Игровая индустрия. Июль 2005 г.

24 август, 2005 - 23:00Александр Птица

Июль нынешнего года запомнится тем, кто следит за состоянием дел в игровой индустрии, в первую очередь благодаря громким скандалам, в числе которых взлом PSP и настоящая вакханалия вокруг модификации Hot Coffee для игрового супербестселлера Grand Theft Auto: San Andreas.

Пожалуй, обе приведенные темы заслуживают отдельных публикаций, поэтому заострять на них внимание мы не будем, а займемся анализом отчетов маркетологов.

Исследования рынка от DFC Intelligence мгновенно находят отклик в индустрии. Это и неудивительно, ведь уважаемые эксперты из указанной компании, как говорится, мыслят глобально, и с их прогнозами не соскучишься.

В своеобразной преамбуле к последнему документу, подготовленному DFC, грядущая война консолей нового поколения сравнивается с Кентукки Дерби. Исследователи попытались прикинуть, на какую из трех «лошадок» следует поставить. Причем предложены несколько сценариев, в том числе три варианта, которые озаглавлены просто и понятно – Microsoft Best Case Scenario (лучший сценарий для Microsoft), Nintendo Best Case Scenario (лучший сценарий для Nintendo) и Sony Best Case Scenario (лучший сценарий для Sony).

Что же касается видеоигрового рынка в целом, то маркетологи из DFC видят его перспективы в весьма радужном свете. Они предполагают, что к 2010 г. его объем достигнет отметки в 26 млрд долл., что на 8 млрд превышает результаты продаж игровой продукции во всем мире в 2004 г.

Интересно, что по сравнению с предыдущим отчетом, в котором наиболее благоприятный для Sony сценарий выражался в достижении к 2009 г. примерно 50%-ной рыночной доли, в новом документе прогноз был пересмотрен в лучшую сторону – до 53%. Соответственно, Nintendo Revolution и Xbox 360 отводятся 24% и 23%.

Президент DFC Intelligence Дэвид Коул (David Cole) по случаю публикации отчета дал интервью известному индустриальному ресурсу biz.gamedaily.com, в котором прокомментировал прогнозы, обнародованные агентством.

«В качестве лидера на рынке консолей нового поколения мы по-прежнему видим Sony. Даже при наименее благоприятном для них раскладе (совпадающим с наиболее удачным для Microsoft) во всемирных масштабах к 2010 г. наивысшего уровня продаж следует ожидать от Sony. Вполне вероятно, что Xbox 360 cумеет выбиться на первые места на некоторых региональных рынках, например в тех же Штатах, но этого будет недостаточно, чтобы одержать общую победу».

Смысл еще одного тезиса, высказанного Коулом, кратко можно сформулировать так: «Места xватит для всех». DFC считает, что рынок разовьется до такой степени, что сосуществование всех трех домашних игровых систем нового поколения будет достаточно комфортным. «Третье место – еще не конец света», – заметил по этому поводу Дэвид Коул.

Рынок интерактивных развлечений развивается в сторону диверсификации как в плане платформ, так и в плане источников доходов. Поэтому значимость такого параметра, как инсталлированная база, со временем будет снижаться. Кстати, во всех сценариях, написанных специалистами из DFC, объемы продаж наименее успешной системы нового поколения превысят результаты, показанные нынешними Xbox и GameCube.

Заметим, что в портативном секторе Японии изменений в пользу PSP все еще не наблюдается. Как и раньше, по уровню продаж Nintendo DS опережает своего карманного конкурента от Sony. По данным одной из еженедельных июльских сводок о продажах игрового железа, в Стране восходящего солнца среди всех игровых консолей снова лидирует Nintendo DS (35 083 единицы, рыночная доля – 34,2%), за ней следует PS2 (29 992 единицы и 29,24%), и лишь на «бронзовой» ступеньке пьедестала почета – PSP (21 091 единица и 21,35%). За пределами «призовой тройки» оказались GameCube, за которым 2,54%, и вечный неудачник японского рынка – Xbox – 0,18% (количество проданных в течение недели консолей от Microsoft составило 185 штук).

Противостояние DS и PSP стало предметом специального исследования компании WaveMetrix. В качестве основы для него были взяты данные, собранные на основе анализа онлайновых дискуссий, касающихся обеих портативных систем. PSP сумела «сгенерировать» большую активность на форумах и других местах общения геймеров в Интернете (64% против 36% у DS). Однако, судя по содержанию откликов на тех же форумах, в глазах потребителя DS имеет более привлекательный имидж, нежели PSP. По мнению большинства пользователей, продукты для DS обладают более высоким качеством, внушает оптимизм также не слишком высокая цена этой портативной системы и меньшая по сравнению с PSP стоимость самих игр. Надо сказать, что, судя по последним официальным данным от Nintendo и Sony Computer Entertainment, пока DS опережает PSP по уровню продаж в глобальных масштабах. Количество реализованных двухэкранных карманных консолей уже превысило шесть миллионов, в то время как ее конкурент достиг пятимиллионного рубежа.

Сразу два сообщения, поступивших в минувшем месяце, касаются коммуникационных возможностей как домашних, так и портативных консолей. Sony Computer Entertainment оповестила игровую общественность, что она отказывается от планов оснащения PS3 роутером, поскольку это еще больше увеличит и без того немалую стоимость консоли. А Nintendo анонсировала специальный адаптер беспроводной сети (USB 2.0), который позволит пользователям DS и Revolution из дому подключаться к Nintendo Wi-Fi Network.

Аналитическая компания Wedbush Morgan Securities опубликовало некоторые из наиболее интересных фрагментов своего последнего отчета о состоянии игровой индустрии. Основной тезис вселяет надежды: электронные развлечения ожидает безоблачное будущее и 10–12% ежегодного роста. Однако он будет обеспечен отнюдь не благодаря приставкам нового поколения. Дело в том, что имеющаяся на сегодняшний день инсталлированная база Xbox, PS2 и GameCube в США и Европе (более 84 млн консолей) способна приносить доходы еще не один год. При таком огромном количестве пользователей вряд ли стоит надеяться на быстрый заработок от продаж нового поколения приставок. По расчетам Wedbush Morgan, за первый год компании Microsoft удастся реализовать не более двух с половиной миллионов Xbox 360, а сам период смены поколений игровых платформ продлится не менее двух-трех лет.

Эксперты из Wedbush Morgan уверены также, что в ближайшее время игры должны «повзрослеть». Огромная аудитория подростков, которые совсем скоро превратятся в молодых людей, не бросит свои любимые интерактивные развлечения, но при этом потребует, чтобы контент в них тоже «повзрослел».

Еще один тезис отчета коснулся онлайнового гейминга. Аналитики полагают, что ему не удастся выйти из нишевого состояния как минимум до 2008 г. по причине неустоявшейся бизнес-модели и некоторой жанровой обособленности игр.

Интересны и данные NPD Group о состоянии игровой индустрии в США по конкретным коммерческим результатам за определенный период. В этом случае речь идет о пятинедельном периоде, закончившемся 2 июля. Этот месяц по своим показателям продаж игрового ПО далек от рекордов (май нынешнего года, например, дал прибавку в 30% ), но все же по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост в 2% (2004 г. – 380 млн долл., 2005 г. – 388 млн долл.), что несколько ниже, чем прогнозировала уже упоминавшаяся Wedbush Morgan (5%). При этом общий полугодовой результат превышает итог шести месяцев 2004 г. на 14% (2,36 млрд долл. против 2,08 млрд долл.).

Игровая индустрия. Июль 2005 г.
Grand Theft Auto: San Andreas
Игровая индустрия. Июль 2005 г.
Pokemon Emerald
Игровая индустрия. Июль 2005 г.
Star Wars Episode III: Revenge of the Sith

Рекордсменом среди игровых бестселлеров в июне стала Xbox-версия пресловутой Grand Theft Auto: San Andreas (385 000 копий). На пьедестале почета «лауреатов месяца» оказались Pokemon Emerald (Nintendo) для GBA с 265 000 копий и Star Wars Episode III: Revenge of the Sith (Lucas Arts) для PS2 c 230 000 копий. 12 игр превысили отметку в 100 000 проданных копий, что один к одному совпадает с количеством «стотысячников» июня прошлого года.

Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом наблюдался в секторе игрового ПО для Xbox (14%). PS2 и «кубик» снизили свои результаты на 6% и 38% соответственно. Что касается железа, то PS2 по-прежнему сохраняет за собой самую весомую рыночную долю (27%).

А вот среди ведущих издателей игрового ПО лидером по приросту является Take 2 (125%, 2004 г. – 17 млн долл., 2005 г. – 39 млн долл.). Неплохо продвинулась THQ (23%, 2004 г. – 27 млн долл., 2005 г. – 33 млн долл.). У EA не столь впечатляющие относительные показатели, зато в абсолютных – им равных нет (6%, 2004 г. – 61 млн долл., 2005 г. – 65 млн долл.). Естественно, самый большой кусок рыночного пирога все еще остается за Electronic Arts (17%). У Nintendo – 12% и у Take 2 – 10%.

В заключение нашего ежемесячного обзора хотелось бы упомянуть о нескольких важных событиях на постсоветском пространстве.

Наш еженедельник уже сообщал, что киевская компания «Софтпром» стала официальным дистрибьютором в Украине игровой продукции крупнейшего в мире издателя – Electronic Arts, теперь их ассортимент пополнился продукцией Vivendi Universal.

В России появился еще один издатель игрового ПО – Play Ten Interactive. Уже объявлены наименования первых ее продуктов . пришло также сообщение о том, что на рынки стран СНГ наконец-то обратили серьезное внимание настоящие «киты» игрового бизнеса. Sony Computer Entertainment Europe (SCEE) 17–18 августа проведет в Москве специализированную выставку PlayStation Experience.

Кроме того, нам стало известно, что в России планируется издание официального игрового журнала Sony – Official Sony PlayStation 2 Magazine Russian Edition, что еще раз подтверждает интерес SCEE к рынку СНГ.

И наконец, в последнюю неделю июля была обнародована информация о том, что инвестиционная компания «Финам» и венчурный фонд ЕБРР северо-запада и запада России совместно приобрели 52,9% акций компании «Бука». Cумма сделки оценивается приблизительно в 8 млн долл. Учитывая апрельскую покупку американской Ener1 Group контрольного пакета Nival, а также сведения о переговорах между «Акеллой» и немецким инвестфондом Quadriga Capital Russia, можно утверждать, что западные инвесторы стали все активнее вкладывать средства в российскую игровую индустрию.