Игровая индустрия. Апрель-Май. КРИ-2009

5 июнь, 2009 - 11:25Александр Птица

Несмотря на заявления представителей многих ведущих мировых производителей развлекательного ПО и игрового железа о том, что данная сфера ИT-индустрии наиболее кризисоустойчива, рецессия не прошла мимо нее, и коммерческие результаты последних месяцев оказались не столь впечатляющими, как того хотелось бы.

Игровая индустрия. Апрель-Май. КРИ-2009
В этом году фирма «1С» не строила многоэтажный стенд с баром

Итак, согласно отчету проводящей мониторинг американского рынка интерактивных развлечений NPD Group, за апрель суммарный оборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился с 1,24 до 1,03 млрд долл., причем наибольшее падение (23%) наблюдалось как раз в секторе игрового ПО. Что касается консолей, то для всех из них (за одним исключением) зафиксировано уменьшение уровня продаж. Лишь DS, портативная консоль от Nintendo, сумела улучшить свои показатели. Это во многом связано с выходом на рынок ее новой модификации – Dsi. В десятке наиболее «кассовых» игр также отмечается доминирование Nintendo – за ней четыре верхние позиции и шесть наименований в Toп 10.

Но сегодня нас скорее будет интересовать состояние игрового рынка у соседей из России. Тем более что для такого разговора есть повод – прошедшая с 15 по 17 мая в московском отеле «Космос» седьмая конференция разработчиков игр – КРИ 2009. Разумеется, в нынешних условиях и нельзя было ожидать, что на нее съедется больше участников, чем, скажем, год назад. Но даже сам факт того, что конференция состоялась, уже можно оценивать положительно. Ведь этот форум предоставил возможность людям, занятым в локальной игровой индустрии, обсудить сложившуюся ситуацию и высказать свои мнения по поводу того, как с минимальными потерями ее пережить.

Естественно, данная тематика превалировала на круглом столе с участием первых лиц от крупнейших издателей. Кстати, незадолго до КРИ в их составе произошли изменения. Покинул свой пост один из ветеранов российской игровой индустрии Юрий Мирошников, много лет возглавлявший игровое подразделение фирмы «1С». Пока нет информации, где он собирается приложить свой недюжинный опыт в дальнейшем. Из «Нового диска» ушел Дмитрий Бурковский. Есть сведения, что свою деятельность он продолжит в Mail.ru. Стало быть, есть основания ожидать активизации работы одного из «монстров» российского Интернета в игровом направлении.

Тем временем в конце апреля поступили сведения о том, что компания «Новый Диск» заключила лицензионное соглашение с одной из крупнейших в мире специализированных розничных сетей – британской Game Group, в рамках которого она будет открывать в России магазины под брендом Game. До наступления кризиса планировалось за пять лет создать 100 магазинов, однако реальность несколько откорректировала данную цифру, естественно, в сторону уменьшения.

Представители «Нового Дис- ка» полагают, что создание собственной розницы, особенно в кризисный период, играет очень важную роль в плане контроля продаж. Ведь не секрет, что сегодня сплошь и рядом наблюдаются неплатежи дистрибьюторам со стороны сетей. Кстати, в пресс-релизе «Нового Диска» по случаю партнерства с Game Group, пожалуй, впервые были приведены некоторые финансовые показатели. Обычно российские игровые компании не сообщают открыто о доходах, прибылях и потерях.

Итак, в первом полугодии 2008 г. оборот «Нового Диска» составил 56,3 млн долл. (с НДС), EBITDA – 14,7 млн, чистая прибыль – 6 млн; 31% выручки приходится на образовательные программы, 39% – на издание игр, 17% – на дистрибуцию игр для платформ Nintendo.

Игровая индустрия. Апрель-Май. КРИ-2009
GSC Game World представила очередное продолжение серии «S.T.A.L.K.E.R.»

Другие российские компании также ищут способы преодоления кризисных трудностей. Мы уже сообщали о том, что «1C» и «СофтКлаб» объединили усилия по ряду направлений деятельности, включая дистрибуцию, издание и локализацию видеоигр и продуктов мультимедиа, а также мерчандайзинг, складскую и транспортную логистику.

Что касается общей ситуации на российском рынке, то о ней много говорил в своем докладе на КРИ 2009 Николай Барышников, ныне отвечающий в фирме «1С» за издание и разработку игровых проектов. По его словам, по сравнению с прошлым годом розничные продажи (в копиях) упали от 30 до 90% (в зависимости от продукта). Сократились и общие доходы из-за ослабления рубля, неважно себя чувствует мелкая региональная розница, а вот у крупных сетей дела весьма плачевны. Любопытно, что в сегменте консольных игр ситуация не столь критическая, как у проектов для ПК, например неплохо идут продажи игр для портативной консоли PSP.

Как отметил докладчик, российский рынок ПО в 2008 г. оценивался в 3,2 млрд долл., из которых 660 млн приходилось на домашние продукты. Он предложил несколько сценариев развития событий в нынешнем году. Согласно пессимистическому прогнозу, продажи упадут до уровня 2002 г., а при благоприятной ситуации кривая может подняться и до уровня прошлого года. Николай Барышников полагает, что первые признаки посткризисного восстановления появятся не ранее конца 2009 – начала 2010 гг.

Интересно было узнать и о состоянии дел «внутри» самого крупного российского издателя игр. Кое-какие подробности об этом Николай Барышников сообщил участникам конференции. К примеру, он опроверг слухи о закрытии игрового направления в «1С» и массовых увольнениях. По его словам, с 1 августа 2008 г. по 1 мая 2009 г. штат подразделения сократился со 198 до 183 человек. Столь же не имеющими под собой почвы он назвал спекуляции о полном прекращении внутренней разработки игр. На самом деле в настоящий момент в работе находится 39 проектов, из них четыре – для Xbox 360, по два – для PS3 и DS и один – для PSP. Действительно, с прошлого лета девять проектов было закрыто, два – отложено на неопределенный срок, и судьба еще двух решается сейчас. Причинами послужили неудовлетворительное качество, высокие риски из-за затягивания сроков и «распухания» бюджетов и другие аспекты.

Конечно, информация, озвученная руководителем игрового подразделения «1С», важна, но в рамках КРИ происходили и другие события, заслуживающие нашего внимания. В общем-то конференция строилась по уже устоявшейся за семь лет схеме – лекционно-семинарская программа, выставка с участием как известных издателей и производителей middleware, так и разработчиков, желающих поудачнее «пристроить» свои проекты, и финальный аккорд в виде церемонии присуждения премий КРИ Awards.

По традиции несколько докладов сделали ведущие производители аппаратного и программного обеспечения. Виктория Жислина из Intel дала советы по оптимизации игр для интегрированных графических решений этой компании. Сотрудники NVIDIA рассказали об особенностях Direct3D 11, а также о параллельных вычислениях применительно к играм. Представители Microsoft посвятили выступления практическим аспектам разработки на XNA Game Studio 3.0 под PC и Xbox 360, а также проблемам монетизации игр. Компания Autodesk презентовала новые решения направления Media&Entertainment для анимации и визуализации – Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, Autodesk MotionBuilder, Autodesk Mudbox и Autodesk SoftImage.

Учитывая тот факт, что, как уже указывалось выше, в секторе игр на дисках ситуация далеко не блестящая, большой интерес вызывали лекции, семинары и презентации, связанные с онлайновыми проектами. В первую очередь такая тематика поднималась в докладах сотрудников холдинга Astrum Online Entertainment. Кстати, на конференции Astrum активно занимался рекрутингом нового персонала, из чего можно сделать вывод, что материальными ресурсами он располагает. В ходе трехчасового семинара президент холдинга Игорь Мацанюк сообщил о готовящемся новом MMO-проекте класса ААА, бюджет которого составляет 50 млн долл. Его релиз запланирован на 2013 г.

Нашли свое освещение в программе КРИ и казуальные игры. В рамках состоявшегося круглого стола «Новые правила: казуальные игры в эпоху перемен» лидер этого сектора рынка Alawar Entertainment обнародовал результаты социологического исследования, проведенного по его заказу маркетинговой компанией Toy-Opinion. Изучалась целевая аудитория казуальных проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Именно на эти города приходится около 60% покупок казуальных игр в России.

Ядром целевой аудитории «казуалок» оказались замужние женщины в возрасте 20–39 лет, имеющие высшее или неоконченное высшее образование и как минимум один автомобиль на семью. Наиболее активными игроками при этом называются женщины старше 40 лет — около 10% респондентов.

В заключение упомянем некоторых обладателей премий КРИ Awards. Три проекта получили по две награды. «Танки онлайн» были отмечены в категориях «Лучшая технология» и «Лучшая игра без издателя». Majesty 2: The Fantasy Kingdom Sim была признана лучшей среди стратегий, а ее версия для Nintendo DS – получила 1-е место среди игр для портативных систем. И наконец, «Аллоды онлайн» праздновали победу в номинациях «Приз зрительских симпатий» и «Лучшая игра КРИ 2009». Юрию Мирошникову был вручен приз «От индустрии» за вклад в развитие российского игрового рынка.