На IBM Finance Forum 2012, прошедшем 28 августа в отеле InterСontinental, компания представила пакет Cognos TM1 – интегрированное решение для планирования, прогнозирования, моделирования и финансовой отчетности.
Владимир Чайковский: «Исследования, проведенные IBM, показали, что компании, внедрившие у себя системы бизнес-аналитики, достигли в три раза большей эффективности» |
Открыл форум директор по развитию бизнеса IBM Украина Владимир Чайковский. Он отметил, что сегмент бизнес-аналитики продолжает развиваться и сегодня является, вероятнее всего, единственным, объемы которого превысили докризисный период. По данным IDC, за 2010-2011 гг. сегмент бизнес-аналитики глобально вырос, примерно, на 14%. И компании, следуя мировой тенденции, инвестируют в этот сегмент достаточно много ресурсов. Если говорить о перспективах развития, то, по оценкам Gartner, они довольно оптимистические – годовой рост рынка, ориентировочно, ожидается на уровне 10%, а к 2015-2016 гг. он достигнет 50 млрд. долл. По мнению экспертов, рынок бизнес-аналитики на сегодня является наиболее перспективным. И если в прошлом году основной темой были облачные технологии, то в текущем акцент делается на бизнес-аналитике. Этому способствовал ряд факторов. С одной стороны, появление мощных инструментов обработки и анализа стимулировало компании к накоплению больших объемов данных. С другой – для успешного управления и повышения эффективности бизнес требует дополнительных данных. Исследования, проведенные IBM, показали, что все компании, которые внедрили у себя системы бизнес-аналитики, достигли, ориентировочно, в три раза большей эффективности. В целом, компании, использующие для ведения бизнеса аналитические инструменты, получают преимущества.
От московского представительства IBM участников форума приветствовал руководитель департамента бизнес-аналитики в России и СНГ Александр Тихонов. Он подчеркнул, что бизнес-аналитика является ключевым направлением IBM, и компания много инвестирует в его развитие. IBM анализирует последние тенденции, проводит опросы финансовых директоров, CIO, менеджеров по маркетингу и на основании полученных данных расширяет свой портфель продуктов по бизнес-аналитике.
Джин Вильнев: «Smarter Analytics от IBM предоставляет целостный подход, который позволяет превратить данные в понимание, а понимание – в выход продукции» |
С обзорным докладом о роли бизнес-аналитики для решения современных задач финансовых директоров выступил Джин Вильнев (Gene Villeneuve), который в IBM отвечает за стратегию и развитие BI-продуктов, а также руководит подразделением по бизнес-аналитике.
Он начал с наблюдений того, что сейчас происходит на рынке бизнес-аналитики. Компании сегодня находятся под давлением множества требований со стороны регулирующих органов. Нужно выполнять требования нормативных документов, необходимы бюджетирование и планирование бизнеса, нужно быстро реагировать на все изменения, происходящие на рынке, а также собирать и обрабатывать и другую информацию, находящуюся за пределами традиционных приложений. Это могут быть социальные сети, данные, поступающие в режиме реального времени, в общем, то, что сейчас часто называют Big Data.
Слово «аналитика» все чаще встречается в словаре бизнесменов, в то время как еще два-три года назад его можно было редко услышать. Многие организации рассматривают бизнес-аналитику как свое конкурентное преимущество. Согласно исследованию, приведенному Sloan Management Institute, компании, использующие в своем бизнесе аналитику, работают более чем на 200% эффективнее. Более того, ненадлежащее управление производительностью снижает на 30% потенциал предприятия.
Рынок меняется очень быстро, много дополнительных данных поступают от таких приложений, как CRM, ERP, и практика показывает, что для 55% организаций их бюджетные ожидания не оправдываются уже через три месяца после начала года. Таким образом, обратная связь должна отрабатываться быстрее.
Сегодня же персонал используется нерационально. Так, в типичном случае 47% сотрудников используются для сбора и проверки данных, 30% решают административные задачи и только 23% занимаются анализом и вносят что-то ценное. Эту ситуацию необходимо изменить. Однако отчеты без BI и аналитических инструментов не помогут понять основные причины снижения эффективности и исправить положение. С их помощью можно автоматизировать процессы, ускорить реакцию на изменения рынка, получить новое видение ситуации.
Четыре года назад IBM начала сотрудничать с организациями с целью построения «умной планеты» (smarter planet). Из опроса тысяч клиентов компания сделала вывод, что основой для этого является аналитика. Ее применение помогает организациям не только экономить ресурсы за счет более эффективного их использования, но и защищать окружающую среду. Движущей силой для ее повсеместного распространения служат три тенденции: Big Data, возрастающая роль потребителей и стремление сделать больше меньшими силами.
Чего же ждут компании от бизнес-аналитики? Прежде всего, помощи в сохранении и увеличении количества клиентов, улучшения операционной эффективности, трансформации финансовых процессов, результативного управления рисками и предотвращения мошенничества.
Smarter Analytics от IBM предоставляет целостный подход, который позволяет превратить данные в понимание, а понимание – в выход продукции. Докладчик привел пример производителя мороженого, который поставил датчики на контейнеры с продукцией, и если, скажем, на одном из этапов цепочки поставки контейнер находился более 8 мин. вне морозильника, то ответственность за качество такого продукта будет нести не производитель, а поставщик.
Для трансформации бизнеса на основе аналитики необходимо предпринять ряд мер. Необходимо выстроить организацию вокруг информации, предугадывать и формировать выход продукции, предпринимать правильные действия, в том числе, и по рекомендациям, встроенным в аналитические продукты IBM. И, пожалуй, последнее по списку, но не по важности, необходимо постоянно учиться на результатах принимаемых решений и обновлять бизнес-правила.
Далее Джин Вильнев перешел к краткой презентации имеющегося на рынке продукта IBM Cognos Insight. Это персональное аналитическое ПО, которое помогает аналитикам и бизнес-пользователям быстро получать доступ к внешним и корпоративным источникам информации, изучать, анализировать и визуализировать бизнес-данные, а также поделиться этой информацией с другими. Программа имеет простой и интуитивно понятный интерфейс, наглядные и информативные «приборные доски».
Все это позволяет легко анализировать информацию, определять тенденции, проводить моделирование в стиле «что-если» и, в целом, быстрее реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Детальнее о новых возможностях Cognos Insight для планирования, анализа и прогнозирования прибыли рассказали лидер группы архитекторов по аналитическим решениям Екатерина Фищукова и ведущий архитектор по аналитическим решениям Андрей Ведешин (IBM Россия/СНГ). Они раскрыли их, инсценируя диалог бизнес-пользователя (А. В.) и ИТ-специалиста (Е. Ф.).
Андрей Ведешин: «FSR является единой платформой для стандартизации подготовки отчетной документации коллективом сотрудников и раскрытия информации» |
В качестве примера была выбрана задача сравнения и анализ бизнес-показателей среднестатистической компании-конкурента с аналогичными показателями исходной компании. Цель – формирование плана на следующий год. Данные, подготовленные отделом маркетинга в виде Excel-файла, были легко импортированы в рабочее пространство программы. Затем посредством подсоединения к корпоративному порталу в рабочее пространство были перенесены соответствующие данные компании. За счет 64-разрядной технологии in-memory анализ был выполнен практически мгновенно. Форма графического представления результатов может быть выбрана пользователем. Переключение между показателями было реализовано с помощью контекстного фильтра. Затем было выполнено моделирование, что будет, если расходы снизить на 15%. Новый бюджет может быть опубликован на корпоративном портале для ознакомления с ним сотрудников финансового отдела. Далее были продемонстрированы возможности коллективной работы с новым бюджетом.
В современном бизнесе увеличивается роль финансовых директоров и финотделов. В то же время возникают и новые проблемы, порождаемые возросшими требованиями. Они, в частности, включают необходимость организации глобальных финансовых операций, консолидацию огромного объема финансовых и операционных данных, многочисленные и сложные отчеты всех уровней – от нормативных и отраслевых до глобальных государственных. О финансовом управлении и предоставлении учетной информации в финансовой отчетности на базе IBM Cognos Financial Statement Reporting (FSR) рассказал уже выступавший ранее Андрей Ведешин.
При неавтоматизированном подходе работа по составлению отчетов начиналась со сбора данных от различных источников (ERP, OLAP, DWH). В работу вовлекаются все необходимые подразделения и участники, данные консолидировались, проверялись, согласовывались и после напряженной и длительной работы формировались отчеты. Процесс повторялся вручную каждый отчетный период.
От всех этих недостатков может избавить Cognos FSR, инструмент, с помощью которого можно организовать совместную работу всех участников процесса составления отчетов с максимальным уровнем автоматизации. Общий процесс выглядит просто: сбор данных – совместная работа/утверждение – отчет. Однако теперь участники работают в едином информационном пространстве и в единой программе.
Спектр применения продукта достаточно широк. Кроме подготовки сложных финансовых отчетов, с его помощью можно формировать аналитические справки, корпоративные буклеты, пакеты отчетов для акционеров, уставные и юридические документы. Программа проста в освоении, поскольку базируется на Microsoft Office. Одной из интересных ее особенностей является возможность на базе исчерпывающего мастер-отчета формировать подотчеты, содержащие информацию, предназначенную только для целевых групп.
В целом, IBM Cognos FSR является единой платформой для стандартизации подготовки отчетной документации коллективом сотрудников и раскрытия информации, например, чтобы обеспечить инвесторов исчерпывающими данными о деятельности компании. Решение облегчает создание внешней и внутренней документации, предусмотренной нормативными актами, начиная от сбора данных и добавления комментариев бизнес-аналитиков, до расстановки тэгов XBRL (eXtensible Business Reporting Language), официального утверждения и предоставления конечных отчетов для проверки.
Наталья Булкина: «IBM Cognos Express предоставляет предприятиям все необходимые функции отчетности, бизнес-анализа, сценарного моделирования, бюджетного управления и прогнозирования» |
Решение по планированию и бизнес-анализу для растущих компаний (до 100 пользователей) IBM Cognos Express представила менеджер по работе с партнерами, IBM Россия/СНГ, Наталья Булкина. Продукт предоставляет предприятиям все необходимые функции отчетности, бизнес-анализа, сценарного моделирования, бюджетного управления и прогнозирования, а также информационные панели и оценочные таблицы. Cognos Express состоит из четырех модулей.
Express Reporter предназначен для формирования запросов и отчетности «на лету». При этом поддерживается доступ к любым источникам данных, будь то реляционные БД, OLAP или «плоские» файлы.
Express Advisor обеспечивает анализ данных on-line с помощью аналитического сервера (in-memory engine), а также такие функции визуализации, как гистограммы, географические карты и карты производительности. Модуль интегрируется со всеми приложениями MS Office.
Express Xcelerator позволяет проводить бизнес-анализ на базе Excel, расширяя его возможности с помощью аналитического движка для многомерного анализа, отчетности и планирования. Модуль включает централизованное управление данными, бизнес-правилами, иерархической структурой бизнес-процессов и анализ «what-if».
Наконец, с помощью Express Planner выполняется планирование, бюджетирование и прогнозирование. Модуль имеет функционально богатый пользовательский интерфейс и обеспечивает централизованное управление данными, потоками заданий, правилами и расчетами.
Компании могут приобретать только необходимые им на данный момент компоненты.
Из технических преимуществ платформы выступающая отметила интегрированность решения, обеспечивающее быстрое развертывание, удобство работы для бизнес-пользователей и максимально быстрый результат от внедрения.
О том, почему бизнес-аналитику лучше «подавать» с хранилищем Netezza рассказал специалист по развитию бизнеса IBM Netezza Павел Живулин. Это аппаратно-программное решение предназначено для скоростной бизнес-аналитики.
Система включает в себя СУБД, СХД, серверные мощности и стандартные интерфейсы (SQL, ODBC,JDBC, OLE DB). Она поставляется предустановленной и готова к работе. Практически, от момента получения системы до момента начала работы проходит несколько суток. По словам докладчика, ее производительность по сравнению с традиционными СХД на один-два порядка выше в зависимости от задач. Такая производительность достигается за счет архитектуры дискового массового параллелизма при распределении и обработке данных. При этом система масштабируется до 1,5 ПБ и требует минимального администрирования.
Выступающий обратил внимание аудитории на то, что Netezza является специализированным устройством, предназначенным исключительно для аналитических задач.
В форуме приняли участие и ряд заказчиков IBM, которые рассказали об опыте и результатах внедрения решений корпорации.
Так, начальник отдела анализа и прогнозирования «Группы компаний АИС» Денис Наквакин познакомил участников с проектом построения СХД и системы отчетности на базе KPI с использованием IBM Cognos BI.
Заместитель руководителя департамента финансового контроллинга ПУМБ Александр Афанасьев рассказал о повышении эффективности и прозрачности планирования в ПУМБ, которые удалось достичь с помощью IBM Cognos TM1.
Менеджер по информационным технологиям компании Marks and Spenser Украина Игорь Горский представил решение для аналитической и управленческой отчетности на базе IBM Cognos Express.
Внимание аудитории привлек доклад финансового директора страховой компании «Универсальная» Олега Савченко. По его словам, внедрение продукта IBM Cognos Express для автоматизации системы планирования в их компании прошло в рекордные сроки (три недели) и фактически без вовлечения ИТ-отдела, силами самих финансистов.
Финансовый форум IBM вызвал весьма большой интерес среди заказчиков решений компании и ее представители заявили, что намерены продолжить проведение подобных мероприятий.