I’m Feeling Lucky

20 декабрь, 2012 - 11:39Александр Москалюк

Зачастую биографические книги о жизни в компании воспроизводят пирамиду Болотова, где вокруг снуют положительные персонажи (обычно соглашающиеся с автором либо помогающие его карьере) и негативные сотрудники (все мешающие жить, с чем негативные личности иногда даже не согласны). Книга I’m Feeling Lucky Дагласа Эдвардса (сотрудник номер 59 в Google) в этом плане читается лучших других из-за некоторых особенностей повествования:

  • Эдвардсу (начальная роль которого – marketing guy) постоянно приходится доказывать необходимость маркетинга для технологической компании, в процессе читателю предлагается самому оценить, где прав Эдвардс, а где – противоборствующие стороны.
  • Эдвардс пришел в Google из компании «старого типа» (San Jose Mercury News – газета, где все бегают под начальником) и не отрицает влияния предыдущего работодателя на его мировоззрение.
  • Эдвардс, хотя и сетует на status quo в технологической компании, где вэбмастер мог выложить на сайт что угодно без согласования с отделом маркетинга, мыслит рационально и быстро сдает позиции, защищать которые не имеет смысл.

В книге описываются многие моменты из ранней жизни Google как стартапа, политика найма персонала, несколько экстренных мер (типа перемещения серверов в ЦОДе, для которого на выходные выходили на работу все сотрудники), плюс принципы работы Сергея и Ларри во время, когда в компании число сотрудников не перевалило за трехзначное. Интересно проследить за перетягиванием одеяла, когда первоначальные решения принимаются на небольшом совещании, где присутствуют основные разработчики, Марисса и со-основатели компании. Постепенно такие тусовки стали слишком неэффективными (каждый хочет поумничать перед основателями), и Марисса начала сужать круг фигурантов.

Что Эдвардса периодически бесит (хотя в прошедшем времени он судит о событиях весьма флегматично) – это видимость контроля в компании, которая основана и управляема программистами. Автор согласовывает какую-то строку из сферы своего влияния, скажем, логотип и внешний вид новозапускаемого сервиса, только для того, чтобы на следующее утро увидеть на странице что-то другое, так как программист, работающий в ночь, не посчитал текст либо графику приемлемой, быстро отправил коммит и обновил внешний вид на всех серверах.

Либо просто несогласованность действий – Эдвардс месяц тратит на устаканивание брэндинга, согласно которому все сервисы Google будут носить имя компании и существительное общего плана, описывающее их суть – Google Images, Google Directory, Google Video и т.д. Но вот народ придумывает поисковик по товарам под рабочим названием Froogle. Постепенно Эдвардс осознает, что главный разработчик так и планирует толкать продукт на рынок под брэндом Froogle. Что не только не соответствует стратегии брэндинга, описанной выше, но и не переводится нормально на другие языки, поддерживаемые языком, требует собственного логотипа (вместо логотипа Google и существительного стандартным шрифтом) да и слегка обманывает пользователя – поисковик не помогает «экономить», как обещает его рабочее название (frugal), он просто показывает цены, возлагая необходимость сортировки на посетителя. Но на круглом столе, где обсуждается запуск нового проекта Сергей настолько одержим необходимостью запустить поисковик по товарам перед Рождеством, что он быстро соглашается на Froogle, считая, что название даже прикольно.

У Эдвардса также свое мнение касательно места менеджеров продуктов в компании. Разработчики в принципе позитивно отнеслись к появлению в Google подчиненных Джонатана Розенберга, так как им можно было зааутсорсить такие неприятные для разработчика обязанности, как согласование запуска проекта, беседы с юристами, прогонку тестов на пользователях и т.д. Взаимодействие отдела маркетинга и менеджеров продуктов не было документально оформлено (да и не может оно быть четко разграничено в стартапе, где всегда не хватает рук), в итоге то менеджеры продуктов делали свой маркетинг, то, наоборот, звали подчиненных Эдвардса быстренько «согласовать» запуск за 15 минут до оного, дабы потом привселюдно говорить, что типа готовы в люди выйти, да маркетинг не дает.

Книга является интересным пособием по корпоративной психологии в процессе бурного роста компании, дает неплохое понятие того, чего стоит ожидать нетехническому человеку в технологической компании, и содержит кучу интересных историй касательно ранней истории Google – Эдвардс ушел из компании в 2005 г. Отрывок из первой главы книги можно прочитать в Wall Street Journal.

Из прочитанного: I’m Feeling Lucky