel на ниве графических технологий. Уже продолжительное время компания является поставщиком № 1 в области графики для настольных и мобильных ПК, однако общее мнение пользователей и обозревателей всегда было скептическим – встроенное видео применяли либо в корпоративном секторе, либо самые экономные покупатели, либо те, кого вообще не интересовали игровые и видеовозможности компьютера. Теперь же ситуация меняется – интегрированное видеоядро такого уровня, как в чипсетах G965 и G35, вполне может составить конкуренцию видеокартам младшего ценового диапазона. А учитывая тот факт, что достается оно в составе материнской платы практически бесплатно, вполне вероятно, что эти чипсеты будут способствовать дальнейшему увеличению доли интегрированной графики в общей структуре рынка.

Не секрет, что в области дискретных видеокарт конкурируют между собой лишь две компании, а в последнее время в отдельных ценовых диапазонах даже наметилась неприятная тенденция к монополизации. Поэтому можно только от души пожелать процессорному гиганту дальнейших успехов на данном поприще. Мы будем с нетерпением ожидать появления нового игрока на рынке видеокарт, ведь места тут предостаточно – хватило бы умения и сил.

Конфигурация тестового стенда
Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 GHz)
Материнская плата ASUS P5B-V
Память Corsair CM2X1024-8888C4D, в режиме DDR2-800, тайминги 4-4-4-9
Жесткий диск Western Digital WD1600JB (160 GB, 7200 об/мин)
Блок питания SeaSonic SS-600HT APFC F3 (600 Вт)
ОС Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c june
Драйверы Чипсет 8.3.0.1013; встроенное видео 14.24, 14.31