IFA 2005: парад практичных технологий

27 сентябрь, 2005 - 23:00Роман Хархалис

В первую неделю сентября главный экспокомплекс Берлина Messe Berlin в очередной раз стал местом проведения крупнейшей в мире выставки бытовой электроники International Funk Ausstellung (IFA), что в буквальном переводе означает «Радиовыставка». Отметим, что от этого названия веет почтенной стариной: ведь история IFA насчитывает уже 81 год. IFA 1926 была приурочена к окончанию строительства в Берлине крупнейшей на то время радиовышки, считающейся ныне таким же символом города, как Эйфелева башня в Париже.

С 1953 г. IFA проводится раз в два года, и каждая очередная выставка – заметное событие в столичной жизни. Компании-участники обычно стараются загодя информировать потребителей о своих ключевых экспонатах и номерах стендов. В течение месяца, предшествующего открытию биеннале, Nokia проводила в Германии рекламную кампанию под девизом «Das ist IFAntastisch!».

IFA 2005 парад практичных технологий
IFA 2005 парад практичных технологий
IFA 2005 парад практичных технологий

Начало выставки принято отмечать грандиозным фейерверком и праздничным шоу с участием знаменитостей. В 1930 г. в числе почетных гостей на открытии IFA был Альберт Эйнштейн, а в 2005-м – Владимир Кличко.

С наступлением осени в Берлине неожиданно распогодилось, и в оргкомитете IFA наверняка возникли опасения, что многие потенциальные посетители предпочтут провести досуг не в выставочных павильонах, а на лоне природы. Однако любознательные берлинцы не подвели, и число побывавших на мероприятии превысило 250 тыс. человек. Количество же экспонентов (1202) и суммарная площадь экспозиций (16 тыс. кв. м.) достигли в этом году рекордных значений.

Общая панорама выставки дает хорошее представление о структуре предложения, которая сформируется на европейском рынке потребительской электроники в ближайшее время. Пожалуй, наиболее заметными были дисплейные технологии – по суммарной выставочной площади мониторы и панели разного формата и назначения безоговорочно лидировали. Разумеется, большой вклад в это достижение вносят крупные производители, занимавшие целые этажи павильонов, – это LG, Samsung, Philips, Daewoo, Loewe, Sharp, Panasonic, Toshiba и др. Однако достаточно много в этом сегменте и дальневосточных компаний, как правило, имеющих полноценные линейки продуктов и не жалеющих денег на стенды среднего размера.

IFA 2005 парад практичных технологий
Они живые! Шоуменов на стенде Casio можно было принять за манекены, пока они не начинали двигаться
IFA 2005 парад практичных технологий
Если кто-то интересовался, что внутри цифровой камеры, на стенде Panasonic он мог удовлетворить свое любопытство
IFA 2005 парад практичных технологий
IFA 2005 парад практичных технологий
Картинки с выставки. Кому из нас знакомы бренды Panda, Phocus или Erae Electronics? Между тем стенды этих китайских компаний на IFA 2005 были побольше, чем у хорошо известных SanDisk или Maxtor
IFA 2005 парад практичных технологий
Porsche Design имела свой стенд на IFA – небольшой, но с весьма ценным экспонатом

На втором месте уверенно держатся портативные медиаплееры всех мастей – от простейших флэш-брелоков с функцией проигрывания MP3 до мощных мобильных медиацентров с 7-дюймовыми ЖК-экранами, встроенными винчестерами, приемом DVB-вещания и другими дополнительными функциями. Эти устройства чаще всего предлагаются малыми и средними китайскими и корейскими компаниями. Все ведущие мировые бренды также представляли мобильные мультимедийные решения, но в их экспозициях они занимали скорее второстепенное значение, тогда как небольшие стенды с продукцией из Поднебесной просто не поддавались исчислению.

Внушительными были и экспозиции индустрии Hi-Fi, которая, по общему впечатлению, заняла третье место по масштабам (в основном, здесь были представлены акустика и наушники, но хватало и других Hi-Fi-компонентов). А следующей за ней стал раздел автомобильной электроники, включавшей акустику, CD- и DVD-магнитолы, дисплеи, услуги инсталляции и тюнинга. Вполне закономерно, что в сегменте Hi-Fi превалировали известные бренды – их можно было увидеть как на мегастендах, так и на небольших, но со вкусом обустроенных площадках. Однако присутствие «китайцев» ощущалось и здесь – свыше десятка дальневосточных марок отстаивали свое право на рыночную долю в бюджетном сегменте. Мультимедиа для автомобилей же, в основном, осталась вотчиной специализированных (Blaupunkt) и многопрофильных (Kenwood, Pioneer), но именитых компаний.

Основные тенденции развития рынка также отлично прослеживаются при анализе состава экспозиций. В стационарной потребительской электронике наиболее значимый сегмент – определенно LCD TV. Эти продукты есть абсолютно у всех компаний, представляющих дисплейные технологии, причем устройства «мониторного» размера (15–20") хоть и являются обязательной составной частью ассортимента, все же постепенно отходят на второй план. Самый заметный и распространенный формат – 32 дюйма, именно такие экраны в первую очередь замечает посетитель, подходя к стенду соответствующего профиля, будь то Loewe, LG или одна из десятков маленьких китайских «телевизионных» фирм. В ходу также плазменные панели с диагоналями 32–42", которые старается заполучить в свою линейку каждый производитель дисплеев. Кто имеет возможность, занимается разработкой и выпуском подобных устройств самостоятельно, другим же остается ребрендинг и бэдж-инжиниринг: для пополнения ассортимента все средства хороши.

В мобильном сегменте технология № 1 также заметна с первого взгляда – это GPS. Приборы с функцией навигации отличались завидным разнообразием и встречались у производителей с самой разной специализацией – от КПК до автомобильного Hi-Fi. По нашему мнению, активность продвижения и массовость GPS как минимум такая же, как у LCD TV в области дисплеев, так что мы склонны считать ее внедрение важнейшим трендом, обозначившимся на IFA 2005.

Что касается технологий, ставших доступными для потребителя сравнительно недавно, усилия экспонентов были распределены между высокоемкими оптическими дисками (Blu-ray, HD DVD), цифровым телевизионным вещанием и домашней беспроводной мультимедиа-инфраструктурой, включающей медиацентр, дисплей и акустику. Самой массовой здесь является DVB – портативные (реже стационарные) телеприемники этого стандарта можно было достаточно часто встретить на стендах.

Для нас довольно неожиданным было практически полное отсутствие на выставке технологий «умного дома», теоретически хорошо вписывающихся в концепцию современной потребительской электроники. Бизнес поставщиков таких решений лежит главным образом в плоскости проектов и инсталляций, а не простой продажи продуктов, так что вполне вероятно, что в Западной Европе он уже выделился в отдельный сегмент, достаточно далеко ушедший от рынка потребительской электроники в сторону строительства и дизайна интерьеров. Возможно, потому подобных решений на IFA 2005 почти не было.

Китайская эволюция

Как и всякая крупная выставка, IFA 2005 пестрела стендами небольших и неизвестных на нашем рынке китайских и корейских компаний. К сожалению, реалии жизни таковы, что о многих из них широкая публика не узнает и после IFA, причем как у нас, так и в Европе. Каждый год довольно много дальневосточных фирм перерастают обычный для этих стран уровень обслуживания внутреннего рынка и работы по OEM-контрактам и пытаются создать собственный бренд международного масштаба. Удается это немногим, но пытаются сотни и тысячи. По нашим оценкам, на IFA 2005 количество стендов китайских производителей третьего эшелона находилось в пределах двух сотен.

Интересно распределение усилий китайских компаний по сегментам рынка потребительской электроники. Пожалуй, наиболее освоены направления дисплеев и портативных плееров. Первое выросло из давно уже хорошо развитого в Китае производства телевизоров. Как оказалось, здесь переход от ЭЛТ к LCD технологически прост. Географическая близость крупных поставщиков матриц облегчает задачу выбора и логистики, проектирование новых корпусов сегодня не является проблемой для китайцев, адаптация конвейерных линий в данных условиях тоже несложна. Так что дело остается только за контролем качества и брендингом, при этом если первая задача вполне решаема (давно уже прошло то время, когда почти все китайские товары были чудовищно низкого качества), то вторая как раз представляет собой тот барьер, который препятствует массовому проникновению на мировой рынок китайцев как производителей конечного продукта.

Примечательно, что китайские компании ограниченно присутствуют на рынке крупноформатных ЭЛТ-телевизоров класса hi-end. Эти достаточно специфические устройства сегодня покупаются, в основном, знатоками и ценителями качественного изображения. Настолько тонкая инженерия китайцам, по-видимому, еще малодоступна, а задача построения соответствующего бренда вообще неразрешима. Так что «молодые львы» пока весьма резонно интересуются сегментами, где продукция гораздо более стандартизирована и пользуется массовым спросом, что означает некоторое ослабление требований к качеству картинки – это LCD TV и плазменные экраны, которых на китайских стендах было представлено действительно много.

Плеерное направление имеет другую историю. Во время бума флэш-памяти, прошедшего в Европе и США пару лет назад, достаточно много дальневосточных производителей освоили выпуск этих продуктов, весьма нехитрых технически и не слишком критичных к качеству сборки, дизайну и брендингу. Следующим шагом для компании, изготовляющей флэш-брелоки, является разработка MP3-плеера, который в простейшем случае представляет собой тот же брелок, снабженный процессором для декодирования MP3 (стандартное однокристальное решение), небольшим ЖК-экраном, органами управления, наушниками и питанием. После этого приходит очередь MP3-плееров на базе жестких дисков (тоже более или менее типовые разработки), таких же устройств, но уже снабженных цветным экраном и способных декодировать видео в формате MPEG-4. Далее компания берется разрабатывать персональные медиацентры (PMP) в формфакторе КПК, требующие несколько иного подхода при создании и сборке, но логично дополняющие существующую линейку MP3-плееров и наглядно демонстрирующие технологический уровень производителя. И наконец, последние две ступени прогресса, которые китайская индустрия одолела к IFA 2005, – это переход от стандартного PMP к более изощренным решениям, например поддерживающим прием DVB или оборудованным увеличенными экранами, а также оснащение того же медиаплеера встроенным GPS-приемником, что переводит его совсем в другой, более высокий класс, к тому же находящийся на пике популярности.

Следует отметить, что на выставке было предостаточно компаний, достигших на сегодня разных ступеней прогресса из числа вышеперечисленных. Встречались и такие, чей ассортимент и сейчас ограничивается флэш-брелоками. Но многие производители, не менее трети от общего числа, демонстрировали продвинутые медиаплееры и GPS-навигаторы.

И наконец, третья ниша, хорошо освоенная китайцами, – это производство бытовой и компьютерной акустики начального и среднего класса. Ее можно было увидеть в павильонах Hi-Fi, где рядом с продукцией именитых фирм демонстрировалось достаточно много более или менее стандартных колонок малоизвестных марок – как правило, в корпусах из дерева или отделанных под дерево, при этом в линейку обычно входит акустика 2.0 и 2.1 для компьютера, комплекты 5.1 и 6.1 для домашних кинотеатров, бытовая полочная и напольная акустика, причем нередко – довольно больших размеров.

Дисплейные технологии: иду на рекорд!

IFA 2005 парад практичных технологий
На стенде LG можно было познакомиться с внутренним устройством плазменного дисплея
IFA 2005 парад практичных технологий
Новое поколение ЭЛТ-телевизоров с укороченной трубкой характеризуется уменьшенной на треть глубиной. Такие продукты представили LG, Samsung, Daewoo и еще несколько производителей
IFA 2005 парад практичных технологий
Слой позолоты на корпусе крупнейшего коммерческого плазменного экрана LG и сопутствующей модели акустики для домашнего кинотеатра подчеркивает элитный статус продукта. В странах Ближнего Востока такие диковинки всегда находят своего покупателя
IFA 2005 парад практичных технологий
LCD-экран с отражающей поверхностью в выключенном состоянии выглядит как обычное зеркало. Интересное решение для домашнего интерьера
IFA 2005 парад практичных технологий
Рекордсмен по величине среди LCD-телевизоров – продукт от Samsung с диагональю 82"
IFA 2005 парад практичных технологий
Еще один выдающийся результат – диагональ плазменного экрана, равная 102", – также попал в книгу рекордов Samsung
IFA 2005 парад практичных технологий
«Кубик» Epson EMP-TWD1 – проектор и DVD-плеер «в одном флаконе»
IFA 2005 парад практичных технологий
Не рвется связь времен... Этот антикварный телевизор на стенде белорусского «Горизонта» соседствовал с современными широкоэкранными моделями
IFA 2005 парад практичных технологий
Дерево плюс высокие технологии... Продукция SWEDX в корпусах из натуральных материалов определенно пользуется популярностью
IFA 2005 парад практичных технологий
Проекторы LG AN110 выделяются необычным дизайном и предназначены для установки на подставке или настенного крепления
IFA 2005 парад практичных технологий
LG Flatron L1780Qplus – тонкий LCD-монитор на подставке, допускающей почти произвольную установку положения экрана
IFA 2005 парад практичных технологий
Оригинальный монитор-планшет Samsung SyncMaster 720TD для художников – можно рисовать прямо на его поверхности

Как мы уже говорили, мировой рынок дисплеев сегодня становится сверхконкурентным, так что первоочередная задача каждого производителя – как молодого, так и именитого – выделиться. В основном, для этого используются дизайн, новейшие технологические особенности или рекордные показатели продуктов. Еще один путь – снижение цены – приемлем не для всех компаний, и ведущие бренды пока им практически не пользуются.

Абсолютное большинство представленных на выставке телевизоров и дисплеев базируется на ЖК-матрицах и плазменных панелях, доля ЭЛТ-мониторов очень невелика, и во всех случаях речь идет об устройствах с диагональю не менее 32 дюймов. Сейчас это скорее ассортиментные модели, акцент на их продвижение не делает ни один производитель. Исключение составляют продукты на базе последней разработки – укороченного кинескопа. Исследования в данном направлении ведутся уже достаточно давно, и мы уже знакомились с 19-дюймовыми компьютерными мониторами (главным образом, от Philips, LG и Samsung) с уменьшенной глубиной. Совсем недавно появилось следующее поколение «сверхтонких» (Super Slim) трубок, их глубина составляет 400 мм при диагонали 32", тогда как у предыдущих моделей – 600 мм. На IFA 2005 были продемонстрированы новейшие продукты на их базе под марками Daewoo, LG, Samsung и некоторыми другими. Производители позиционируют такие устройства, как промежуточные решения между ЭЛТ-телевизорами и плазменными и ЖК-панелями. Они соединяют в себе особенности изображения первых и малые габариты вторых и адресуются поклонникам Hi-Fi с их специфическими требованиями к качеству картинки. Примечательно, что телевизоры Super Slim были замечены и у китайских фирм, но лишь в единичных случаях. По-видимому, выпуск этих кинескопов еще не стал достаточно массовым. Отметим также, что укороченные ЭЛТ планируется изготовлять только больших диагоналей, поэтому не стоит ожидать возрождения компьютерных ЭЛТ-мониторов на базе данной технологии.

Основной же тенденцией в стане ЖК- и плазменных дисплеев является поддержка форматов телевидения высокой четкости HDTV, в частности – представление продуктов, совместимых с максимальным разрешением этого стандарта вещания full-HD, составляющим 1920×1080 точек. В этой области наиболее целенаправленно работает компания LG, которая продемонстрировала ряд моделей с самыми разными диагоналями и технологиями, поддерживающими этот графический режим. Максимальная диагональ такого монитора в модели MW-71PY10 – 71 дюйм. Однако при сверхвысоком разрешении технологическая сложность продукта возрастает с уменьшением диагонали, так что значительные усилия разработчиков LG уходят на создание более приемлемых для бытового использования дисплеев с разрешением full-HD. Минимальная диагональ плазменного экрана с такими характеристиками сейчас – 60".

Что касается ЖК-дисплеев, то флагманом линейки LG является 55-дюймовая модель 55LP1, одна из самых больших среди коммерчески доступных. Основным преимуществом крупноформатных ЖК-телевизоров LG также считается поддержка разрешения full-HD, хотя эта возможность есть и в продуктах многих других компаний.

Рекорд диагонали плазменных дисплеев сегодня составляет 102" (среди коммерческих продуктов – 80"), а LCD – 82". Все три модели демонстрировались на стенде Samsung, вызывая немалый интерес у посетителей.

«Постоянным партнером» для крупноформатного плоского экрана обычно является TV-тюнер или DVD-плеер. Соответственно, на большинстве стендов с дисплеями были представлены самые разнообразные HDTV-приемники, проигрыватели цифровых видеодисков и рекордеры. Практически все именитые производители включили в свои линейки DVD-рекордеры – как оснащенные жесткими дисками объемом до 160 GB, так и без них. Самыми необычными на настоящий момент оказались несколько моделей HDD-рекордеров для записи передач HDTV, а также двухлоточный DVD-рекордер Samsung, ориентированный на прямое копирование DVD.

Примечательно, что многие производители второго и третьего эшелонов, в основном выпускающие дисплеи, стремятся дополнить их линейкой DVD-плееров под той же маркой. Поэтому на стендах многих китайских компаний, как правило, присутствовали DVD-плееры, а иногда и рекордеры, хотя технологический уровень этих устройств был заметно ниже, чем у грандов индустрии.

Что касается дизайна плоских панелей, то IFA 2005 пестрела самыми разнообразными образцами всевозможных стилей и направлений. В этом отношении опять-таки выделялась LG: в отделении потребительской электроники компании сделали ставку на классический изысканный стиль. Практически в каждом классе продуктов есть модели, отмеченные знаками Red Dot Award и iF Award, а некоторые даже получили обе эти награды. Среди выделяющихся своей внешностью устройств можно отметить домашний кинотеатр LG, где используются плоские громкоговорители, а также «имиджевую» версию уже упомянутой плазменной панели MW-71PY10 и комплекта акустики к ней – все входящие в систему устройства отделаны позолотой.

Именно в дисплейную часть экспозиции входят все три обнаруженных нами стенда компаний из бывшего СССР. Литовская Ekranas представляла технологии ЭЛТ (не самая разумная, на наш взгляд, идея сегодня), а белорусские «Горизонт» и «Витязь» – собственно дисплеи, т. е. ЖК- и плазменные панели под хорошо знакомыми экс-отечественными марками. «Изюминкой» стенда «Горизонт» были антикварные телевизор и радиола «Беларусь», а «Витязя» – 32-дюймовый ЭЛТ-телевизор в деревянном корпусе-стойке.

Раз уж зашла речь о дереве, стоит упомянуть еще одного нестандартного экспонента – компанию SWEDX, несколько лет назад наделавшую немало шума своим ЖК-монитором в корпусе из натурального дерева. Идея живет и побеждает, и на нынешнюю IFA шведы привезли весьма внушительный модельный ряд с использованием разных пород дерева. Однако сейчас акценты сместились с компьютерных мониторов (хотя в ассортименте есть ЖК-дисплеи, мыши и клавиатуры из дерева) на LCD TV и крупноформатные ЖК-панели, а также акустику к ним. Смысл такой переориентации предельно ясен: устройства в корпусах из натуральных материалов наиболее востребованы в дизайнерских интерьерных проектах, в которых домашние кинотеатры встречаются гораздо чаще, чем простые компьютеры.

Проекционные технологии были представлены на выставке достаточно скромно (хоть и вовсю использовались при оформлении стендов) – по всей видимости, они уже прочно вошли в жизнь и заняли свои рыночные ниши, притом не очень массовые. Интерес вызвали только два не совсем обычных продукта. Первый из них, LG AN110, – проектор в оригинальном дизайне, рассчитанном на настенное крепление. По утверждению LG, это первое в мире устройство такого типа. AN110 базируется на одночиповом DLP-решении с максимальным разрешением 1280×768 точек, обеспечивает яркость изображения 900 лм и контрастность 2000:1. Второй необычный продукт демонстрировался на стенде Epson – это оригинальный комбайн EMP-TWD1, состоящий из проектора (технология 3LCD, яркость изображения 1200 лм, разрешение 854×480 точек) и DVD-плеера производства JVC, заключенных в единый кубический корпус. Благодаря такому решению для просмотра DVD на большом экране можно обходиться всего одним устройством, а поставляемый вместе с ним прибор Thomson Videosender позволяет организовать беспроводную передачу видео- и аудиосигналов от других источников, например TV-тюнера.

Компьютерные мониторы, как и следовало ожидать, были второстепенной частью дисплейной экспозиции и представлялись только многопрофильными компаниями – LG, Samsung, Acer, Philips. Значительную часть в этом классе занимали многофункциональные устройства, выполняющие функции монитора для ПК и LCD TV. Среди «чистых» компьютерных экранов привлекали внимание тонкие дисплеи, подставки которых обладают несколькими степенями свободы, что позволяет точно подбирать положение экрана относительно пользователя или подвешивать монитор на стену. Такие модели были на стендах LG (Flatron L1980Q) и Samsung (SyncMaster 770P и 970P). Но гораздо больший интерес вызвали устройства с необычными возможностями. У LG это был монитор-телевизор с беспроводной передачей сигнала, который можно отсоединять от подставки, чтобы просматривать изображение, например, лежа на диване. Samsung же отличилась 17-дюймовым дисплеем-планшетом SyncMaster 720TD, чья поверхность используется для ввода информации посредством индукционного стилуса, как в графических планшетах. Этот способ сам по себе достаточно удобен, поскольку позволяет непосредственно манипулировать объектами на экране или свободно рисовать в нужном его месте, а в ряде случаев (например, в компьютерной графике или в сфере обслуживания) просто незаменим.

Персональные медиаплееры: старое плюс новое

IFA 2005 парад практичных технологий
Известный производитель памяти GeiL представил линейку плееров под брендом DaviD. На этом стенде показаны проигрыватели файлов MPEG-4, оснащенные жестким диском
IFA 2005 парад практичных технологий
Еще один интересный продукт CyberHome – MP3-плеер с интерфейсом Bluetooth, позволяющий слушать музыку через беспроводные наушники
IFA 2005 парад практичных технологий
Archos AV 700 – «комнатный» медиаплеер с экраном 7" от одной из наиболее авторитетных специализированных «плеерных» компаний
IFA 2005 парад практичных технологий
CyberHome MED 7500A – самый красивый представитель класса 7-дюймовых медиаплееров
IFA 2005 парад практичных технологий
Плеер Iball может воспроизводить на внешнем экране видеоролики специального формата – только чтобы разнообразить внешний вид
IFA 2005 парад практичных технологий
Pokar M7000 – MP3-плеер с функцией караоке
IFA 2005 парад практичных технологий
Прототип плеера-вьюера Toshiba с полноцветным OLED-экраном 3,5"
IFA 2005 парад практичных технологий
MSI добавляет к своей линейке MP3-плееров более серьезный продукт – персональный медиацентр
IFA 2005 парад практичных технологий
Множество продуктов LG получили награды за дизайн. Отличились даже портативные DVD-плееры

Рынок медиаплееров сейчас интенсивно развивается – по оценкам аналитиков, в мире сейчас происходит такой же бум MP3-проигрывателей, как в свое время на рынке флэш-памяти. Неудивительно, что экспозиция портативных аудиорешений была одной из самых многочисленных на IFA 2005. Сейчас этот сегмент оказался под перекрестным огнем игроков сразу нескольких категорий. Первая группа активных производителей состоит из тех компаний, которые специализируются на подобных продуктах. Из известных брендов такого рода можно назвать в первую очередь Archos, за ним следует целый сонм подобных фирм меньшего, маленького и совсем мелкого масштаба – преимущественно китайских и корейских. Второй категорией производителей плееров являются компании, до сих пор выпускавшие брендовые продукты памяти. Подобное расширение бизнеса естественно для них, и на выставке в новом качестве были представлены такие знакомые нам имена, как PQI, Extreme Memory, SanDisk, Transcend, Traxdata, а хорошо знакомая компьютерным энтузиастам GeiL даже решила основать новый бренд специально для своих медиапродуктов – DaviD.

Наконец, третья группа производителей персональных медиаплееров – крупные многопрофильные компании, которые рассматривают данный сегмент как логичное дополнение к своим линейкам «больших» бытовых приборов. Поэтому портативная техника самых разных калибров была широко представлена на стендах Samsung, Thomson, Daewoo, в меньших масштабах – у LG и Philips.

Надо заметить, что хотя бизнес-фортуна скорее благоволит крупным игрокам, инженерная мысль – более тонкая материя, и интересные продукты с равной частотой встречались как на стендах грандов, так и у маленьких китайских фирм.

MP3-плееры на базе флэш-памяти сейчас являются простейшими продуктами в своей категории, так что конкуренция среди их производителей просто огромна. Как и в секторе дисплеев, здесь главная проблема – каким образом выделиться. В ход идут необычные формфакторы, материалы, оформление и дополнительные функции. Описывать и анализировать сугубо дизайнерские находки особого смысла нет, а вот дополнительные возможности MP3-проигрывателей порой бывают весьма занимательны. Флэш-карты стандартных форматов используются как память довольно редко, такой прием в основном применяют производители самих карт – SanDisk, Extreme Memory и другие, однако этим уже никого не удивишь. Более интересен PoKar M7000 – с виду обычный флэш-плеер, но оснащенный функцией караоке. Сложно сказать, насколько качественно может быть реализовано такое развлечение в подобном устройстве, но попытка, безусловно, заслуживает одобрения. Второй интересный ход применен в плеере Iball MPV Player, который во время проигрывания музыки воспроизводит на встроенном экране небольшие видеоролики, записанные в память плеера в специальном формате. Это еще не означает, что перед нами полноценный видеоплеер, но вид висящего на шее круглого кулончика разнообразит здорово. А самая перспективная идея заключается в оснащении MР3-плеера адаптером Bluetooth 1.2, позволяющим прослушивать музыку на беспроводных стереонаушниках. В Берлине были показаны первые такие устройства – в частности от компаний CyberHome и MSI.

Наиболее масштабная и дорогостоящая доработка флэш-плеера заключается в оснащении его функцией проигрывания видео в формате MPEG-4. Именно такой возможностью обладают Samsung YP-D1 и YP-T8. Это новые, но уже известные модели, в частности, их рекламные ролики уже некоторое время транслируются украинскими телеканалами. Оба плеера снабжены флэш-памятью емкостью от 256 MB до 2 GB и воспроизводят фильмы в формате MPEG-4 на 1,8-дюймовом TFT-экране.

От этих разработок совсем недалеко до проигрывателей видео с жесткими дисками. В основном, базой для таких разработок служат iPod-образные конструктивы. MP3-плееров с винчестерами в подобном формате тоже набралось уже огромное количество, причем от производителей всех классов, так что и здесь требуется новое решение. Оно заключается в установке увеличенного цветного экрана, винчестера емкостью 20–40 GB и нового аппаратного кодека, работающего с MPEG-4. Аналогичные плееры имеются в ассортименте Samsung (модели YH-J70 и YH-J50) и ряда других компаний. К примеру, в уже упомянутой линейке DaviD от GeiL также встречаются такие модели. Стоит обратить внимание и на не совсем обычный DivX-плеер от Daewoo – он не имеет встроенного экрана и предназначен для вывода картинки на другие устройства отображения – например на телевизор в гостиничном номере.

«Средний», уже довольно тривиальный класс медиаплееров – это так называемые персональные медиаплееры (PMP) или медиацентры (PMC) с 3,5–4-дюймовым сенсорным или обычным экраном. Как правило, это прямые повторения или незначительно переработанные версии известных референс-дизайнов под управлением различных ОС Microsoft (Windows Mobile или Windows CE.NET), хотя изредка встречаются устройства и на других платформах. Вариантом «малого» апгрейда такого типового продукта является установка встроенной камеры (VGA или 1-мегапиксельной), что, в общем, мало влияет на его интересность, более серьезный шаг – установка встроенного GPS-приемника. Не удивительно, что большинство компаний при наличии возможности стараются «проскочить» данную стадию и перейти к выпуску навигаторов.

Обычно PMP производят не очень большие компании, пока не работающие в Восточной Европе. Исключение может составить лишь MSI MegaView 561, представленный на ее стенде. Второй потенциальной (так как устройство пребывает на стадии раннего прототипа), но весьма интересной с технической точки зрения новинкой является Toshiba OLED Memory Card Viewer – аппарат для просмотра видео и фотографий с карт памяти SD, не оборудованный винчестером и открытой ОС, но зато использующий необычно большой 3,5-дюймовый OLED-экран.

Особняком стоят немногочисленные устройства, объединяющие в себе функции медиаплеера и простой цифровой фотовидеокамеры. Среди них можно отметить продукты Samsung серии Miniket. Кроме того, нам удалось увидеть еще один интересный пример такой конвергенции – Daewoo DMP-2300, объединяющий в себе возможности проигрывания MP3 и MPEG-4, а также фотосъемки с помощью встроенной 3-мегапиксельной камеры и записи видеороликов в VGA-разрешении.

Но важнейшей тенденцией, давшей о себе знать, на IFA 2005, стал выпуск медиаплееров несколько увеличенного размера с дисплеем (как правило, не сенсорным) диагональю 7 дюймов. Эти устройства, если можно так выразиться, «комнатного» формата и являются оптимальным вариантом для использования в пределах дома, хотя производители всячески подчеркивают их мобильность и возможность транспортировки в футлярах размером с дамскую сумочку. Спецификации подобных устройств достаточно схожи: они оснащаются жестким диском емкостью 20–40 GB, считывателем карт различных форматов (чаще всего SD), средствами беспроводного приема видеосигнала (к примеру, DVB), подключаются к ПK по USB 2.0 или FireWire. Самым интересным среди них нам показался CyberHome MED 7500A. Аппарат выполнен в дизайне, сильно напоминающем iPod (не оригинальный, но очень красивый), с экранным разрешением 800×480 точек и великолепным качеством картинки, видеовыходом HDTV, однако медленным USB 1.1. По техническим характеристикам его несколько опережает Archos AV 700, именуемый производителем «портативным цифровым видеорекордером» (portable DVR) и оснащенный в старшей версии 100-гигабайтовым винчестером. Очень похож на эти устройства и Mico pdtv 700 – в его спецификациях не значится наличие винчестера, однако перед нами всего лишь ранний прототип, способный декодировать MPEG-2 (а значит, потенциально пригодный на роль плеера формата DVD) и принимать HDTV.

Именно 7-дюймовые модели могут стать хитом рынка медиаплееров, так как размер их изображения достаточен для комфортного персонального просмотра, а масса и габариты не избыточны, что позволяет перемещать их в пределах квартиры/дома/двора и довольно комфортно транспортировать в портфеле или сумке. Конечно, для постоянного ношения в карманах или на поясе этот медиаплеер не слишком пригоден, зато смотреть фильмы на нем гораздо приятнее, чем на 3,5-дюймовых и меньших экранах. Соответственно, как плеер для дома, дальних поездок и отпуска он почти идеален. Вопрос только в стоимости: как показывает практика, максимальная цена для такого рода устройств – $400–500, так что если производителям удастся уложиться в эти рамки, 7-дюймовые плееры ожидает большое будущее.

Продолжение следует...

Рассказ о прочих новинках IFA 2005, таких как GPS-устройства, мобильные телефоны, продукты памяти, накопители и многих других, мы продолжим в следующем номере журнала.