IBM покупает SPSS. А что дальше?

28 июль, 2009 - 22:45Дмитрий Гудков

Сегодня IBM анонсировала приобретение SPSS - известного производителя ПО для прогнозирования и анализа данных с помощью сложных моделей, основанных на статистических алгоритмах. Программные продукты SPSS достаточно широко известны на рынке (большую долю имеет наверное только SAS) и имеют обширную и очень лояльную базу клиентов. По сути дела, эта сделка на рынке прогнозной аналитики и data mining имеет такое же значение, какое имела покупка Cognos почти два года назад для рынка BI. И в том и в другом случае IBM приобретала одного из лидеров рынка, и в том и в другом случае приобретаемый портфолио продуктов достаточно незначительно пересекался с существующей продуктовой линейкой (чем, кстати, не могли похвастаться другие мегавендоры).

Приобретение SPSS с одной стороны является вполне логичным шагом IBM, которая продолжает выстраивать полный стек продуктов для построения аналитических управленческих систем, руководствуясь идеологией Information On Demand, недавно переозвученной как Information Agenda. С другой стороны, остается вопрос - а будет ли эффект синергии от предложения SPSS клиентам IBM вместе с другими продуктами из линейки Information Management, включающей Cognos, InfoSphere и пр.? Поясню почему:

Во-первых, продвинутая аналитика, основанная на статистических алгоритмах, была и остается уделом лишь нескольких высококвалифицированных аналитиков, даже в очень крупных предприятиях. Это достаточно узкий сегмент пользователей, который практически не имет тенденцию к расширению. В отличие от средств BI, расчитанных на массовое использование неподготовленными пользователями, инструменты SPSS не могут быть использованы кем угодно - для этого требуется хорошее понимание статистического мат.аппарата и опыт его применения. Хотя конечно эффект от правильного их использования может сказываться на масштабах всего предприятия.

Во-вторых, есть определенная мистификация и идеализация средств data mining - вокруг них (не без помощи маркетинга, конечно) создан некий ореол "чудодейственности". Многие полагают, что использование средств data mining способно сразу дать существенный эффект. В то же время, более зрелым является подход, в котором сначала создается информационная инфраструктура, которая позволяет получить очищенные и согласованные первичные данные, потом настраивается базовая коллективная работа организации с этой информацией с помощью средств BI, и уже третьим этапом идет получение дополнительных выгод с помощью высокоинтелектуальных инструментов для прогнозной аналитики и data mining. Перескочить сразу к третьему этапу, миновав предыдущие два иногда можно, но в общем случае это работает плохо.

В-третьих, мое личное мнение - время, когда считалось что статистическими моделями можно описать и предсказать любые тенденции в бизнесе, уходит. Увлечение статанализом для принятия решений в бизнесе приходится на 70-80е годы - как раз тогда и зародились сегодняшние монстры этого рынка. Однако, в конце 90х и в начале этого века все больше и больше происходит сдвиг в сторону "вебдванольности" систем поддержки решения - так как становится приоритетным не сколько замена эксперта-аналитика высоконаучным математическим алгоритмом, сколько создание удобной среды для совместной работы этих экспертов-аналитиков.

Впрочем, я несколько уклонился в лирику - вернемся же к нашим новостям. Что можно ожидать с точки зрения продуктового развития?

Очевидным первым шагом будет интеграция Cognos и SPSS - кроме единой аутентификации и портальной интеграции, вероятнее всего мы увидим использование единого слоя метаданных для Cognos и SPSS. Что кстати будет хорошим и красивым шагом - IBM Cognos силен своим единым слоем метаданных для всех BI-инструментов.

Можно также ожидать появления инструментов SPSS в составе отраслевых решений типа Banking Risk Management Cockpit. Возможно появление некоторых "заточек" под SPSS в СУБД DB2 и пакете InfoSphere Warehouse, на ней основаной. Хотя конечно же SPSS будет оставаться гетерогенным решением - Голубой гигант менее других мегавендоров был замечен в переориентации своих приобретений исключительно под свою платформу.

И напоследок, несколько фантазий о том, как же скажется эта сделка на других участниках рынка? Наверное, в самом затруднительном положении окажется SAP, который последние 1,5 года активно развивал сотрудничество с SPSS, продуктом которого стало появление BusinessObects Predictive Workbench. Возможно SAP будет переориентироваться на SAS (что, кстати, будет еще одним шагом в сторону материализации слухов о приобретении Teradata).

Oracle находится в более выигрышном положении, чем SAP, так как в свое время уже сделал ряд приобретений в области advanced analytics, и даже пытался агрессивно их маркетировать, невинно жонглируя понятиями predictive analytics, advanced analytics и business analytics. Но, по-моему, со временем интерес к этой идее был несколько утрачен.

Ну а SAS будет продолжать заявлять о себе как о независимом игроке этого рынка, но такое приобретение со стороны IBM, возможно, повысит вероятность стратегических альянсов SAS с вендорами СУБД.

Что же будет дальше - мы увидим. Как я уже упоминал выше, мое мнение - золотая пора прогнозной аналитики в бизнесе уже уходит. Так что альянс IBM и SPSS хоть и логичен, но, вполне возможно, уже не так актуален, как раньше.