Для ведущих игроков мирового рынка ПК завершение очередного квартала ознаменовалось рокировкой в верхней части табели о рангах. Пусть даже временно и с небольшим отрывом, но впервые с конца 2003 г. HP удалось вернуть себе ведущую позицию по объемам реализации компьютеров. Смена лидера произошла на фоне существенного замедления роста продаж на ключевом направлении индустрии, к которому по праву относится Северная Америка.
По предварительным оценкам аналитиков IDC, за рассматриваемый период вендорам удалось реализовать свыше 57 млн систем, улучшив тем самым достигнутые годом ранее показатели на 7,9%. Сотрудники Gartner, в свою очередь, зафиксировали поставки в размере 59,1 млн единиц (положительная динамика – 6,7%). Столь ощутимая разница в выводах упомянутых исследовательских компаний неудивительна: как известно, IDC учитывает количество отгруженных систем, а Gartner – проданных.
Переходя на персоналии, отметим, что, продемонстрировав наиболее низкую динамику роста за всю многолетнюю историю, Dell уступила пальму первенства своему извечному сопернику – Hewlett-Packard. Подобное развитие событий стало следствием неудовлетворительных результатов деятельности на североамериканском рынке, поглощающем более половины выпускаемой компанией продукции. По данным IDC, в III квартале продажи Dell в США снизились на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вне всякого сомнения, этому способствовала продолжающаяся эпопея с отзывом элементов питания для ноутбуков производства Sony. Напомним, первые факты воспламенения устройств Dell стали достоянием широкой общественности еще в начале лета. Полностью признав свою вину, компания объявила о замене без малого 4,2 млн батарей, причем их владельцами оказались преимущественно американцы – граждане страны, переживающей этап активного перехода с настольных ПК на мобильные системы. Естественно, что контролируя третью часть ПК-рынка США, Dell существенно скорректировала итоговые показатели индустрии в целом. Причем сгладить общую картину не помог даже традиционно высокий спрос на домашние системы в преддверии нового учебного года. Не лучшим образом обстояли дела и в регионе EMEA, где показатели поставок Dell были ниже среднего значения по индустрии.
Оказавшаяся в стороне от аккумуляторного скандала, Hewlett-Packard своим лидерством во многом обязана домашнему сегменту потребительского рынка, на котором отмечен повышенный спрос на модели компьютеров HP с начинкой от AMD.
По утверждению IDC, за три предыдущих месяца на территории EMEA вендорам удалось реализовать порядка 18,5 млн ПК, что свидетельствует об увеличении поставок на 9,1% по сравнению с III кварталом прошлого года. В этом регионе особенно отличилась Acer, агрессивная ценовая политика которой в классе систем начального уровня, а также устойчивый спрос на мобильные решения для потребителей SMB-сегмента позволили ей вырваться на второе место, оставив позади Dell.
Не менее интересен и впечатляющий рост Apple, продолжающей пожинать плоды когда-то спорного перехода с процессоров PowerPC от IBM и Freescale на чипы Intel. Теперь этот дальновидный шаг дал возможность компании Джобса прочно закрепиться в десятке лучших вендоров EMEA, а в США попасть в первую пятерку. По итогам очередного финансового квартала Apple, завершившегося 30 сентября, прибыль компании составила 546 млн долл. При этом продажи настольных систем возросли на 37% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достигли 2,21 млрд долл. Еще более успешным можно считать показатель реализации ноутбуков, квартальный рост которого составил 63%. В целом за 2006 финансовый год Apple планирует получить прибыль в размере 1,99 млрд долл. Однако не исключено, что в окончательные цифры внесет коррективы все та же пресловутая проблема батарей, которая коснулась и этого производителя.
В ожидании результатов деятельности в IV квартале, а вместе с тем и итоговых показателей за 2006 г., не стоит забывать, что в аккумуляторный скандал была вовлечена не только Dell. Компании, столкнувшиеся с проблемой замены источников питания несколько позднее, смогут ощутить первый отрицательный эффект от столь неприятной процедуры лишь к концу года. Исходя из уточненных данных от Sony, на сегодняшний день замены требуют 9,6 млн батарей, что по самым скромным подсчетам обойдется компании в 429 млн долл. Об окончательных издержках Dell, Lenovo, Toshiba, Matsushita/Panasonic, Fujitsu, Apple и Sharp пока что остается только догадываться.
Позиция | Компания | III квартал 2006 г. | III квартал 2005 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | |||
1 | Hewlett-Packard | 9,831 | 17,2 | 8,540 | 16,1 | 15,1 |
2 | Dell | 9,803 | 17,2 | 9,465 | 17,9 | 3,6 |
3 | Lenovo | 4,447 | 7,8 | 4,054 | 7,7 | 9,7 |
4 | Acer | 3,418 | 6,0 | 2,546 | 4,8 | 34,3 |
5 | Toshiba | 2,385 | 4,2 | 1,982 | 3,7 | 20,4 |
Другие | 27,168 | 47,6 | 26,292 | 49,7 | 3,3 | |
Всего | 57,052 | 100,0 | 52,879 | 100,0 | 7,9 | |
По данным IDC, октябрь 2006 г. |