`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IDC: поставки мобильных ПК в Украину растут вместе со складами

+1018
голосов

По данным киевского офиса IDC объем отечественного рынка портативных ПК в I квартале превысил 305 тыс. единиц. Это на 35% больше, чем год назад, и почти на 17% превышает показатели Q1’2008. При этом, состав пятерки лидеров не изменился: как и прежде Asus, Acer, Lenovo, Samsung и HP контролируют более 90% поставок устройств данного форм-фактора в Украину.

Долю нетбуков IDC оценивает примерно в 18%, но у некоторых вендоров в поставках минувшего квартала она превышала 24%. Подобное соотношение было характерно для первой половины 2009 г., затем спрос на нетбуки упал, но сейчас потребительские предпочтения вновь смещаются в сторону максимально доступных решений.

К сожалению, несмотря на позитивную динамику рынка мобильных ПК, ситуация в дистрибьюторском канале вызывает опасения у аналитиков. Так, по оценкам IDC, к началу апреля на складах украинских дистрибьюторов оставалось около 300 тыс. нереализованных мобильных ПК и еще не менее половины отгрузок I квартала (более 150 тыс.) находилось в транзите. Это больше, чем в конце 2008 г. Некоторые дистрибьюторы отмечают, что при таких объемах складов нет необходимости завозить новые партии устройств на протяжении всего последующего квартала. И это при том, что часть из них сократила поставки уже в первой четверти.

Следствием затоваривания складов стали «ценовые» войны и «акционные» распродажи товара, однако на фоне снижения покупательской способности населения ведущие поставщики все еще остаются с огромными складами. По мнению реселлеров, на текущий момент рынок ноутбуков серьезно перегрет и востребованности в новом товаре не наблюдается.

«Проблема перенасыщения рынка ноутбуками актуальна уже не первый квартал и еще осенью прошлого года мы обращали внимание поставщиков на угрожающий рост складских остатков, – подчеркивает Владимир Поздняков, глава киевского офиса IDC. – Однако должных выводов сделано не было и под давлением вендоров отгрузки в Q4’10 превысили даже самые оптимистичные ожидания. Решение этой проблемы дистрибьюторами просто откладывается в надежде на восстановление спроса. Но пока мы не видим факторов, способствующих росту продаж, и опасаемся, что по итогам года рынок портативных ПК не достигнет прогнозных показателей в 1,9 млн. единиц».

Напомним, в 2010 г. в Украину было поставлено свыше 1,5 млн. мобильных компьютеров, что превысило показатель 2009 г. почти на 150%, а доли пяти ведущих брендов распределились следующим образом: Acer – 27.4%, Asus – 19.0%, HP – 16.7%, Lenovo – 15.6%, Samsung – 14.4%.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1018
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Несколько вопросов Володе, думаю, он следит за комментариями и ждет вопросов:
1) что значит "в 2010 г. в Украину было поставлено свыше 1,5 млн. мобильных компьютеров" - кому поставлено, сколько реально куплено конечным пользователем, в чем "сакральный" смысл считать неоплаченный и непотребленный товар?
2) "по итогам года рынок портативных ПК не достигнет прогнозных показателей в 1,9 млн. единиц" - кем спрогнозированных, на основании каких расчетов, какой аналитики и каких допущений?

Валера, ответы на твои вопросы см. здесь. На первый - в самом начале интервью, на второй - предпоследний ответ.

Володя, ну ты ведь прекрасно понимаешь, что я спрашиваю не общие вещи, к которым ты меня отправляешь, а совершенно конкретные, которые очень серьезно влияют на рынок, на котором мы с тобой уже много лет работаем и на доходы компаний, с которыми мы с тобой сотрудничаем также долго...

Очевидно, что прогноз в 1,9М "рисовался" уже в начале этого года, и всем участникам этого рынка, также как и твоему офису, было понятно, что переходные склады и транзиты просто огромны, и дистрибьюторы вынуждены будут остановиться, причем, чем раньше, тем с меньшими потерями для них же. Почему же лишь в средине второго квартала вы решили изменить свой прогноз, что изменилось?

Ого! Что я слышу? Вендоры (точнее – топ-менеджмент вендоров) наконец-то стали интересоваться судьбой ИТ-рынка и доходами компаний, с которыми они так долго сотрудничают!? А то у меня за долгое время работы на рынке сложилось стойкое ощущение, что их основная задача (конечно же, помимо пиления рекламных бюджетов) – получить годовой бонус, для чего, в свою очередь, нужно лишь «впихнуть невпихуемое».

В интервью, кстати, я не про общие вещи говорил, а о вполне конкретных, так чтобы каждый мог себя узнать. К сожалению (или к счастью?), редакция немного смягчила тон. Так что пользуюсь случаем, чтобы исправить, благо пока еще есть где это сделать и я все еще пользуюсь благосклонностью редакции.

Так вот, в нашей стране, как ты прекрасно понимаешь, «впихивание» может продолжаться несколько кварталов подряд, пока не наступит время «Ч». В процессе «впихивания» вендоры «пушат» канал, используя самые изощренные способы, включая: угрозы («а вот как лишим мы вас дистрибьюторского статуса!»), обман («я тебе такого не обещал»), подкуп («дам цену лучше»), шантаж («мы собираемся еще одного дистрибьютора авторизовать») и пр. Но самое смешное – бегая по дистрибьюторам, вендоры размахивают данными IDC и кричат: «Смотрите, что они нарисовали! Вы видите какой у нас большой рынок!? Вы плохо работаете! Вот вы этих вендоров на букву «А» и «Х» заказали много, а нас проигнорировали!? А если мы вам сейчас фонды срежем на следующий квартал? А вы знаете, какой в IDC прогноз на следующий квартал нарисовали?! 500 тыс! А на следующий год аж 2.5 млн!». Вранье? Да! Но это работает :-(

Когда осенью прошлого года «не состоялся» back2school и стоки превысили неразумные пределы, я разослал два письма всем дистрибьюторам-участникам АПИТУ. Вот их содержание.

12.10.2010 - Комментарий IDC к оценке рынка ноутбуков, проводимой в рамках АПИТУ
1. Ситуация намного хуже, чем показано в вашей сводке, т.к. вы не учитываете поставки других импортеров (не участников АПИТУ), а это еще 35 тыс ноутбуков к вашему селл-ину. По нашим оценкам, sell-in Q3’10 – около 500 тыс. устройств.
2. Соответственно намного больше склад, т.к. самые большие стоки (витрины) у ритейлеров. А это, как вы знаете, самые ненадежные «товарищи» во времена кризиса – нервы у них сдают очень быстро.
3. Фактически мы имеем склад+транзит на конец квартала более 0.5 млн ноутбуков (больше, чем в конце 2008 г.), а это мина с часовым заводом.
Очень хочу надеяться, что дистрибьюторы понимают проблемы, к которым толкают их вендоры, и, по крайней мере, договорились с ними об условиях price-protection. И даже, если вы не доверяете оценкам IDC – последних данных АПИТУ уже достаточно, чтобы бить тревогу.

12.11.2010 – Информационная рассылка IDC дистрибьюторам-членам АПИТУ
Как и предполагалось, большая часть sell-in Q3 (523 тыс.) на конец квартала находилась в транзите – 305 тыс. устройств, т.е. более 58%.
В принципе наша оценка транзита соответствует данным АПИТУ. С другой стороны совокупный размер склада по нашим данным оказался немного меньше, чем замеры АПИТУ, даже несмотря на то, что наш опрос охватывал больше поставщиков. Возможно, это следствие погрешности оценок, либо разница методологии.
В любом случае данные цифры показывают, что порядка 460-470 тыс. ноутбуков (склад + транзит) «переехали» из 3-го в 4-й квартал. И это не считая остатки в дилерском канале и ритейле.
Теперь о Q4. Исходя из планов вендоров/дистрибьюторов мы прогнозируем sell-in 4 кв. на уровне 445 тыс. ноутбуков. Если принять во внимание, что 40-50% этого объема будет в транзите на конец квартала, то оставшиеся 50-60% приедут в страну и создадут дополнительную нагрузку на канал. Вместе с ноутбуками, «переехавшими» из Q3, общая масса устройств в канале составит около 700 тыс. Весь вопрос в том, каков будет sell-out. Если 500 тыс. шт., то ситуация будет контролируемая. А если 300 тыс.?

Уверен, ты видел эти письма. Т.е. уже тогда (8 мес назад!) «всем участникам этого рынка, также как и твоему офису, было понятно, что переходные склады и транзиты просто огромны, и дистрибьюторы вынуждены будут остановиться, причем, чем раньше, тем с меньшими потерями для них же». Но! Приближался конец года и желание «впихнуть чтобы получить» как всегда оказалось сильнее здравого смысла. Результат – плюс 474 тыс. ноутбуков sell-in в Q4’10, включая достойную лепту вашего офиса в размере 86 тыс. штук.

Итог за весь год – 1.5 млн. «впихнутых» в страну ноутбуков при прогнозе IDC в начале 2010 г. всего 1.1 млн. Т.е. мы вновь не угадали :-). Так что отвечая на твой вопрос на основе каких допущений «рисовался» прогноз 1.9 млн. в 2011 г., могу сказать, что я все еще не вижу кардинальных изменений на этом рынке. «Впихнуть чтобы получить» и «пилить рекламные бюджеты» – вот основные двигатели украинского рынка ноутбуков (и не только). И чем больше впихнули, тем больше можно распилить. «Радует» лишь то, что время «Ч» приближается. Поэтому мы и собираемся изменить прогноз. Сбудется ли? Посмотрим в январе 2012-го.

Если я правильно понял, то картина получается следующая:
IDC выставляет свой прогноз не только на основании оценки спроса и текущих складов - транзитов, но и на основании планов и амбиций вендоров, при этом беря в расчет то, что жадные вендоры будут стараться впихнуть "невпихуемое". В свою очередь, вендоры смотрят на этот прогноз, и начинают корректировать свои планы, прогноз растет... и так далее. Выходит раскручивающаяся на пустом месте спираль. Прогноз существенно отличается от реальной потребности товара на рынке и рынок у-би-ва-е-тся.

Было бы отлично видеть в отчетах IDC не только прогноз ввоза, но реальную необходимость в товаре.

Сегодня мы становимся свидетелями или соучастниками убийства рынка, а нам на нем еще работать.

Соглашусь с вашим тезисом о коллективной ответственности за происходящее: вендоров, аналитиков, а также дистрибьюторов и приравненных к ним прямых партнеров. Хотя, мы (на мой взгляд) как раз стараемся сдержать «раскручивающуюся на пустом месте спираль». Нашу проблему вижу в том, что в Украине прогнозы IDC не выполняют ту функцию «влияния на рынок», которая нами на них возлагается, как я отмечал в своем интервью (ссылка в первом посте). Т.е. каким бы не был прогноз (даже сознательно нами заниженным), вендором он чаще всего воспринимается неадекватно и приводит к действиям, которые вы описали. Но, поскольку в данном контексте «вендор» – это «менеджер, отвечающий за бизнес вендора» в стране, то все «влияние» IDC сводится к тому, как донести до него информацию, которую я сформулировал в письмах в АПИТУ. А теперь риторический вопрос: много ли вы знаете «менеджеров, отвечающих за бизнес вендора», которые думают о судьбе ИТ-рынка?

Теперь о прогнозах.

1) Из 5 вендоров, которые контролируют в Украине 90% рынка ноутбуков, на данные момент только 2 являются клиентами IDC. Т.е. 3 остальные (в том числе, Асус) не могут даже заикаться о том, что они планируют свои продажи на основе наших данных, а тем более упрекать нас в раздувании рынка.

2) Прогнозы корректируются ежеквартально с учетом данных последнего периода. Естественно, если мы понимаем, что поставки вырастут – нам приходится вносить соответствующие изменения в прогноз, поскольку этого требуют правила. Для IDC не сделать этого - равносильно выпуску заведомого бракованного ноутбука на фабрике Асуса, например.

3) Прогнозы не могут учитывать форс-мажор. Мы же не провидцы предугадывать, например, что в конце прошлого года Верховна Рада сначала отменит НДС на софт и услуги, а спустя 5 месяцев опять его вернет! Или что вендоры начнут методично убивать дилерский канал, отгружая ритейлерам товар по спец.ценам, недоступным дистрибьюторам даже в страшном сне!! К сожалению, Украина все больше превращается в сплошной форс-мажор, поэтому долгосрочное прогнозирование в нашей стране невозможно, слишком высока погрешность.

4) Реальную необходимость в товаре (т.е. sell-out) нельзя измерить по методике IDC. Я подчеркивал это в первых же строках своего прошлогоднего интервью. Наши заказчики – вендоры (в первую очередь, на уровне штаб-квартир), им нужна оценка sell-in в страну. Пожалуйста, учитывайте это, когда используете наши цифры.

Володя, то что ответственность общая - это конструктивно и принимается, также согласен, что решения принимают отдельные люди.
Но! На мой взгляд задача аналитиков в необходимости предоставить реальную информацию своим заказчикам, на основании которой они бы могли сделать правильные выводы и принять верные решения.

Теперь по прогнозам и как, на мой взгляд, это выглядит со стороны вендора:
1) Два клиента IDC из 5-ки лидеров, как минимум, планируют свои поставки на рынок, опираясь на ваш прогноз в 1,5М в 2010 году и 1,9М в 2011 году, они же наиболее активны в давлении на дистрибьторов. Остальные ведут себя похоже, но на какие объемы рынка они ориентируются никто не знает. ASUS точно не ориентируется на прогнозы IDC и планы дистрибьюторам выставляются из расчета рынка меньше, чем вы его спрогнозировали. Эту информацию легко проверить.
2) Как выглядят официальные отчеты IDC для клиентов я не видел, есть ли там пояснительная записка, в которой вы предоставляете, аналогично данному пресс-релизу информацию о локальных складах? А было бы очень полезно, еще в разрезе по брендам.
На примере одного вашого клиента показываю схему по планированию поставок в Украину со стороны ШК: прогноз IDC 1,9М; динамика продаж по отношению к локальному складу дистрибьюторов положительна (в контракте с дистрибьютором прописано, что если склад больше 8 недель продаж, дисти не получает sell out rebate в размере 1% - очень существенная сумма, чтобы дисти не списал товар даже без реальных продаж); планирую увеличение рыночной доли, выделяя серьезный маркетинговый фонд под цели; три нажатия кнопок на калькуляторе показывают, например, 600, 700К или 900К.
И, поехали!
3) В условиях форс-мажоров никто вам претензий предъявлять не будет, как это и было в 2008 году, все прекрасно понимали почему так случилось и все стрались собрать как можно больше субъективной информации, чтобы скорректировать оценки.
4) Я не призываю вас быть провидцами, просто предоставьте своим клиентам исчерпывающую информацию, поясните риски и необходимость учесть локальные перестоки. Если для этого необходимо изменить форму отчета, выйдете с такой инициативой в свой европейский офис. Ведь у вас эта информация есть и, думаю, это будет полезно для штаб-квартир всех производителей, тем более, если у локальных офисов нет воли признаться, что их дисти и канал сидят по уши в товаре.

«Задача аналитиков – предоставить реальную информацию своим заказчикам, на основании которой они бы могли сделать правильные выводы и принять верные решения»
К сожалению, «менеджеры, отвечающие за бизнес вендора» под словами «правильные выводы» и «верные решения» понимают совсем не то, что аналитики. Но мы стараемся :-) И вместе с цифрами подаем в каждый отчет качественный анализ (там не много, но достаточно, чтобы понять масштабы проблемы, если конечно читать внимательно). Кроме того, в рамках concall аналитики подробно описывают рыночную ситуацию руководителям программ исследований, которые, в свою очередь, передают эту информацию вендорам во время регулярных встреч. Однако, нам весьма трудно бывает убедить своих европейских коллег в том, что украинский рынок – особенный и здесь нормальна ситуация, когда дистрибьюторы из квартала в квартал продолжают заказывать товар даже при ТАКИХ складских остатках!

«…планируют свои поставки на рынок, опираясь на ваш прогноз в 1,5М в 2010 году и 1,9М в 2011 году»
Еще раз подчеркну – весь прошлый год наши прогнозы не успевали за рынком. Мы начинали с 1 млн. (в конце 2009 г. было еще меньше) и корректировали цифры каждый квартал. По итогам Q2’10 мы сделали, как нам казалось, достаточно взвешенный прогноз: Q3’10 – 320 тыс., Q4’10 – 287 тыс., а на весь 2011 г. – 1.25 млн. Аргументы были изложены региональному офису и уже тогда мы высказывали опасения по поводу overstock... Увы, фактический результат ты знаешь: Q3’10 – 523 тыс., Q4’10 – 474 тыс. Разница с прогнозом IDC – 390 тыс., т.е. практически это размер стока всего канала на конец года. Как ты думаешь, что после этого сказали в региональном офисе IDC? И насколько реально было оставить на 2011 год прежний прогноз? Да еще при активном вмешательстве вендоров, на уровне ЦВЕ лоббирующих намного большую цифру.

«Предоставляйте своим клиентам исчерпывающую информацию – это будет полезно для штаб-квартир всех производителей, тем более, если у локальных офисов нет воли признаться, что их дисти и канал сидят по уши в товаре»
Если бы Асус был клиентом IDC, то вряд ли бы такое предложение прозвучало, потому что «куда уж больше»! И потом, когда «у локальных офисов нет воли признаться», они весьма активно противодействуют потоку информации, поступаемой в их штаб-квартиры из IDC: пишут на нас кляузы, в которых обвиняют аналитиков IDC в непрофессионализме, настраивают против нас свой топ-менеджмент и распространяют на рынке информацию о нашей нечестности. Бороться с этим практически невозможно (цена вопроса – миллионы долл., ты правильно посчитал), потому что в 99% случаев топ-менеджмент вендора доверяет локальному офису (а может он в доле? :-)) и чтобы доказать обратное нужны уж очень веские доказательства (проще дождаться времени «Ч», когда «головы летят» по воле самого вендора).

Володя, из первой части твоих комментариев, я ни в одном цитировании не узнал моих слов или слов моих коллег. Новых дистрибьюторов мы не подписывали с 2007 года, более того, вынуждено потеряли одного. В Q1'09 совершенно сознательно не завезли в страну ни одного ноутбука и единственные из всех вендоров не подписали новых дистрибьюторов.
Поэтому, снова говоришь "в общем"!

Грязные намеки по поводу "попила" бюджетных средств для меня оскорбительны, если ты имеешь информацию, можешь ее сказать здесь и сейчас, в противном случае надо бы извиниться.

В текущем стоке и транзите дистрибьюторов вижу нашу долю около 10%, в канале или на полках и того меньше, так что "лепту" нашу 4-го квартала дистрибьюторы спокойно продали, и не в убыток.
Поскольку ваш офис много лет занимается оценкой рынка в разрезе по производителям, думаю, этому самому рынку было бы очень любопытно получить от вас информацию и о стоках по вендорам, а не цифру "в общем".
А мы насильно дистрибьюторов не запихиваем и это никогда не было нашим стилем работы. Иногда просим и аргументируем, конечно же, но не шантажируем - завозили, и завозим сюда столько, сколько этому рынку нужно.
Очевидно, ваши результаты важны вашим клиентам, странно, как они вас не "додавили" до первого места в последнем отчете, мы бы не обиделись, поверь. Как по мне, то лучше уж пусть будут лишние коробки на бумаге, чем на рынке....

Валера, мой ответ по форме и содержанию соответствует твоему вопросу (так сказать, наездом на наезд). Ты взял на себя миссию «общественного обвинителя» IDC, прозрачно намекнув на то, что это мы виноваты в перенасыщении рынка ноутбуками – ну, так я и ответил в твоем лице всем вендорам сразу, нарисовав собирательный образ. И не надо было все принимать на счет Асус, а тем более на свой личный счет – именно к тебе я всегда относился уважительно, несмотря на все твои заблуждения в отношении IDC :-)

Поскольку дискуссию продолжать в таком тоне у меня нет ни малейшего желания, последний вопрос: с учетом сегодняшних перестоков и высокой вероятности не достигнуть показателя в этом году sell-in в 1,9М, какое количество вы все же прогнозируете?
Меня вполне устроит ответ с большим отклонением.

Тон задавал не я. Ведь для риторических вопросов или наездов есть телефон, а здесь - общественное место. По прогнозу не скажу, т.к. его сначала должны получить заказчики. С другой стороны, не пойму зачем вам прогноз IDC, если вы уверены, что мы его "рисуем"!?

Чисто для морального удовлетворения вспомнил свои комменты
http://ko.com.ua/yug-kontrakt_za_tri_kvartala_v_ukraine_bylo_realizovano...

Я сейчас занимаюсь другим рынком и потерял нить, что в ИТ твориться на текущий момент, но если дают оценки в 300К остатков и 150К транзита, то мои старые предположения вполне допустимы даже если и не совсем точны...

Приходите к нам на работу :-)

Правда, з/п у нас не высокие, т.е. работают энтузиасты :-)

:) Спасибо конечно, но уже занят интересной работой.

Сорри, нашел вот эту заметку и понимаю, что с предложением о работе не по адресу :-)

Но в этой же новости обратил внимание на такую вашу цитату после назначения на новую должность: "Среди своих первоочередных задач я вижу повышение эффективности совместной работы с вендорами и дистрибьюторами..."

Интересно узнать - получилось? Достается ли вам что-то после "пиления" маркетинговых бюджетов? Или вас тоже только обещаниями кормят, как всю украинскую компьютерную прессу?

Я с сентября прошлого года не в Соколе :) С декабря занимаюсь созданием нового проекта вместе с инвестором. Подробнее в моем блоге (иногда пишу туда какие вехи проект проходит): http://ko.com.ua/vse_na_prodazhu_54416 Хорошо для меня, что проект больше не связан с ИТ :)

По поводу маркетинговых бюджетов, то ввиду моей позиции как в Соколе так и до и после Сокола я не имею права раскрывать вопросы типа "как это работает". Могу лишь сказать, что интернет-магазины честно направляют маркетинговые бюджеты для достижения поставленных вендорами и дисти задач (иногда вопреки идиотским требованиям, которые лишают эти бюджеты смысла)...

Коллеги, я против навешивания ярлыков («рисуют прогнозы») и перевода стрелок («во всем виноваты аналитики»), но мы не избегаем ответственности и готовы признавать ошибки (пожалуй, надо было кричать об этом раньше, здесь или на другой открытой площадке). Однако я твердо убежден, что большая часть вины в нынешней ситуации с ноутбуками (и не только) лежит на вендорах. Вернее, на людях, которые управляют их бизнесом здесь, в Украине.

В связи с этим, у меня встречные вопросы к ним (и к тебе, Валера, раз уж ты взял на себя миссию отдуваться за них всех :-)).

1) Почему вы до сих пор стараетесь обмануть IDC в объеме фактических поставок в Украину, понимая, что рано или поздно обман станет явным? За 5 лет работы нашего офиса пора бы уже понять, что мы научились работать в условиях дезинформации.

2) Зачем вы запрещаете своим дистрибьюторам общаться с IDC, зная, что мы все равно найдем общий язык? К счастью, человеческие отношения в нашей среде все еще чего-то стоят.

3) Почему вы «пилите» маркетинговые бюджеты так нагло, что это превращается в «секрет Полишинеля»? Неужели нельзя что-то оставлять и для рынка? Или просто быть чуточку скромнее.

4) Почему, имея огромные бюджеты на маркетинг и рекламу, компьютерную прессу вы кормите лишь обещаниями? Я рыдаю, когда слышу от вас что-то вроде: «Ну, что же они закрыли такой полезный журнал!» Интересно, сколько центов вы потратили на поддержку этого журнала за последние 3 года?

5) Как долго вы будете исповедовать двойные стандарты? Вместе с дистрибьюторами вы объединяетесь в ассоциации с целью «загального розвитку ринка ІТ, реалізації національної ІТ стратегії, розвитку і підтримки етики ділових відносин, запобігання недобросовісній конкуренції; сприяння обміну інформацією, розвитку досліджень ринку», но в то же время в глубине души остаетесь против открытости и честности в отношениях даже с собственными партнерами, от которых зависит ваш бизнес в этой стране (поэтому, извините – без нас).

Вопросы риторические и не предполагают ответа. Но если есть желающие – можно прямо здесь. Только учтите, что я вас за язык не тянул :-)

Поскольку начало новой недели и надо решать проблемы с оверстоками, попытаюсь ответить очень коротко не "за них всех", а от себя, с учетом того, что представляю здесь офис конкретного вендора.

Возможно на вендорах лежит не бОльшая, но большАя доля вины за ситуацию на рынке, признаю, но секс то ведь "по любви", про утюги или "подписи под дулом" еще не слышал...

По вопросам:
1) не стараемся - мы с тобой достаточно давно и без слов пришли к тому, что ты не спрашиваешь, а я не отвечаю. На мой субъективный взгляд, дезинформация таки проходит, практически в каждом квартальном отчете.
2) не запрещаем. Для примера, по итогам Q3'10 в вашем отчете получили цифру меньше чем реально завезли, попытался у дистрибьюторов выяснить, кто дал заниженные цифры, концов не нашел, махнул рукой...
3) это обвинение очень серьезно, я уже говорил об этом. Поэтому, нужно, либо набраться смелости и сказать открыто, либо закрыть тему до лучшего момента.
4) при большом уважении к компьютерной прессе и КО, непосредственно, ноутбуки это консьюмерский товар, и размещать рекламу, например, "тонкого и легкого" в изданиях для специалистов, боюсь, не совсем логично. Тем не менее, мне кажется, "пару центов" мы все же потратили на компьютерную прессу. Данный вопрос на данной площадке - ниже пояса, мне кажется...
5) см. п.3. Очень надеюсь, что вопрос не к нам в первую очередь. Конечно же наш рынок не такой уж открытый и прозрачный, но, очевидно, это реалии ведения бизнеса в нашей стране.

За смелость и честность спасибо (меньше уважать тебя я не стал :) ) Но, надеюсь, что в следующий раз, когда у тебя возникнет желание "проехаться" по IDC, ты вспомнишь номер моего мобильного.

Владимир,

Эко Вас достали вендоры :)

Я хоть и сбоку-припеку, но вопрос хаоса на рынке ИТ поднимается беспрерывно года с 2007 с самого низа (мелкими и средними игроками), но вывод который можно сделать за все эти годы диалога, что причина хаоса не вендоры, а дистрибьюторы, которые установили специфические правила игры ещё в 90-х и продолжают ими пользоваться до сих пор. Приход вендоров лишь укрепил общую нездоровую ситуацию (я вроде как про схемы движений товаров и отчетности писал) и ничего не изменится ни в этом, ни в следующем году, ни через 5, 10 и т.п. лет...

Иван, уверяю Вас - мне есть что сказать и в ветке про дистрибьюторов :) Но вендоры, на мой взгляд, сегодня играют в работе канала определяющую роль - они его фактически содержат.

Хотя, учитывая взаимную диффузию кадрового состава дистрибьюторов и локальных офисов вендоров, скорее всего Вы тоже правы. Я, к сожалению (или к счастью) не сильно посвящен в детали их взаимоотношений.

У меня тут сформировался вопрос: а как можно анализировать украинский рынок не учитывая его специфику? Т.е. не товарную специфику, а правила его формирования и причины которые лежат в основе этих правил?
С одной стороны вроде как через вендоров украинский ИТ-рынок интегрирован в глобальные системы и отчеты и прогнозы обязательный атрибут этой интеграции, а с другой... А с другой стороны, уже ДАВНО налажена система, которая может манипулировать и отчетами и прогнозами, так как эта система во-первых сформирована по своей причинно-следственной логике, а во-вторых есть логичное проявление нашего менталитета.
Стоит ли вообще поднимать бурю в стакане если все всё знают? А то, что ведение бизнеса оторвано от реальности иногда приводит к существенным несоответствиям с отчетами и прогнозами - так это бывает когда вылазит так явно... Неприятно, но все обтёрлись (а кто и подтёрлись) и дальше "колбасим"...

Наша песня хороша - начинай сначала :-)
Снова аналитики виноваты?

Ну, Бог в помощь. Первый случай когда СТАНДАРТНАЯ для рынка ИТ кулуарная беседа поднята публично. Все как бы все знают, но делаем вид, что слышим впервые....

Сегодня региональный офис сообщил, что по данным вендоров (клиентов IDC) ситуация в Украине и России нормализуется, идут плановые отгрузки под back2school :)

Валера, так может быть не будем менять прогноз? Даешь 1.9 млн!

Ваш региональный (Европейский) офис сообщил?
Наверное, им виднее...

Да, пражский офис. Не уверен :(

получается, что у локальных офисов очень мало доказательств и энтузиастов(не буду делить на вендоров и аналитиков, и у тех и у тех одинаково)для "донесения"... в хорошем смысле этого слова, реалий нашего рынка и экономики нашим ШК, которые обмениваются информацией между собой и "спускают планы" сверху вниз, приравнивая нас... когда удобно к Европе, а когда нет - к "другое".

Не совсем так. Думаю, ШК вендора согласовывает планы с локальными офисами.

IDC собирает информацию на всех уровнях (международном, европейском, локальном, от вендоров и своих аналитиков) и на основе этого формирует отчеты и "рисует" прогнозы. Сейчас завершается очередной этап пересмотра прогнозов и рег.офис IDC делится с нами информацией, полученной из ШК вендоров.

к сожалению, мы должны учитывать L/T, планировать квартал +1. Даже при наличии RMap, спланировать очень тяжело особенно в отдельно взятой стране со спецификой экономики и таможни. Перепланировать прогнозы возможно, но производство является огромнейшей махиной, на которую нам тяжело влиять, завязаны и вендоры и производители "шпиндиков" в виде коннекторов и т.д.Sell In очень оторван от Sell Out на практике. Если брать во внимание только инвойсирование, то затамаживание в Китае может занимать до 10-15 дней, ожидание удобной линии под С и Д и того больше. Т.е, пока мы не перешли на DDP UA, может считать Sell In не отгрузки, подаваемые из АЗИИ, а "доехавший" в страну товар?

"...может считать Sell In не отгрузки, подаваемые из АЗИИ, а "доехавший" в страну товар?"

К сожалению, в рамках данной методики это невозможно: во всем мире IDC считает sell-in = отгрузки производителя. Менять ее только для одной страны нам никто не позволит. Ну, и потом - ШК вендоров (т.е. наших заказчиков) интересует именно этот показатель. Однако, как я уже отмечал, мы стараемся здесь в Украине собирать больше информации в канале и благодаря помощи большинства дистрибьюторов (игнорирующих запреты вендоров), нам это удавалось (в той или иной степени). Мне кажется, вендор от нас получает достаточно информации для того, чтобы понять как живет канал: sell-in (т.е. отгрузки), оценку стоков и транзита, описание факторов, влияющих на спрос. Зная это, sell-out вычислить легко: sell-out = sell-in минус разница стоков и транзита на начало и конец периода. Кстати, именно так я в свое время предложил АПИТУ проверять валидность данных, собираемых дистрибьюторами. При соблюдении неизменности методики формула должна работать.

Валера, ты не уловил: мои коллеги просто транслируют информацию от вендоров. Это совсем не оценка IDC.

Так вот, уточняю. Вендоры сообщают, что в Украине ситуация со складами нормализуется и на текущий момент они составляют... (внимание) ... 6 недель (!) Т.е. это означает, что в мае sell-out дисти 300К/6 = 50К в неделю, соответственно, к концу июня все стоки будут распроданы и вообще не о чем беспокоиться - надо закупать новые партии :-)

Кто-то желает высказаться?

то есть, два ваших клиента из (интересный пункт в контракте одного из них мы обсудили ранее) рапортуют о положительной динамике на локальном рынке?
Могу только пожелать удачи дистрибьюторам этих вендоров!

Вот почему была бы крайне любопытной аналитика по оверстокам в разрезе по вендорам...

Нет, не угадал :-) И вопрос не в этом. Хотелось бы узнать из первых уст - какова сейчас динамика продаж (в неделю, в месяц). Может быть пока мы тут обменивались колкостями, дисти распродали все стоки :-)

Прошлая неделя была первой полноценной неделей в мае, просто уверен, что она должна быть лучше предыдущих. Но 300К, как по мне, хороший запас, при том, что канал тоже не пустой...
Но ведь у некоторых поставщиков циклы уж очень длинные, иногда больше квартала, так что им надо планировать заранее.
Даже не знаю, остановит ли особо рьяных скорректированный прогноз!? :)

RR( SRR), после возвращения со всех праздников, таки вырос.

Не верю. Хоть убейте. Хотя может она точечно нормализуется (ситуация) - в Киеве. В регионах не наблюдаем. Мне кажется, что всех ждет back2ass по-круче, чем в прошлом году.

Александр, здесь снова всплывает известная проблема в разрыве sell-in/sell-out. Вендоры рапортуют, что дисти начали размещать заказы под B2S (а возможно у некоторых уже даже пошли отгрузки). Этот товар ожидается в Украине к августу. Вопрос - смогут ли к этому времени дисти и вендоры очистить стоки? Я на это точно ответить не могу, но предполагаю, что не смогут.

По сути у них для этого есть лишь месяц, т.к. июнь-июль, как известно - мертвый сезон. Можно ли за месяц в Украине при нынешних условиях распродать 300К ноутов? Еще один риорический вопрос :(

Как на мой взгляд, то в отчетах IDC содержится достаточно много важной и полезной информации. Во-первых, четко указывается на то, как меряется рынок (отгружено вендорами дистрибьюторам, на условиях ДДП, ФОБ, СИП и т.д.). Во-вторых, анализируются рыночные и отраслевые факторы.

Что касается возможного злоупотребления этой информацией, то для панацеи от этого нет. Искренне не верю, что кто-то может обвинять в своих неудачах аналитиков или конкурентов. Если у кого-то проблемы, то он сам в этом виноват - не соответствует рынку.

Что касается дистрибьюторского рынка Украины, то на нем сформировалась группа из 5-6 вендоров и 4-5 дистрибьюторов, готовых идти "до конца". Все, кому в эти игры играть надоело, давно уже перешли в другой бизнес. Остались самые бескомпромиссные.

Дима, букав, действительно, много :-)
Как погода в Амстердаме?

Володя, Диме зачет?

Букав - да, на пару блогов наберется.
Дима, погоди чуть-чуть - мы уже начали рынок мониторов "мониторить" :-)

"Как погода в Амстердаме" - это что, новый мем? Я не в теме %-)

группа из 5-6 вендоров и 4-5 дистрибьюторов, готовых идти "до конца".

да, дима, таки майжэ уже дошли "до конца" :)))

пару слов чуть в другую сторону по отношению к имеющей здась место дискуссии - скажу об общей политике ценообразования и его контроля на рынке. но сначала по проговоренным вопросам - согласен на 100500% процентов, что конкретные люди в офисах вендоров бьют совершенно охренительного размера болт на перспективу развития рынка, а думают исключительно о своих личных бонусах (имею в виду "бонус" как понятие совокупное - и распил рекламных бабок, и помывка маркетинговых фондов партнеров, и "премии" от партнеров за допскидки на проектах, и собственно бонусы за выполнение планов). это абсолютно аналогично ситуации в банках, когда менеджер совершенно не озабочен тем, вернутся-ли деньги, розданные в кредит, он думает только о том сколько он лично получит в конце года от этой раздачи кредитов.

короче, ситуация не сильно изменилась со времен "путешествия из петербурга в москву" - состояние дел в компьютерной индустрии наикратчайшим образом можно охарактеризовать одним словом - "крАдут" :)))

я не делаю тут предъяв лично представителям делла и асуса, но не становясь в публичную позицию - но ведь крАдут же, в каждом вендоре. и ведь не ипёт глобальный успех компании так, как состояние личного кармана. ну честно ведь, именно так, и не нужно этот пункт даже пытаться каментить:)

теперь обратно к ценам. стоит очередь за джинсами в магазин. в карманах у стоящих в очереди есть 11 тыщ гривен. есть выбор - продать 100 пар джинс по цене 110 гривен, или продать 110 пар по цене 100 гривен при их себестоимости 80 гривен. кто что выберет?

если говорить о продавцах джинсы в украине, то они выберут третье решение - 10 пар по 1100 гривен. а вот продавцы нотбуков докатились до четвертого решения - 135 пар по 81 гривне. и никто не пытается что-то исправить в этом, хотя всем понятно, шо забздилося щось в дацькому князивстви. всем насрать - и вендорам, и дисти, и ритейлерам. и вот в этом главная причина приближающегося конца, к которому готовы идти эти "избранные".

как говорил известный герой бабеля, орлов перебьете, со смитьем останетесь. и оно же вас потом и сдаст антикорупционным комиссиям:)))))

мне кажется мы серьезно ушли в сторону от темы сообщения:

Возможность "красть" существует по всей цепочке поставок, начиная от производителя и заканчивая закупщиком продавца конечному пользователю, ничего нового и на фоне тотальной коррупции в стране, это вообще не стоит обсуждения. Покуда владельцы бизнесов или менеджеры, которым доверили бизнес с терпимостью принимают явление, ничего не изменится. Представителю вендора без участия дистрибьютора украсть сложно...
Другой вопрос, насколько это "красть" может влиять на среднесрочное (годовое) планирование производителя?

На мой взгляд, оценка емкости рынка аналитиками компании с мировым именем, намного значимее, тем более для компаний, готовых реально платить за эту информацию. А поскольку производители ноутбуков исторически меряют свой результат долей рынка в штуках, получается, что всего лишь одна цифра имеет огромное значение, так как, непосредственно, пересток, средняя цена продажи и уровень прибыли в канале, являются производной от этой цифры.

К примеру, клиент аналитической компании независимо от оценок рынка ставит своей задачей долю рынка в 30%. От оценки рынка в 1,5М это будет 450К, а от 1,9М - 570К. Вот вам и прогнозируемая доля только одного клиента в общем перестоке по итогам текущего года.

Валера, мы не ушли от темы, а углубились в суть проблемы. А твои слова, оправдывающие "крадущих" (мол, все крадут и я краду), только подтверждают выводы Димы и Simpson'а: таки-да, дошли до "конца". Увы, ни совести, ни морали :(

Володя, я уже говорил, если есть что сказать, что я украл где-то, скажи!
Иначе, я могу здесь точно так же утверждать, что ты получаешь откаты от своих клиентов, приписывая им ввозимые количества!

Возможность "красть" существует по всей цепочке поставок, начиная от производителя и заканчивая закупщиком продавца конечному пользователю, ничего нового и на фоне тотальной коррупции в стране, это вообще не стоит обсуждения

Валера, это равносильно признанию. Мне нечего добавить.

Довольно извращенная логика как для аналитика!
Я о выводах по признанию.

Напиши заметку о воровстве на рынке, морали и совести, я с удовольствием там с тобой обсужу этот вопрос, и докажу общественности твое непосредственное участие в этом процессе.

Так напиши сам. Только я с тобой эти темы больше обсуждать не буду. У меня извращенная логика: я не пытаюсь найти оправдание "крадiжкам".

Друзья, вы все в черные краски переводите.

Мне кажется, забывается такая сторона проблемы: ИТ-рынок уже 40 лет развивается за счет увеличения масштаба производства. Он не может себе позволить не расти. Или быстрый, или мертвый.

Поэтому все вендоры ставят себе планы роста, транслируемые в бонусы менеджерам и т.д. (вот на этом все и заклились).

Во всей индустрии прибыль получают только монополисты или нишевые игроки. Остальные участники рынка - массовка. А такой товар как ноутбуки стал давно уже не товаром для заработка, а просто необходимой приманкой в ассортименте для привлечения к себе покупателей (дистрибьюторов к вендорам, дилеров к дистрибьюторам, покупателей в магазины)

Дмитрий, если можно скажите - к чему привлекает Делл приманкой "нотбук" клиентов? к серверам и схд? так по-моему сколько студенту васе пупкину не тули ноутбук по супер-пупер цене, он себе домой после этого ноута не купит стойку, набитую серверами и емс-ями.

на счет влияния увеличения масштаба производства на рост ит-рынка - как по мне, то это глупость. причем несусветная. рынок ит растет за счет увеличения областей, где ит можно применить. те же компьютерные игры влияют на развитие рынка, так как порождают все новые и новые потребности в более мощном железе. а рост масштабов производства - это следствие, а не причина.

теперь к моему примеру - 100 штук по 110 гривен или 110 штук по 100. так вот же - я уверен, что к варианту 135 штук по 81 гривне толкают именно вендоры, так как больший объем продаж подразумевает большие бонусы, большие рекламные бюджеты и т.д. а то, что партнеры в канале уже почти ничего не зарабатывают - пофиг. то, что самого производителя (т.е. компанию, в которой собственно и работают) нагибают на суперскидки и производитель тоже меньше зарабатывает - пофиг. главное, что на кармане у каждого маанагера буйт больше бабла.

и я уверен на 100%, что если хидквотэры сейчас поменяют политику премирования и выделения рекламных бюджетов, а именно привяжут это к маржину, а не вольюму, то украинский рынок нотбуков станет похож на украинский рынок джинсов - ноутбукаов дешевле 3 штук баксов у нас не будет.

а эплы ваще па цэне лексусов пайдут:)))

Валера, чтобы перевести дискуссию в конструктивное русло, предлагаю тебе поднять вопрос в АПИТУ (ты же член Правления, насколько мне известно) о том, чтобы обсуждать проблемы прогнозирования и планирования сообща с вендорами, дистрибьюторами и аналитиками. Тем более, что отдельные члены АПИТУ (например, "Юг Контракт") такую позицию поддерживают.

Я с удовольствием это поддержу.

Обсуждать и прогнозировать просто необходимо вместе, более того, считаю конец июня - начало июля удачным временем для пересмотра прогнозов на год и 2-е полугодие, а вот планировать сообща нельзя, т.к. это нарушение антимонопольного законодательства.

Дима, осторожнее, можешь быть обвинен в оправдании "крадіжок"

крАдуть, а почему без меня...? Куда записываться на разворовывание IT-рынка?

Пьеса "Обсуждение рынка ноутбуков в Украине"

Диалог двух участников:
- Володя?
- Валера?
- Володя.
- Валера.
- Володя?!
- Валера?!
- Володя!
- Валера!
- Володя!!!
- Валера!!!
Подлючается третий участник:
- кхм...
Двое первых, дружно:
- ДИМА!!!
Занавес.

:)

Остальные актеры просто не смогли выйти на сцену: зубы свело.
Но понравилось не вам одному :)

Это я для изменения тона обсуждения :), проблема все равно общая.

Да, Слава, лучше бы рассказал, что там из окопов видно!
Будет ли 1,9М и как вы будете догонять того пересичного, который, гад, пока не хочет покупать ноутбук себе?

По картине "из окопов" мне вспоминается вопрос-тест: "Можно ли продать что-либо человеку, у которого нет денег"?
А также фраза: "А кто не будет брать - отключим газ!"

Думаю, никто не ожидал, что повторится, и наверно даже сильнее, 2009 год

Продать можно, только для этого нужно дать человеку деньги. Поэтому вспоминается не 2009 год, а 2008 )

Еще немного и планшеты завалят. За последние дни навезли товара Асер и Эппл, так что скоро и здесь начнтеся веселье.

Владимир, планшеты входят в категорию ноутбуки?

нет, не входят, это другое исследование

По поводу Эпл - как раз в тему.

Тут на сайте рядом есть новость о том, что в пятницу начинаются продажи iPad 2 с официальной гарантией.
Я сначала удивился - Эпл не планировали же начинать продажи в Украине, откуда т.н. "официал"?
Потом натолкнулся на новость - "iPad 2 будет продаваться в РФ с 27 мая" (пятница). Ну а российские понятное дело будут поддерживаться официальными СЦ на Украине :)

Только интересно, под каким соусом и в какие аналитические отчеты пойдут проданные в Украине iPad ы? :)

все, проданное в Украине, считается в украинский рынок независимо от цвета - белое/серое/черное

Так у вас считается же по Sell-in из Азии? :)
Насколько я понимаю, это российский Sell-in? :)

И какова методика подсчета проданного в Украине? Кем проданного? Дисти-дилеру? Дилер-покупателю?

Слишком много неизвестных и переменных, между ними - стоки, стоки, стоки... слив! :)

Я к тому, что картину искажает сама система, у нас она непрозрачна, заполитизирована и заангажирована. И нет смысла кого-либо в этом обвинять. То, что работает на западе (востоке) в силу прозрачности рынка, у нас работать не будет в силу непрозрачности, а правила диктуют запад (восток) и менять их и не собираются.

ничего тут сложного нет: если известно, что товар ушел в Украину из России - отнимается из объема России

в случае с Apple будут считаться отгрузки в ERC, правда, я не уверен, что они идут из России

неизвестных много, но оценка sell-in дает меньшую погрешность, т.к. канал измеряется в самом узком месте... впрочем, я все это подробно изложил в интервью, может почитаете? а то мы все вокруг одного и того же крутимся :)

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT