Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра

21 ноябрь, 2006 - 17:26Александр Птица

Мировая индустрия интерактивных развлечений переживает весьма интересный период. И связано это не только с приближающимися стартами продаж игровых консолей нового поколения от Sony и Nintendo, но и с серьезными изменениями в структуре мирового выставочного бизнеса, имеющего отношение к компьютерным и видеоиграм.

Несколько месяцев назад американская ассоциация производителей развлекательного ПО заявила о намерении существенно изменить формат знаменитой E3. А в минувшем октябре она конкретизировала некоторые моменты, связанные с организацией нового мероприятия.

Изменилось даже его название, став несколько длиннее, – E3 Media and Business Summit. Из лос-анджелесского даунтауна форум переедет поближе к океанскому побережью – в Санта-Монику. Общение издателей, разработчиков, прессы и других заинтересованных лиц будет происходить в помещениях нескольких, пока не названных, отелей в течение трех дней – с 11 по 13 июля 2007 г. Организаторы обещают, что между локациями можно будет перемещаться пешком, не используя для этих нужд транспорт.

Для демонстрации новых продуктов будет приспособлен Barker Hangar, в котором ранее проводились разнообразные музыкальные шоу. Кстати, авторы пресс-релиза от ESA обратили особое внимание на то, что, по их данным, все три компании-платформодержателя не собираются отказываться от практики приурочивать к E3 свои собственные крупные пресс-мероприятия.

Руководитель ассоциации Даг Ловенстайн (Doug Lowenstein) заявил, что, по его мнению, в рамках нового формата удастся обеспечить персонифицированный диалог прессы с представителями игровых компаний, а также улучшить организации встреч издателей, разработчиков, ритейлеров и других групп задействованных в индустрии лиц. Это все, конечно, замечательно, но настораживает формулировка «hi-level media». Интересно, кто же будет определять, насколько уровень того или иного печатного или сетевого СМИ достаточен, чтобы его представители были аккредитованы на новой E3.

Сразу же после того как стало известно об изменениях в концепции E3, начали появляться слухи о новых претендентах на трон «главного мирового игрового шоу». Некоторое время околоиндустриальные круги ожидали анонса от Consumer Electronic Association (CEA), организаторов знаменитой CES в Лас-Вегасе, о подготовке к запуску новой игровой выставки на западном побережье весной 2007 г., однако они предпочли повременить, но вместе с тем заявили, что продолжат исследование данного вопроса, и, возможно, мероприятие под эгидой CEA состоится в 2008 г.

Более решительной показала себя IDG (International Data Group), знакомая непрофессионалам по серии книжек «...for Dummies», издающая массу IT-журналов, а также занимающаяся проведением тематических мероприятий, включая небезызвестные выставки MacWorld и Linux World.

IDG заявила, что она станет организатором потребительской GamePro Expo, которая пройдет под патронажем ESA с 18 по 20 октября 2007 г. (за месяц до начала предрождественского подарочного сезона) в том же самом выставочном комплексе, который на протяжении многих лет служил «домом» для E3 – лос-анжелесском Convention Center. Сам характер нового игрового шоу предполагает, что на нее получат доступ не только работники индустрии и пресса, но и обычная публика, т. е. фактически потенциальные покупатели. При таком формате вполне уместными кажутся и планы организаторов по введению в программу киберспортивных состязаний. Что касается предварительной оценки числа посетителей, то обозреватели сходятся во мнениях, что IDG несколько осторожничает, указывая цифру всего в 30 тысяч.

Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра

Новые игровые выставки появляются не только там, где индустрия интерактивных развлечений уже заняла подобающее ей место на рынке, но и в «развивающихся» странах. Так, в начале ноября в Москве, в одном из павильонов Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ) состоялось первое шоу «ИгроМир». В качестве его организатора выступила питерская команда DTF, известная в игровых кругах СНГ таким проектом, как ежегодная конференция разработчиков КРИ.

Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
По нашему мнению самый стильный стенд на «ИгроМире» был у компании «Бука»

Больше всего московское игровое шоу походило на уменьшенную в масштабах потребительскую часть экспозиции лейпцигской Games Convention. Те же толпы «представителей целевой аудитории», то же обилие полуодетых booth-babes, конкурсы и акции на стендах, идущие в режиме нон-стоп.

Естественно, в выставке приняли участие крупные российские издатели развлекательного ПО («1С», «Акелла», «Бука», Nival Interactive, «СофтКлаб», «Новый Диск», «Руссобит-М»). Активны были и представители из ближнего и дальнего зарубежья, например наши земляки из GSC Games World или крупнейшее на мировом рынке издательство Electronic Arts. Всего в перечне участников значилось около 45 компаний.

Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
Болиды на базе Intel Core 2 Duo – это круто!

На пресс-конференции, посвященной открытию «ИгроМира», прозвучал очень важный для регионального игрового рынка анонс. Руководитель департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ российского подразделения Microsoft Алексей Бадаев сообщил, что в декабре 2006 г. в России начнутся официальные продажи консоли Xbox 360, а также игр и аксессуаров для нее. По словам г-на Бадаева, цена на «белую» приставку будет ниже, чем у «серых» поставщиков. Отвечая на наш вопрос о перспективах next-gen-устройства в Украине, он отметил, что решение будет принято после тщательного изучения нашего рынка и анализа российского старта. Первые же партии Xbox 360 в России будут пока идти с оригинальным нелокализованным интерфейсом.

Что касается Sony и ее грядущей PlayStation 3, то очередь в «театр», где демонстрировались ролики игр для нее, была весьма солидной. Нам удалось пообщаться с директором Sony Computer Entertainment по продажам и маркетингу в России и СНГ Александром Харламовым, который подтвердил, что PS3 появится в украинских магазинах практически одновременно с европейским стартом весной 2007 г.

На элегантно и стильно оформленном стенде Nintendo основное внимание фокусировалось на DS Lite и продуктах для нее. Несмотря на физическое отсутствие рабочих образцов консоли Wii, подготовка к началу ее продаж в России ощущалась. Прямо на стенде можно было оставить предзаказ на эту оригинальную приставку.

Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра

За неделю до «ИгроМира», 26–29 октября, прошла и первая киевская игровая выставка западного формата – «Территория игр», разместившаяся в киевском центре «ЭкпоПлаза», в рамках экспозиции «Цифромания». Наряду с компанией «Евроиндекс» соорганизатором «Территории игр» стал журнал «Gameplay».

Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
Игровые контроллеры и периферия от Logitech в центре внимания публики

Роль технологического партнера взяла на себя корпорация Intel. Вместе со своими украинскими партнерами (Delfics, ставшей одним из серебряных спонсоров мероприятия, everest и «Версия») она на живых примерах показала те преимущества, которые получат геймеры, если будут пользоваться системами на базе процессоров Core 2 Duo. Intel проявляла выставочную активность в самых разнообразных формах. Посетителям запомнились гонки на виртуальных болидах, чемпионаты по популярным компьютерным играм на партнерских стендах, конкурсы и розыгрыши, организованные совместно с Microsoft.

Экспозиция серебряных спонсоров выставки компаний Logitech и DataLux проходила под лозунгом «Настройся на победу с Logitech! Пополни свой арсенал игровых устройств». На их совместном стенде, кроме всего прочего, были представлены новейшие мыши MX Revolution и VX Revolution, а также уникальный руль G25 Racing Wheel.

В отличие от московского игрового шоу, «Территория игр» сочетала в себе потребительскую выставку с развлекательными программами и конкурсами, «деревню разработчиков» и конференцию для специалистов.

Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
Руководитель компании Action Forms Игорь Карев (справа) ждет очередного вопроса о ее новой игре «Анабиоз»

Возле шоу-площадки журнала «Gameplay» постоянно собиралось большое число зрителей – здесь было на что посмотреть. Не каждый день увидишь живые интервью с ведущими разработчиками игр нашей страны и ближнего зарубежья – Игорем Каревым (Action Forms), Антоном Большаковым (GSC Game World), Сергеем Климовым (Snowball), Сергеем Прокофьевым («Класс-А»). Вниманием пользовались и презентации отечественными компаниями новых проектов, и различные конкурсы от редакции «Gameplay» и спонсоров экспозиции. Приятным дополнением стали выступления на площадке брейк-дансеров и мастеров капоэйры.

В последний день выставки в торжественной обстановке были вручены дипломы представителям тех компаний, чьи продукты произвели наибольшее впечатление на редакцию «Gameplay». Вот перечень первых лауреатов «Территории игр»:

  • Лучшая игра без издателя – «Бельтион: По ту сторону ритуала» (Rostok Games);
  • Лучшая TBS – «Герои Мальгримии 2: Нашествие некромантов» («Альфакласс»/«Новый диск»/«Одиссей»);
  • Лучшая RTS – «Герои уничтоженных империй» (GSC Game World);
  • Лучший FPS – You Are Empty (Digital Spray Studios/Mandel ArtPlains/«1C»);
  • Лучший издатель – «1С».
Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
Игровые выставки. Вчера, сегодня, завтра
Один из гостей «Территории игр» – ведущий дизайнер перспективной MMOG Age of Conan Мариус Энге (Funcom)

Несомненно, весьма полезными как для новичков, так и для квалифицированных разработчиков оказались лекции и семинары в рамках специализированной конференции.

Всеобщий интерес вызвали выступления гостей из Норвегии. Тройка «викингов» из известной на мировом рынке компании Funcom – Мариус Энге, Ойвинд Шарнинг и Йорген Таральдсен – поделилась секретами мастерства в сфере разработки массовых многопользовательских онлайновых игр (на примере масштабного проекта Age of Conan), они также рассказали об организации менеджмента проектов и некоторых приемах маркетинга и PR, взятых на вооружение в их компании. Производители аппаратного обеспечения в рамках конференции дали немало ценных советов разработчикам. Так, представители Intel говорили о завтрашнем дне игрового ПК и следующем поколении развлекательных продуктов для него. Много слушателей собралось и на лекцию харьковского писательского дуэта Дмитрия Гордиевского и Яны Боцман (пишущих под псевдонимом Александр Зорич), имеющего весьма богатый опыт создания сценариев для успешных игр (обе части «В тылу врага», «Завтра война»). Наконец, генеральный продюсер Snowball.ru Сергей Климов изложил свое видение будущих путей развития игровой индустрии в странах СНГ.

Выставка вызвала большой интерес среди любителей информационных технологий и компьютерных игр. Согласно статистике, собранной организаторами, на ней зафиксировано более 24 тыс. посетителей.