ИИ теперь ещё и читает лучше нас

16 январь, 2018 - 14:45Виталий Кобальчинский

Как встретишь год, так его и проведёшь. Если верить этой народной мудрости, то новый 2018 г. оставит мало поводов гордиться мощью человеческого интеллекта. Нейросеть глубокого обучения, созданная китайской компанией Alibaba, первой превзошла людей по результатам прохождения теста на понимание прочитанного, составленного в Стэнфордском университете.

ИИ теперь ещё и читает лучше нас

Тесты Stanford Question Answering Dataset (SQUAD) состоят из более, чем 100 тыс. пар «вопрос-ответ», составленных на основе примерно 500 статей Wikipedia. От участников требуется поставить обучаемую машинную модель, способную осмысленно отвечать на вопросы.

В испытаниях, проведённых 11 января, китайская система, построенная на разработанной в Alibaba архитектуре Hierarchical Attention Network, получила 82.44 балла, что на самую малость, но больше, чем показатели участников-людей – 82.304. А всего на день позже, интеллектуальное ПО компании Microsoft увеличило отрыв, показав результат 82.650.

Ранее, со своими моделями пробовали счастья в Стэнфордском проекте и другие лидеры технологий ИИ, включая Facebook, Google, Тель-Авивский университет, Tencent и Samsung, но Alibaba первой добилась успеха.

Победа китайской технологии соответствует чаяниям правительства страны, поставившего цель сделать Китай мировым лидером в области искусственного интеллекта к 2020 г. Инвестиции в реализацию данного плана в ближайшие пару лет составят порядка 150 млрд долл.

Луо Си (Luo Si), возглавляющий направление обработки естественного языка в группе исследований ИИ компании Alibaba, назвал новое достижение «большой честью» хотя и признал, что очевидным следствием такого успеха станет потеря людьми многих рабочих мест. Эта технология, по его заявлению, постепенно распространится на многочисленные приложения, такие как обслуживание клиентов, путеводители по музеям, онлайновые медицинские консультации, «беспрецедентным образом снизив потребность в человеческом участии».

Alibaba опробовала созданную нейросеть на практике в день крупнейших распродаж – Singles Day, заставив компьютеры отвечать на вопросы покупателей.