Игровая индустрия. 2008 г.

3 март, 2009 - 12:26Александр Птица

Считается, что в периоды экономических потрясений индустрия развлечений чувствует себя весьма неплохо. При этом чаще всего приводят в пример расцвет Голливуда во времена Великой депрессии. А как же повлияли кризисные явления на итоговые коммерческие результаты в сфере компьютерных и видеоигр?

Игровая индустрия. 2008 г.
Доля Nintendo Wii достигла почти 50% всех реализованных игровых приставок текущего поколения

Что касается итогов года на локальных рынках, то в соответствии с многолетней традицией первыми «отстрелялись» британцы. Как известно, «температура» здешней индустрии электронных игр определяется объединенными усилиями местной ассоциации производителей развлекательного ПО ELSPA и аналитиками из GfK Chart Track.

Итак, совокупный объем игрового рынка в Великобритании составил 4,03 млрд фунтов, а это значит, что наблюдался существенный подъем по сравнению с показателями 2007 г. (3,4 млрд фунтов). В количественном измерении тиражи игрового ПО исчислялись в 82,8 млн копий. Вклад аксессуаров оказался равным 549 млн фунтов (рост – 82%), игровые продукты добавили в общую копилку 1,905 млрд фунтов (рост – 23%), а доход от продаж консолей оценивается в 1,422 млрд фунтов (на 14% больше, чем в 2007 г.).

Теперь можно проанализировать и расклад по платформам. Почти четверть всего проданного ПО пришлась на Nintendo Wii – более 20 млн копий, т. е. в сопоставлении с предыдущим годом отмечается очень и очень значительный подъем – 153%. Финансовые показатели выглядят столь же солидно – доход 481 млн фунтов, рост – 112%. Игры для Xbox 360 в Британии разошлись общим тиражом в 14,9 млн (9,8 млн в 2007 г., +51%). Денег заработано 443 млн фунтов, что на 38% больше, чем год назад. Ну и, наконец, итоги по игровой продукции для PS3. Товара реализовано на 334 млн фунтов при 145%-ном росте в количественном исчислении (продано 10,4 млн копий). Так что несмотря на все кризисные явления конца 2008 г., британская индустрия завершила его с рекордными показателями.

А вот у японцев дела обстояли не столь благополучно. Суммарный объем игрового рынка снизился на 15,3% – до 582,6 млрд иен (или примерно 6,26 млрд долларов), причем продажи ПО упали на 7,9%. Такие данные обнародовали специалисты из Enterbrain. По мнению местных аналитиков, спад обусловлен тем, что в отчетный период не было запусков в продажу новых консолей, в то время как в 2007 г. локальная индустрия пожинала плоды старта Wii и PS3 в конце 2006 г. Честно говоря, в той же Британии новых игровых устройств тоже не наблюдалось, а рост все-таки был, хотя, конечно, здесь мог сыграть злую шутку и «таинственный» японский менталитет.

В сфере домашних консолей, как и следовало ожидать, вне пределов досягаемости была Wii (2,91 млн штук), более чем втрое опередившая PS3 (991 тыс. штук). В активе Xbox 360 318 тыс. проданных устройств. Лидировала Nintendo и в сегменте портативных систем, хотя преимущество DS по отношению к PSP выглядело не столь впечатляюще, как прежде. На этот раз у нинтендовского продукта результат оказался равным 4,03 млн штук, а у конкурента от Sony – 3,54 млн.

Игровая индустрия. 2008 г.
World of WarCraft – Wrath of the Lich King – поставило рекорд раскупаемости PC-игры за первые сутки продаж – 2,8 млн копий

И наконец, самый крупный рынок – американский. Здесь, несмотря на кризис, который, безусловно, затронул и игровую индустрию, все же наблюдался подъем по сравнению с 2007 г. По данным итогового отчета аналитической компании NPD Group, уровень продаж консолей вырос на 11% и достиг 7,81 млрд долл., оборот в сегменте игрового ПО для приставок поднялся на 26% – до 10,96 млрд долл., а выручка от реализации аксессуаров (2,57 млрд долл.) превышает прежний результат на 14%. Всего суммарный доход в консольной сфере за год вырос на 19% и составил 21,33 млрд долл. А вот рыночная доля игр для ПК неуклонно снижается. Их розничные продажи за отчетный период сократились на 14% (до 701 млн долл.). Кстати, годом раньше падение было не столь заметным (6%). Таким образом, в общей структуре рынка игрового ПО в США продукция для ПК составляет всего лишь 6%. Правда, в данных отчета NPD Group не учтены выручка от онлайновых игр, а также показатели казуальной индустрии. Кстати, о последней. В феврале пройдет очередная конференция Casual Connect. Судя по всему, на ней станут известны некоторые цифры, касающиеся доходов в этой бурно развивающейся сфере, и тогда можно будет провести определенную коррекцию.

Если говорить о распределении по игровым платформам, то становится ясно, что, как и в Британии, главной движущей силой на американском рынке в минувшем году были продукты Nintendo. Начнем с того, что первые четыре места в списке игр-бестселлеров принадлежат именно им (Wii Play, Mario Kart Wii, Wii Fit, Super Smash Bros.Brawl – все для Wii).

Президент американской ассоциации производителей развлекательного ПО ESA Майкл Гэллахер (Michael Gallagher) так прокомментировал итоговый отчет NPD: «Даже в тяжелые времена игровая индустрия поддерживает локальные и национальные экономики, о чем свидетельствуют рекордные цифры и последние технологические достижения. Работающие в ней личности – настоящие творцы. Они предоставляют потребителю ни с чем не сравнимое удовольствие и превращают видеоигры в наиболее успешный вид медиа на сегодняшнем рынке».

Слова Гэллахера определенным образом подтверждаются последними исследованиями аналитической компании GfK (а точнее, одним из ее подразделений – Media Control GfK International). Ее данные свидетельствуют о том, что глобальные продажи компьютерных и видеоигр возросли на 20% и достигли 32 млрд долл., причем в основном за счет продукции для консолей Nintendo. В то же время уровень реализации других развлекательных медиа (на DVD и Blue-ray) снизился на 6% – до 29 млрд долл. (на 8% в Северной Америке, на 3% – в Европе и на 4% – в Азии).

Информацией о том, чем может похвастать отечественный игровой рынок, мы пока не располагаем. Что касается нашего ближайшего соседа – России, то некоторые оценки были даны в предновогоднем опросе первых лиц ряда издателей, опубликованном на главном игроиндустриальном ресурсе страны dtf.ru. По мнению большинства из них, российский рынок за 2008 г. вырос на единицы процентов, причем все они отмечают, что кризис все-таки оказал свое негативное влияние, а одним из наиболее ярко проявившихся факторов назывались задержки (а порой и просто отсутствие) платежей со стороны розницы.

Игровая индустрия. 2008 г.
Grand Theft Auto IV разошелся на Xbox 360 и PS3 тиражом 5 млн экземпляров

Теперь отвлечемся от цифр и вспомним, какими событиями в игровой индустрии запомнился минувший год. Как известно, в декабре 2007 г. прозвучал громкий анонс о слиянии крупнейших издательских компаний Activison и Vivendi и образовании Activision Blizzard, к маю 2008 г. все формальности по сделке были завершены, и на рынке появился игрок, по мощи не уступающий былому лидеру – Electronic Arts. Сама же EA в феврале дала старт затяжной саге с приобретением компании Take-Two Interactive. История длилась несколько месяцев, и в итоге все остались «при своих». Во II квартале в продажу поступил долгожданный суперхит Grand Theft Auto IV. На одном только американском рынке к новому году было продано 3 млн 290 тыс. копий версии для Xbox 360 и 1 млн 890 тыс. – для PS3 (порт на ПК появился буквально накануне рождественского сезона). В июне компания Blizzard объявила, что в разработке находится Diablo III. Июльская выставка E3 Media & Business Summit и некоторые аспекты деятельности ESA вызвали волну критики. В результате ассоциация опять изменила формат мероприятия. В 2009 г. E3 будет менее «закрытым», чем последние два года. Выпущенное 13 ноября второе официальное дополнение к World of WarCraft – Wrath of the Lich King – поставило рекорд раскупаемости PC-игры за первые сутки продаж – 2,8 млн копий.

Возвращаясь к важнейшей теме «консольных войн», отметим, что в глобальном масштабе на сегодняшний день лидирует Nintendo Wii (более 46,5 млн проданных устройств по всему миру). У «серебряного» призера – Xbox 360 – 28 млн (не будем забывать, что стартовала она на год раньше, чем Wii), а на счету PS3 – 19 млн. Таким образом, доля Wii достигла почти 50% всех реализованных игровых приставок текущего поколения. В сегменте портативных устройств впереди также Nintendo. В активе DS свыше 98 млн проданных консолей, а у PSP – порядка 44 млн.

Похоже на то, что расстановка сил не изменится и в наступившем году. А впрочем, в условиях кризиса в ситуацию могут вмешаться и непредвиденные факторы. В заключение хочется отметить, что невзирая на сокращения персонала, определенную реструктуризацию и приостановку некоторых проектов, ведущие компании все же с оптимизмом смотрят в будущее. Хочется надеяться, что их ожидания оправдаются.