Imagina 2005. Компьютерная графика в Монте-Карло

24 февраль, 2005 - 00:00Артем Юрченко
Фестиваль современного визуального искусства Imagina, время проведения которого традиционно приходится на начало года, весьма удобен для итоговых показательных выступлений представителей мира компьютерной графики. Атмосфера мероприятия позволяет не только насладиться лучшими анимационными шедеврами прошедших двенадцати месяцев, но и познакомиться с основными тенденциями, актуальными стилями и направлениями индустрии Digital Arts.
Княжество Монако -- неизменное место проведения Imagina с момента его образования в 1982 г. В нынешнем году, со 2 по 5 февраля, Монте-Карло приветствовал делегатов сообщества "цифровых иллюзионистов". Творческие состязания на площадях дворца съездов Grimaldi Forum были расширены экспозицией новейших технологических решений, мастер-классами и семинарами.

Право на обладание Gran Prix Imagina ежегодно отстаивают несколько сотен энтузиастов и профессионалов. Еще большее количество претендентов оказываются за пределами основной конкурсной программы в результате строгих оценочных критериев жюри фестиваля. В адрес организаторов Imagina 2005 было прислано рекордное число работ -- 654, при этом соискатели представляли более 60 государств.

Imagina 2005. Компьютерная графика в Монте-Карло
Imagina 2005. Компьютерная графика в Монте-Карло
Открытие съезда цифровых иллюзионистов
Imagina 2005. Компьютерная графика в Монте-Карло
Johnnie Walker Tree -- лучшее коммерческое видео
Imagina 2005. Компьютерная графика в Монте-Карло
Приз за лучшую анимацию в этом году достался японскому художнику Такаши Ямазаки за работу Onimusha
Imagina 2005. Компьютерная графика в Монте-Карло
The Incredibles -- триумфатор Imagina Awards 2005
Вердикт жюри, проливший свет на имя лауреата главной номинации Imagina Awards, не был сюрпризом. И это немудрено, ведь когда в мировом кинопрокате появляется очередной бестселлер со знакомым почерком тандема Pixar--Disney, какие-либо проявления конкурентной борьбы теряют всяческий смысл. Для создания The Incredibles -- полнометражного цифрового фильма, рассказывающего о веселых приключениях отважной суперсемейки, были привлечены передовые технологии анимации персонажей, органично объединенные с традиционным двумерным рисованным стилем. Наряду с перешедшими по наследству от предыдущих сверхпопулярных проектов (Toy Story, Finding Nemo) InHouse-наработками в области моделирования персонажей и мимики лиц R&D-подразделение Pixar подготовило абсолютно уникальные решения для управления костями и мускулами, свободной деформации оболочек синтетических актеров. Вследствие этого сократились сроки выхода фильма, что никоим образом не отразилось на его качестве. Кропотливая работа художников удостоилась, помимо Гран-при фестиваля, почетного звания "Лучший фильм Imagina". Впереди же команду под руководством Брэда Берда ожидает самое главное испытание -- в конце февраля "Невероятным" предстоит побороться за "Оскара", и шансы заполучить его невероятно высоки.

Уже знакомый читателям "Компьютерного Обозрения" магистр искусств Сийонг Пак в очередной раз подтвердил, что появился на страницах нашего еженедельника неслучайно. Анимационный фильм Birthday Boy, по поводу которого мы и общались с талантливым художником из Южной Кореи (itc.ua/19036), позволил пополнить обширную коллекцию его собственных трофеев "Специальным призом жюри" и "Призом за лучшую университетскую работу". Кстати, этот короткометражный проект также оказался в узком кругу произведений, избранных Американской академией киноискусств, и не исключено, что 27 февраля мы в прямом эфире станем свидетелями триумфа Сийонга на торжественной церемонии вручения вожделенных статуэток.

В центр внимания отборочной комиссии Imagina Awards попал еще один не менее яркий герой рубрики "Графика" прошедшего сезона. Создатели спецэффектов к фильму-катастрофе Роланда Эммериха The Day After Tomorrow (itc.ua/18035) увезли в США награду за превосходную визуализацию. Что и говорить, реалистичное воссоздание свирепствующей природной стихии стоило команде во главе с Майком Чемберсом титанических усилий. Особенно это касается финальной визуализации масштабных сцен предрекаемого ледникового периода.

Парад высокотехнологических решений Imagina 2005 не затерялся среди чреды фестивальных показов и церемоний. Воспользовавшись территориальной близостью форума, наибольшую активность проявляли французские компании. Так, спустя несколько месяцев после начала продаж конструктора статических и динамических виртуальных миров Vue 5 Esprit, компания Eon Software неожиданно для большинства своих клиентов сообщила о выпуске его более мощной версии. Получивший название Infinity продукт действительно вобрал в себя несколько оригинальных функций. Одна из них -- модуль EcoSystem, с легкостью "озеленяющий" композиции всевозможными растениями. Прошедшие через эту ботаническую лабораторию объекты правдоподобно анимируются, покорно поддаваясь воздействию виртуальных ветров. Прерогатива новых процедурных алгоритмов Vue -- имитация объемных динамических эффектов поведения газообразных веществ и открытых водных поверхностей. В отличие от версии Esprit сняты все ограничения на использование техник Global Illumination и Radiosity, доведена до совершенства работа с масками, каналами и слоями, на практике реализующая концепцию многопроходной визуализации Vue.

В продолжение темы виртуального садоводства необходимо остановиться на деятельности компании Bionatics (www.bionatics.com), представившей обновление известного модуля natFX для Maya и 3ds max. Начиная с марта его третья версия будет радовать своих пользователей не только широким выбором готовых деревьев и кустарников, но и гибкостью в подходе к моделированию и скрещиванию. Отдельного упоминания заслуживает инструмент Prune. Запустив его, можно лично заниматься подрезкой свежевыращенной растительности в реальном времени с целью достижения требуемых форм.

Премьерный показ пакета Stitcher Express, в обязанности которого входит точная "склейка" фотографий для получения панорамных изображений, ознаменовал собой очередное расширение программной линейки компании RealVIZ. Параллельно с ним в стенах Grimaldi Forum представляли 2D-to-3D-преобйразователь ImageModeler 4.0, выпущенный в свет немногим ранее и предназначенный для построения трехмерных моделей на базе оцифрованных рисунков.

Как и полагается, центральным местом экспо-шоу был стенд компании Alias. Трудовая активность ее сплоченного коллектива уже не вызывает прежнего удивления. Едва успели утихнуть страсти по поводу запуска в серию шестого поколения пакета Maya, как ему на смену спешит модификация под номером 6.5. Отвечая требованиям времени, основной акцент сделан на работу со сценами, насыщенными массивными графическими элементами. Встроенный STEP-транслятор облегчает импорт громоздких файлов из CAD-приложений, а интегрированное ядро визуализатора Mental Ray в своей версии 3.4 оптимизировано для операций с подобными геометрическими структурами. В Windows-версии декларируется ускорение взаимодействия с OBJ-файлами, всесторонняя поддержка формата FBX. Ограничение на максимальный объем памяти при запуске Maya из-под WinXP SP 2 достигло отметки в 3 GB. Благодаря модулю сетевой визуализации Satellite открывается возможность задействовать (без дополнительных денежных средств) в процессе вычислений двух или восьми графических станций (для комплектаций Complete и Unlimited соответственно).

Итак, завершившееся в Монте-Карло мероприятие в очередной раз продемонстрировало возрастающий интерес к чрезвычайно увлекательной сфере применения высоких технологий -- к компьютерному визуальному искусству. Каждый год оснащенные мощным аппаратным и программным обеспечением художники не устают поражать воображение зрителей достойными всяческих похвал цифровыми произведениями. Во многом благодаря этому их ряды регулярно пополняются талантливыми новобранцами. Не исключено, что кому-то из них в ближайшем будущем будет суждено написать новые главы в истории Imagina. Как говорится, поживем -- увидим!