Хороший смартфон — раз в год

3 январь, 2012 - 12:20Александр Пацай

Количество моделей телефонов с Android, выпускаемых буквально каждый день, лично меня давно уже подтолкнуло к тому, что я махнул на эти апгрейды рукой и перестал следить за ними. Посмотрите на график в статье ниже — там показаны модели одного производителя, выпущенные на протяжении одного года. А если добавить туда других производителей, вы увидите там сотни телефонов, что вскружит голову у даже самых прожженных гиков, не говоря уже об обычных потребителях.

А из этой проблемы следует и извечная проблема с апгрейдами Android до новых версий системы — достаточно вспомнить флагман Samsung Galaxy S, выпущенный всего 18 месяцев назад и недавнюю новость о том, что фигу с маком ему, а не апгрейд до Ice Cream Sandwich. Так что советы, высказанные Крисом Зиглером из The Verge, вполне разумны и я очень надеюсь, что производители телефонов к ним все-таки прислушаются.
——————–

Идея для этой статьи пришла мне в голову в тот день, когда оператор T-Mobile выпустил в своей сети HTC Amaze 4G, всего лишь через 120 дней после выпуска предшественника этой модели, HTC Sensation 4G. Это стоит повторить: сто двадцать дней. Даже сейчас моя голова кружится от этого.

Можно любить или ненавидеть действия Apple, но она сделала очень много правильных вещей в своем марше к доминированию среди смартфонов за последние пять лет; стратегическое мастерство компании по запуску и продвижению iPhone — практически учебник для всех. Но в последнее время, талант компании по созданию терпеливого, спланированного продуктового ритма вокруг одного бренда стал еще более очевидным. Создав, по сути, почти ежегодный график запусков, Apple полностью контролирует машину по раскрутке, которая предсказуема и едина, и никогда не фрагментирована. Каждый покупатель iPhone хочет новую модель iPhone, которую выпускает Apple, потому что у них есть достаточно времени осознать новую модель, устать от старой модели, и провести какое-то время на двухлетнем контракте. Это — невероятно мощное оружие в арсенале Apple.

Я думаю, лучший способ продемонстрировать то, о чем я говорю — показать этот график. Здесь мы можем увидеть выпуск телефонов Apple и телефонов HTC с начала 2010 года:

И это даже не все модели HTC, я не показал там модели с Windows Phone и Brew MP, и несколько региональных и специфичных для операторов вариантов. Определенно, я ничего нового не открыл — мы все знаем, что Apple выпускает один телефон в год, в то время как другие производители без устали выпускают дюжины моделей, но меня эта разница проняла особенно сильно, когда я смог визуализировать ее.

Не поймите меня неправильно, количество постоянной разработки и маркетинга, требуемых для выпуска и поддержки устройств такими темпами вызывают уважение. Я не знаю, как HTC, Samsung или любая другая компания в этом бизнесе могут поддерживать тот темп итерационной инновации, который мы наблюдаем — это просто поражает сознание. Но, как бы это не было впечатляюще для технологических гиков и любителей бизнес-процессов, это смльно огорчает среднестатистического потребителя.

Почему?

Вы отпугиваете своих лучших покупателей. Снова и снова. Как, по вашему, чувствуют себя покупатели Sensation 4G, когда оказывается, что вышел телефон лучше их модели всего лишь 4 месяца спустя? Мобильные устройства — это единственная отрасль с долгоживущими устройствами, где микроскопический жизненный цикл продукта считается “нормальным”. С точки зрения покупателя, нет никакой причины этому — топовые телефоны стоят 200-300 долларов в виде первоначального платежа и порядка 3000 долларов в виде финансовых обязательств к этому устройству. Такого не происходит в сфере домашних кинотеатров, в игровой отрасли, и если не включать сюда “скоростные” апгрейды компонентов, в бизнесе ПК этого тоже нет.

Вы вызываете паралич у кассы. После нескольких циклов этого безумия, потребители осознают, что они застряли в игре с нулевой суммой. Они всегда спрашивают себя (и нас) о том, что будет дальше. Вы отказываете им в комфорте и заверении в том, что их устройство будет “лучшим” в своем классе хотя бы какое-то время.

Вы запутываете людей. Никакой человек, и уж тем более платящий покупатель, стоящий в очереди в магазине оператора, не может уследить за 30+ моделями Android от одного производителя на протяжении двух лет. Если они утверждают, что они могут, они врут вам.

Вы усложняете сами себе возможность обновления устройство в разумных временных рамках. Это простая арифметика: больше устройств означает больше прошивок, и больше версий этих прошивок. Каждая из этих версий требует внимания и денег на команду разработчиков, а их вообще-то ограниченное количество. Если какая-то определенная модель непопулярна — что более вероятно, когда вы выпускаете бесконечное их количество — долгосрочная поддержка оказывается под еще более высоким риском. Пример — HTC Aria против очень успешного HTC EVO 4G, оба выпущены примерно в одно и тоже время.

Очевидно, что тут роль играют множество различных сил, и самая мощная из них — это блок американских операторов. Verizon, AT&T, Sprint, T-Mobile и крупнейшие региональные операторы, все хотят внедрения своих собственных пожеланий и требований к дизайну, и довольно часто они хотят, чтобы модели и назывались так, как хотят операторы. Это подход, который лишает производителей их индивидуальности и возможности контролировать продуктовый цикл. Это болезнь, которой пока что смогла избежать Apple.

Надежда все же есть. Среди производителей Android, Samsung, похоже, больше всех старается, чтобы зафиксировать свою индивидуальность, фокусируя название своих продуктов вокруг имени Galaxy с момента выпуска первого Galaxy S в начале 2010 года. Это хорошо, и обычные потребители, похоже, распознают, что термин Galaxy идет вместе с Samsung и Android; сильная словарная ассоциация — это именно то, чего хочется достичь в рамках хорошей брендинговой ассоциации. И более важно, Samsung пытается установить ежегодный темп выпуска своей основной линейки: первый Galaxy S в марте 2010 года, S II в феврале 2011 года, и, скорей всего, S III в феврале 2012 года на Mobile World Congress.

Идиотские названия вроде Samsung Galaxy S II Epic 4G Touch служит доказательством тому, что операторы сопротивляются попыткам Samsung установить свою, независимую от операторов индивидуальность — и что Samsung не уступает. Это правильный шаг. Производители не могут быть загнаны в рамки производства десятков похожих, мало чем отличающихся устройств, когда это не служит интересам конечных пользователей или интересам самих производителей. Исторически, Nokia и SonyEricsson тоже сопротивлялись этому — надеемся, что этот тренд продолжится по мере того, как эти бренды попытаются переизобрести себя в 2012 году — и Samsung движется в правильном направлении. Если HTC, LG и Motorola станут сильными, мир станет лучшим местом (и уже появились доказательства, что HTC планирует выпустить в следующем году меньшее количество устройств). Правда, операторы могут попытаться заполнить пространство своими запросами к менее крупным производителям вроде Huawei, ZTE или Pantech, но заменить крупного известного производителя в наиболее заметных продуктовых сегментах будет сложно, какими несгибаемыми бы они не оказались.

Все просто: выпускаете большое дорогое устройство, устройство поменьше с разумной ценой, и устройство с клавиатурой QWERTY. Может быть, один-два специфичных форм-фактора максимум. И все. Обновляйте их раз в год, и сохраняйте их названия.

И так понятно, что имена у вас уже заканчиваются.

Оригинал