Игровая индустрия. Июнь 2008 г.

14 июль, 2008 - 11:44Александр Птица

На всех региональных рынках первый месяц нынешнего лета был отмечен всплеском спроса на домашнюю консоль PS3, что, в общем, было вполне ожидаемо. Ведь 12 июня в магазины поступила новая часть культового игрового сериала Metal Gear Solid, являющаяся пока эксклюзивом для данной платформы.

Что касается самой игры, то за первую неделю продаж в Стране восходящего солнца было реализовано около 500 тыс. копий Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, а в Европе – почти миллион.

Игровая индустрия. Июнь 2008 г.
Игра для всех возрастных категорий LEGO Indiana Jones: The Original Trilogy стала одним их главных бестселлеров июня

Согласно статистике от исследовательской фирмы Media Create, отслеживающей состояние японского рынка интерактивных развлечений, по результатам продаж игрового «железа» в течение недели, закончившейся 15 июня, лидером стала именно PS3. Реализовано 75 311 консолей (в это количество включены и специальные MGS PS3 Bundle). Вторую позицию занимает PSP (64 675 единиц), а прежние «лауреаты», домашняя и портативная системы от Nintendo, на сей раз довольствовались третьим и четвертым местами соответственно. Результат Wii — 45 564 единицы, а у DS — 39 201. Далеко позади остались PS2 (7297) и Xbox 360 (2163).

Безусловно, такой, хотя и временный, успех не может не радовать руководство Sony, ведь пока что PS3 приносит компании одни убытки. На каждой проданной консоли компания теряет $200–300 (в зависимости от конфигурации). В недавно опубликованном отчете японского электронного гиганта за 2008 финансовый год указывается, что потери, связанные с PS3 за два последних года, составили около 3,4 млрд долл. Не удивительно, что выступая на ежегодном собрании акционеров, к которому и был подготовлен упомянутый отчет, глава Sony Ховард Стрингер (Howard Stringer) заявил, что восстановление прибыльности игрового и телевизионного бизнесов считает задачей первостепенной важности. Некоторые журналисты и аналитики уже высказывали мнения о том, что уже в нынешнем году ситуация с PS3 существенно улучшится. Как говорится, поживем – увидим.

Игровая индустрия. Июнь 2008 г.
Глава Sony Ховард Стрингер считает восстановление прибыльности игрового и телевизионного бизнесов задачей первостепенной важности

Только что мы говорили о близких перспективах, однако многих экспертов больше волнуют долгосрочные прогнозы. Так, свое видение развития индустрии интерактивных развлечений до 2012 г. в июне обнародовала известная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. По мнению ее специалистов, оборот на мировом игровом рынке к 2012 г. вырастет до 63,8 млрд долл. при среднем ежегодном подъеме в 10,3% (результат 2007 г. – 41,9 млрд.). Любопытно, что аналитики из PwC наименьшего роста выручки ожидают как раз от крупнейшего на сегодняшний день сегмента розничных продаж консольных игр. А быстрее всего, по их мнению, будут развиваться секторы онлайновых и мобильных игр. Единственная сфера, в которой, согласно выводам PwC, не следует ожидать роста, это розничные продажи игр для ПК, где прогнозируется небольшой спад со скоростью 1,2% в год.

В начале июня о своем текущем финансовом состоянии доложила Take-Two Interactivе. Дополнительный интерес к этому подогревался «бесконечной» сагой о попытках Electronic Arts приобрести издателя самого успешного игрового хита нынешнего года. Take-Two Interactive закончила II квартал текущего финансового года 30 апреля, т. е. на следующий день после поступлення в продажу ее главного бестселлера — GTA IV. И, надо сказать, компании есть чем похвастаться. Доход по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 162% (с 205,4 до 539,8 млн долл.), но самое главное, что вместо прежних убытков в 51,2 млн была зафиксирована прибыль 98,2 млн долл.

Среди других тем, упоминавшихся в связи с отчетом T2 на специализированных сайтах, отметим сообщение о том, что продажи GTA IV уже достигли 8,5 млн копий, замечание по поводу близости релизов кинофильма BioShock и еще не анонсированной BioShock 3 (кстати, игра BioShock продалась весьма неплохим тиражом в 2,2 млн копий), а также о проблематичности получения в текущем году прибыли от спортивной линейки 2K Sports.

Сохраняется пока статус-кво в ситуации Electronic Arts vs. Take-Two. 17 июня EA в очередной раз продлила свое предложение к акционерам T2 отдать акции по цене $25,74 за штуку. Старший вице-президент EA по развитию бизнеса Оуэн Мэхони (Owen Mahoney) заявил, что по-прежнему считает данную цифру вполне адекватной. Дата истечения срока последней заявки EA назначена на 18 июля. На момент продления предложения (17 июня) акционеры Take-Two были готовы продать 6,14 млн акций (по состоянию на 16 мая эта цифра была даже чуть больше – 6,21 млн), что не превышает 8% общего их количества, а биржевые торги в этот день закрылись на отметке $26,45 за штуку.

Любопытно, что в СМИ уже начали появляться сообщения о том, что Take-Two в качестве «мишени» для приобретения начала рассматривать и самая динамичная европейская издательская компания Ubisoft.

В интервью газете Les Echoes CEO Ubisoft Ив Гильмо (Yves Guillemot) сообщил, что его компания в настоящее время располагает 780 млн евро (более 1,2 млрд долл.), которые могут быть потрачены на приобретения других фирм. При этом он отметил, что в ближайшие годы Ubisoft будет быстро расти.

Гильмо отдает себе отчет в том, насколько силен нынешний альянс Activision и Vivendi, а также внимательно следит за развитием событий вокруг сделки между EA и Take-Two. Посему он не намерен оставаться в стороне, и вполне вероятны дальнейшие слияния и поглощения с участием Ubisoft. Напомним, что кроме этого, у компании имеются достаточно серьезные планы относительно расширения собственных внутренних студий и открытия новых офисов.

Глава Ubisoft также обратил внимание на то, что его компания собирается активно разрабатывать ниву «новых жанров» и увеличивать количество лицензированных игр. А многие из собственных игровых IP станут в недалеком будущем основой для кинопродуктов разных «весовых» категорий — от мини-сериалов до полнометражных фильмов.

Одной из самых успешных игр минувшего месяца стала LEGO Indiana Jones: The Original Trilogy, выпуск которой был приурочен к премьере четвертого фильма о приключениях бравого археолога. Однако судя по всему, в LucasArts, издавшей этот проект, ожидаются существенные изменения как в смысле персонального состава, так и в плане модели ведения бизнеса.

Игровая индустрия. Июнь 2008 г.
Выход эксклюзивной для PS3 игры Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots активизировал продажи этой консоли во всех регионах

Около месяца назад «по личным причинам» подал в отставку президент компании Джим Уорд (Jim Ward). Скорее всего этот уход был только началом существенных изменений в организации ее деятельности. По более свежим данным, которые удалось получить некоторым онлайновым ресурсам, не так давно были уволены несколько десятков сотрудников (от 50 до 100), включая некоторых топ-менеджеров, например вице-президента, курировавшего Product Development, Питера Хиршманна (Peter Hirschmann).

Анализ происходящего внутри «империи дядюшки Лукаса» дал журналистам пищу для спекуляций по поводу изменения издательской философии компании. Есть мнения, что LucasArts сможет больше зарабатывать, отдавая свои IP в разработку другим студиям, а не делать игры по ним самостоятельно. Если дело в этом, то действительно открывается поле для сокращения лишнего персонала.

Согласно информации, полученной авторами известного блога Kotaku от бывших сотрудников LucasArts, увольнение коснулось 75–100 человек, в том числе продюсера таких успешных проектов, как LEGO Indiana Jones и LEGO Star Wars: The Complete Saga Шона Сторка (Shawn Storc). Другой источник сообщил, что в подразделении Production Services уволено до 80% персонала, сокращена численность некоторых групп художников и программистов.

Информация об увольнениях подтвердилась в материале, опубликованном на крупнейшем специализированном ресурсе GameSpot, однако в нем не указаны цифры. Уход Хиршманна также оказался правдой, но, по словам представителей LucasArts, это никоим образом не связано с сокращениями. Отвечая на вопрос о смещении акцентов с внутренних разработок на лицензирование и партнерство с third parties, они ответили расплывчато: дескать, будем поддерживать внутреннюю студию и продолжать крепить отношения с внешними партнерами. Заставляет задуматься и просочившаяся в Сеть информация о том,что на грядущем через две недели E3 Media & Business Summit LucasArts не будет показывать новых проектов.

Кстати, именно этот игроиндустриальный форум и станет основной темой нашего следующего ежемесячного обзора.