IDC: «Мы определяем систему координат IT-рынка»

26 декабрь, 2005 - 00:00КО

В этом году аналитическое агентство IDC открыло в Украине офис и приступило к глубоким исследованиям украинского IT-рынка. Своими оценками и первыми итогами работы компании в нашей стране делится глава представительства IDC в России и странах СНГ Роберт Фариш (Robert Farish).

Какова специфика работы IDC в странах СНГ?

Главное отличие IDC от большинства аналитических компаний, занимающихся исследованием рынка IT, в том, что практически во всех странах, в которых мы собираем информацию, у нас есть офисы или местные представители. Сегодня в IDC работают почти 800 аналитиков. Данные проверяются на двух, а иногда даже на трех уровнях – страна, регион, мировой рынок. Это позволяет избежать многих ошибок и неточностей, особенно характерных при оценке рынков стран СНГ.

Московский офис IDC, отвечающий за деятельность компании в странах бывшего Советского Союза (за исключением Балтии), подчиняется региональному представительству – IDC CEMA (Central & Eastern Europe, Middle East & Africa), которое находится в Праге и курирует регион, объединяющий 96 стран с населением 1,7 млрд человек. В штате IDC CEMA, осуществляющем руководство работой 15 офисов IDC, – 150 сотрудников, включая 80 аналитиков.

Наш бизнес в странах СНГ развивается очень активно, ежегодно растет количество исследований. Как следствие, в начале этого года мы открыли офис в Украине, на очереди – Казахстан.

Чем обусловлено появление офиса в нашей стране?

IDC «Мы определяем систему координат IT-рынка»

В первую очередь развитием украинского рынка IT. Его потенциал очень велик, и поставщики могут рассчитывать на долгосрочный рост, намного более высокий, чем в Западной Европе или США.

Обычно крупные международные компании покупают пакет исследований IDC, выбирая отчеты по самым важным для их бизнеса регионам, и начиная с прошлого года мы почувствовали усиление интереса к Украине. Чтобы больше внимания уделять украинскому рынку и проводить его более качественный анализ, в конце 2004 г. было принято решение открыть здесь представительство. На текущий момент в киевском офисе IDC работает уже пять человек, включая трех аналитиков, которые занимаются мониторингом рынков ПК, ноутбуков, серверов, рабочих станций, принтеров, МФУ, копировальной техники, ERP-систем. В 2006 г. этот список расширится сегментами цифровых фотокамер, IT-услуг и, возможно, ИБП.

Отчеты по каким из перечисленных направлений, по вашему мнению, будут пользоваться самым высоким спросом?

Вероятнее всего, наибольший интерес наши клиенты проявят к отчету о рынке IT-услуг Украины. По крайней мере, такой вывод я могу сделать исходя из российского опыта.

Но спрос есть на исследования по всем названным сегментам, и мы не зря занимаемся именно этими направлениями, поскольку предварительно оцениваем востребованность (и, соответственно, прибыльность) каждого. Например, прежде чем принять решение о выпуске в 2006 г. ежеквартальных сводок по украинскому рынку цифровых фотокамер, мы получили подтверждение того, что этот продукт найдет своих покупателей.

А как быть с теми рыночными сегментами, которые остаются вне сферы внимания местного офиса IDC?

Мы всегда пытаемся оценить общий размер рынка IT в каждой стране, где работаем независимо от количества проводимых там стандартных исследований. Эта информация собирается локальными аналитиками и каждый квартал передается в региональный офис, который на ее основе выпускает сборник данных о структуре IT-затрат во всех странах региона – так называемый Black Book. Кроме того, мы выполняем заказные исследования и используем полученные сведения для более точной оценки разных сегментов рынка.

В Украине вы уже проводили подобные исследования?

В вашей стране пока был только один проект на заказ, который мы завершили в середине этого года, но сейчас уже ведем работу над следующим. Для информации, в России мы ежегодно выполняем более 10 заказных исследований, порой весьма объемных. Я думаю, в Украине на такие услуги тоже вырастет спрос, это только вопрос времени. Но здесь важно понимать, что мы беремся за подобные проекты только тогда, когда можем гарантировать качественный результат.

Каким образом происходит сбор информации?

Технология работы IDC сильно зависит от региона. Безусловно, для оценки емкости IT-рынков России и Украины необходимо много времени и труда, очень важны авторитет и репутация аналитиков, которые проводят исследования. Здесь мы используем больше источников информации и тщательнее проверяем полученные сведения.

IDC «Мы определяем систему координат IT-рынка»

Главным источником являются международные компании, предоставляющие нам данные на уровне европейских штаб-квартир. Таким образом собирается, например, базовая информация о поставках печатающих устройств, программного обеспечения, комплектующих, компьютеров, ноутбуков и серверов А-бренд, т. е. той продукции, которая не производится в стране. Безусловно, все цифры проверяются, поскольку практически на любом рынке есть реэкспорт и «серые» поставки. Причем решающее слово всегда остается за местными аналитиками, постоянно отслеживающими ситуацию в канале. Ну а при оценке рынка ПК, помимо всего, мы используем еще и информацию о поставках комплектующих – процессоров, жестких дисков, материнских плат.

Кроме того, технология сбора данных в рамках различных исследований также отличается. Каждый руководитель программы исследований IDC – специалист, который координирует работу по одному из типов продукции в регионе – самостоятельно определяет наиболее оптимальный путь решения задачи на подотчетной ему территории.

В большинстве исследований присутствуют три составляющие. Первая – сбор количественных данных и качественной информации, причем не только непосредственно об интересующем нас сегменте, но и об экономической, политической ситуации и т. д., в общем, обо всем, что может влиять на IT-рынок. В своей работе IDC использует опросы представителей вендоров, дистрибьюторов, конечных продавцов, сведения из открытых источников (например, финансовые отчеты фирм, пресс-релизы) и т. д.

Вторая составляющая – это обработка и анализ полученной информации аналитиками, которые, будучи максимально осведомленными о положении дел в IT-индустрии той или иной страны, выявляют на ее основе различные рыночные тенденции, строят модели, прогнозы.

Ну и наконец, третьим и весьма важным компонентом каждого исследования является четкое понимание того, что необходимо нашим клиентам, какая информация и в каком виде их интересует.

С какими трудностями приходится сталкиваться при проведении исследований в России, в СНГ?

IDC «Мы определяем систему координат IT-рынка»

Основная проблема – отсутствие прозрачности в финансовых отчетах. В Западной Европе показатели работы большинства компаний открыты, и поэтому они не станут завышать свои продажи в три или пять раз, чтобы попасть в список крупнейших. Они дорожат своей репутацией и не будут рисковать ею ради сиюминутной выгоды.

К сожалению, местные компании часто относятся к отчетам IDC как к некоему маркетинговому инструменту и стараются использовать его в своих целях. Так, еще в прошлом году некоторые украинские фирмы-сборщики ПК заявляли о том, что производят по 50–60 тыс. компьютеров в год, тогда как реальные показатели были в два-три раза ниже. Соответственно, мы вынуждены проводить огромную работу, перепроверяя всю поступающую нам информацию.

Хочу подчеркнуть, что к нашим данным следует относится лишь как к оценкам, которые могут немного отличаться от реальной картины и имеют свою погрешность.

Какова, на ваш взгляд, точность оценок IDC украинского IT-рынка?

По моим данным, погрешность сегодня не превышает 5–7%, что, поверьте, очень высокий показатель. Фактически это первый значительный результат работы команды аналитиков киевского офиса.

Конечно, любые оценки можно улучшать, но необходимо понимать, каких ресурсов это потребует.

Если погрешность составляет всего 5–7%, как вы говорите, то почему иногда данные IDC так разнятся с оценками других экспертов?

Все дело в методике, которую используют компании. IDC работает уже более 40 лет и придерживается одних и тех же правил, поэтому наши заказчики имеют возможность наблюдать рыночные тенденции таковыми, какими они есть на самом деле, даже если они не всегда согласны с абсолютными цифрами.

Так, IDC оценила украинский рынок систем управления предприятием (Enterprise Application Suite, EAS) в 2004 г. в сумму 17,6 млн долл. На первый взгляд, цифра невелика, но нужно понимать, что мы считаем только стоимость самих лицензий (включая ERP, CRM, SCM, BI и другие) и их поддержки. Затраты на консалтинг, внедрение систем, обучение персонала и прочие услуги не учитываются в данном исследовании, а входят в отчет о рынке IT-услуг. Однако те компании, которые приобретают отчет по EAS, могут отследить его динамику и сопоставить ее, например, с развитием своего бизнеса.

Другой пример. Емкость украинского рынка десктопов в 2004 г., по нашим оценкам, составила чуть более 780 тыс. систем. Это ПК, которые были произведены локальными или зарубежными компаниями и реализованы на рынке как готовые к использованию устройства. В то же время, если считать прирост инсталлированной базы ПК, то он будет больше на 15%. Примерно во столько мы оцениваем долю «самосбора» – компьютеров, которые собираются пользователями из комплектующих (и дома, и на предприятиях). И опять-таки, если вы обратите внимание на тенденции, на динамику рынка – данные из наших отчетов будут соответствовать реальной картине.

А сколько компьютеров, по вашим данным, будет реализовано в Украине в 2005 г.?

По оценкам IDC, рост в сегменте десктопов (в штуках) составит почти 17% по отношению к прошлому году, х86-серверов – 8%, ноутбуков – более 140%. На мой взгляд, эти цифры достаточно точно характеризуют динамику рынка.

Что вы можете сказать о рынке ПО? В недавно распространенном отчете BSA отмечалось, что уровень пиратства в нашей стране составляет 91% и что исследование проводили аналитики IDC.

Данные, которые использует BSA, – устаревшие и, на мой взгляд, не соответствуют нынешней ситуации в стране. В настоящее время мы ведем переговоры о том, чтобы BSA пересмотрела эти показатели и для Украины, и для России. По крайней мере, мы видим четкую положительную динамику развития рынка программного обеспечения в этих регионах, и я убежден в том, что уровень пиратства будет снижаться.

Кстати, мы рассматриваем возможность подготовки отчетов по рынку ПО в Украине. По крайней мере, наш киевский офис уже занимается мониторингом этого сегмента.

В каком виде исследования IDC попадают заказчикам?

Результаты нашей работы поступают клиентам в виде годовых отчетов, бюллетеней или ежеквартальных сводок (Quarterly Tracker).

Отчет – это документ объемом от 60 до 120 страниц, в котором обязательно присутствуют анализ рынка, структура продаж по вендорам, технологиям, типам продуктов, иногда по индустриям, есть прогноз на несколько лет вперед. Бюллетень – сокращенный вариант отчета, как правило, с разбивкой продаж по вендорам и небольшими разделами прогноза и анализа. Для оперативного информирования компаний о состоянии рынков предназначены ежеквартальные сводки, которые готовятся нами в течение полутора-двух месяцев по истечении каждого квартала и содержат, в основном, количественные данные.

Есть ли случаи продажи ваших исследований украинским компаниям или же их потребители преимущественно крупные западные фирмы?

Пока нет, но в 1995 г. в России, когда мы только начинали деятельность, тоже не было никакого спроса на исследования IDC, и первый локальный клиент появился только три года спустя.

Украинский IT-рынок сильно отличается от российского. Во-первых, он намного меньше, здесь нет таких крупных игроков, как в России, которые могут себе позволить ежегодно тратить значительные суммы на рыночные исследования. Во-вторых, даже крупные по украинским меркам фирмы, по большому счету, еще не готовы регулярно использовать аналитику в своем бизнес-планировании. Возможно, они пока просто не ощущают необходимости в этом.

С другой стороны, в связи с меньшим объемом IT-затрат украинский компьютерный рынок более конкурентен, а при вступлении в ВТО (а затем в Евросоюз) станет еще и более открытым для европейских и американских IT-компаний. Все это, безусловно, будет стимулировать местные фирмы к эффективному применению своих ресурсов и правильному планированию, которое невозможно без аналитики. Поэтому я на 100% уверен, что украинские фирмы станут нашими клиентами.

Как может измениться украинский IT-рынок после вступления в ВТО и Евросоюз? Что говорит опыт стран Восточной Европы?

Прежде всего скажу, что ожидаемое вступление Украины в ВТО может заметно повлиять на многие отрасли экономики. Несомненно увеличатся затраты на IT в финансовом секторе – банки и страховые компании будут вынуждены «подтягиваться» к мировым стандартам. К этому стимулирует и приход в Украину зарубежных финансовых структур. Вырастут IT-закупки и в государственном секторе, и в образовательном сегменте, особенно если правительство продолжит принятый курс на создание информационного общества (пусть и далеко не идеального с точки зрения развитых стран). С другой стороны, вступление в ВТО скорее всего вызовет снижение расходов на IT в некоторых производящих отраслях.

После того как Украина станет членом Евросоюза (а я уверен, что так и произойдет), не сразу, но достаточно быстро должна измениться структура IT-рынка. Сейчас закупки оборудования (hardware) являются наибольшей статьей расходов (около 84%), а на программное обеспечение (Packaged software) и услуги приходится всего 6 и 10%, соответственно. Для сравнения, в Польше доля IT-услуг составляет 28%, в Венгрии – 35, в Чехии – 36%. Я думаю, через два-три года после вступления в Евросоюз в Украине будет как минимум такая же картина, как в Польше.

Что вы относите к IT-услугам и в какую сумму оцениваете емкость всего украинского рынка информационных технологий?

По нашим оценкам, объем украинского рынка IT в 2004 г. составил 1,3 млрд долл., в этом году должен превысить 1,5 млрд, а среднегодовые темпы роста до 2009 г. будут около 14,5%. Для сравнения, страны Центральной Европы показывают увеличение расходов на IT, не превышающее 10%.

Что же касается IT-услуг, то под этим термином IDC понимает внедрение и поддержку решений, системную интеграцию, подготовку и обучение специалистов, разработку приложений на заказ, аутсорсинг, консалтинг. В настоящий момент в Украине, как и в России, основная часть затрат приходится на услуги внедрения, сопровождения и системной интеграции, словом, пока главным для заказчиков остается развитие и поддержка IT-инфраструктуры. Это сильно отличается от ситуации в Западной Европе, где большинство компаний уже сформировали инфраструктуру IT, и сервисы, в основном, направлены на оптимизацию бизнес-процессов. Кстати, чтобы привлечь внимание заказчиков именно к покупке решений, а не оборудования, IDC организует различные конференции.

Какого рода мероприятия проводит IDC в нашем регионе?

В Центральной и Восточной Европе мы ежегодно организуем целую серию конференций, которая охватывает сразу несколько стран региона. Тематика этих роудшоу подбирается таким образом, чтобы предоставить участникам данные о новых, динамично развивающихся направлениях рынка IT или о наиболее актуальных проблемах использования информационных технологий в бизнесе. Кроме того, помимо опытных аналитиков IDC, мы приглашаем на свои мероприятия и других интересных докладчиков, например, на недавней конференции по безопасности в России выступал Кевин Митник.

В мае этого года мы провели первое свое мероприятие в Украине – по решениям Business Intelligence. Тема бизнес-аналитики становится очень важной для украинских предприятий, и конференция подтвердила, что BI-системы востребованы в вашей стране.

Будете ли развивать это направление в Украине?

Безусловно, это важная часть нашего бизнеса, и мы собираемся ежегодно проводить здесь несколько таких мероприятий. К слову, в киевском офисе уже появился сотрудник, отвечающий за данное направление. Конференции IDC проходят во всех странах по единым европейским стандартам, и подготовка каждой из них длится около трех месяцев, что требует выделенного ресурса. На следующий год мы заявили уже два мероприятия в Украине: по безопасности информационных систем (21 февраля) и по системам хранения данных (30 мая). Все они ориентированы на лиц, определяющих стратегию развития IT на предприятиях.

Как можно в нескольких словах описать основную задачу IDC в Украине на ближайшие год-два?

Сегодня главная цель нашего офиса в Киеве – установить доверительные отношения между IDC и местными игроками. Мы должны делать качественные отчеты и выпускать их вовремя. При этом хочу подчеркнуть, что IDC не занимается шпионажем, а является таким же игроком на рынке, как и другие компании. Наши аналитики всегда работают открыто, выступают на конференциях, комментируют различные события, тенденции, т. е. мы достаточно публичны.

Ну, а если говорить образно о деятельности IDC, то мы определяем систему координат IT-рынка и предоставляем возможность пользоваться ею всем игрокам. =