`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Константин Введенский

И пусть никто не уйдёт обиженным

+66
голосов

Именно с такой идеей маховик государственной антимонопольной системы США раскручивается уже несколько лет, и, наконец, достиг финальной фазы - обращения в суд.

В 90-ые монстром который всех давил была Microsoft, за что и получила, и весьма, на то время, сильно. Сейчас же это целый клубок - FAANG. Пока что недовольство у власть имущих вызывают два молодца из пятёрки богатырей - Facebook и Google.

На удивление обращение в суд не вызвало бурного обсуждения и анализа ситуации. Хотя, если посмотреть ретроспективно, эти иски готовились уже несколько лет и явно будут ещё. В чём же претензия к титанам индустрии и почему именно эти две компании из всей плеяды интернет-гигантов попали первыми под молот?

У Google и Facebook есть одна общая черта - монополия и агрессивность. Google и постарше будет, уже менее агрессивный и более аккуратный игрок на рынке, больше занятый улучшением предложения чем созданием и захватом новых "полянок". Facebook же в отличие от старшего собрата, является компанией одного человека, и активно покупает конкурентов, возможных Кроносов.

Рекламных сетей и игроков на рынке - вагон и маленькая тележка. Большинство сайтов зарабатывает не только на рекламе от Google, но ещё и, как минимум, от одного-двух конкурентов. Тогда как Instagram и WhatsApp равноценной замены так и нет. Google достаточно мягко (как для такого колосса) и нежно заставляет использовать свои рекламные продукты, Facebook же просто засасывает, как в чёрную дыру всю доступную информацию и используют любую возможность для увеличения количества времени, которое пользователи проводят в эко-системе продуктов компании. А это, отчасти, приводит к той сегментации интернета на интернетЫ, о которой уже много лет предупреждают и волнуются "лучшие умы человечества".

Но не стоит забывать что у FB, как и у всенародного поисковика, основной источник заработка реклама. И гиганты заключили совместное тайное соглашение по которому компания Цукерберга получает преференции в рекламе, и за это не давит Google.

Но бог с ней с рекламой как таковой. Ведь её надо доставлять как-то. И если с социальной сетью всё понятно, то у Google есть ещё один туз в кармане - Android. Официально свободная и бесплатная мобильная ОС (за исключением некоторых нюансов) установленная на миллиардах самых разнообразных устройств - от телефонов и планшетов до NAS и IoT девайсов. А еще есть Chrome построенный на бесплатном и свободном (см. выше) браузерном движке. Фабрики по сбору персональных данных, анализу и улучшению таргетинга рекламы. Прекрасная в своей полноте экосистема!

Именно вот эта комплексность и присутствие Google и Facebook во всех сферах, умноженные на популярность продуктов, которые не являются core, и сподвигают к разделению компаний. Вернуть, так сказать, конкуренцию на рынок.

Их оставшихся гигантов - Amazon, Apple и Netflix - пока не очень понятно, что делать только с последними двумя. Разделить Amazon на "запчасти" требовали крупные инвестиционные компании еще несколько лет назад. Ведь в короне Безоса бриллиант только - Amazon Web Services. Все остальные бизнесы (за исключением разве, что рекламы) существуют благодаря облаку, да и растут тоже.

По мнению тех же инвесторов выделение облачного бизнеса Amazon в отдельный только повысило бы его стоимость на рынке, и укрепило бы акции ритейл-бизнеса. Ситуация с Netflix и Apple немного сложнее.

Самый главный грех Apple, на данный момент - уход от налогов. А в своих попытках задобрить правительство США компания даже вернула часть производства из Китая на родину, и обещала увеличить объём производства там. Хотя не исключаю что история с монополией магазина приложений таки получит продолжение в ближайшие годы.

Netflix пока кажется самым безобидной из упомянутой троицы: развивается себе мирно, никого не поглощает, конкурентов много и растут как на дрожжах. С другой стороны эти же конкуренты и могут форсировать антимонопольное расследование против гиганта стриминга, как Oracle проталкивала дело против Google. И дело не в мести за Java, а в конкуренции на рынке маркетинга и рекламы, хотя казалось бы компании особо и не конкуренты там.

В недавней истории были уже два интересных и показательных дела против крупных монополий: AT&T и Microsoft. Они интересны тем, что очень хорошо позволяют соотнести нынешних гигантов к тому или иному судебному иску и оценить вероятные последствия. Если смотреть исключительно бинарно, то Facebook, Google и Amazon это "AT&T", тогда как Netflix и Apple скорее подобны "Microsoft" времен Гейтса. В общем, в следующие несколько лет будет очень интересно понаблюдать за развитием ситуации как с существующими исками, так и новыми. А также за возможными законодательными инициативами, которые могут последовать в результате выводов и судебных решений.

Вы можете подписаться на нашу страницу в LinkedIn!

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Не стоит ещё забывать Apple и взявшую с нее пример Microsoft, у которых всё сервисы и продукты - дорога в один конец, что на клиентской, что на серверной/облачной стороне.
Те же Azure AD, O365 и компания, которые данные засасывают, но не отдают. Про функции экспорта и миграции вообще говорить не приходится.

Плох тот облачный вендор который не держит "в себе" данные всеми силами. Apple, в данном случае, B2C, а MS - B2B. Хотя подходы у всех одинаковы, и легендарный и фантастический vendor lock-in есть всегда и просто эволюционирует под новые реалии.

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT