Традиционный сезонный спад потребительской активности не помешал глобальному рынку мобильных телефонов продолжить восстанавливаться в хорошем темпе. Помимо улучшения макроэкономического климата, важным элементом успеха в I квартале стали смартфоны.
По итогам первой четверти 2010 г., согласно подсчетам аналитиков IDC, в каналы продаж отгружено свыше 294,4 млн терминалов для мобильной связи, что свидетельствует о росте рынка на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. С ними практически солидарны эксперты ABI Research, которые, используя собственную методологию, пришли к выводу, что за рассматриваемый период производители реализовали примерно 303 млн телефонов, улучшив прошлогодний результат на 19%. Справедливости ради стоит заметить, что I квартал 2009 г. стал одним из худших в истории индустрии – на него пришелся пик финансового кризиса, так что двузначные цифры роста оказались вполне ожидаемы. Роль «двигателя» отрасли досталась смартфонам, которых было продано 54,7 млн – на 56,7% больше, чем за январь–март 2009 г. Сейчас же их доля на мировом рынке мобильных телефонов составляет 18,8%. Кроме того, по итогам прошедшего квартала устройства с поддержкой 3G впервые обошли своих 2G-предшественников по объему поставок.
Как обстоят дела у производителей из первой пятерки? Вопреки позитивной динамике продаж и росту операционной прибыли Nokia все острее испытывает недостаток конкурентоспособных решений в верхнем ценовом диапазоне, которые могут противостоять напору Apple и группы компаний, выпускающих смартфоны на Android. Объемы продаж финского вендора увеличились почти на 16%, но это произошло за счет роста доли бюджетных продуктов и дальнейшего снижения средней цены телефона. При этом часть рынка, принадлежащая Nokia, все равно уменьшилась до 36,6%. Фаворитами в недорогом классе оказались телефоны Nokia 5130 и 2700. Более успешно финны выступили в среднем сегменте, где благодаря моделям 5230, 5800, 5530 и X6 поставки в годовом сравнении возросли почти на 57%, до 21,5 млн устройств. В высшем же классе в качестве пополнения ожидается только первенец на платформе Symbian^3 – Nokia N8, вокруг которого еще до выхода разгорелись нешуточные споры.
Что касается Samsung, то она 12-й квартал кряду удерживает вторую строчку в рейтинге производителей, причем объем ее продаж вновь превышает достижения трех ближайших преследователей, вместе взятых. Регулярно расширяемая линейка и тщательно выстроенные каналы дистрибьюции, особенно на развивающихся рынках, позволили увеличить сбыт на 40% по отношению к 2009 г. Квартальный доход мобильного подразделения Samsung поднялся в годовом сравнении на 8%, до 7,68 млрд долл., что объясняется ростом поставок продуктов с высокой нормой прибыли, в частности телефонов и смартфонов с сенсорным экраном. На будущее наибольшие надежды компании связаны со смартфонами на платформах Android и Bada, которые будут запущены на массовый рынок в значительном количестве.
Увеличив поставки на 20%, LG Electronics все еще недосягаема для преследователей и остается на третьем месте в глобальном зачете производителей мобильных телефонов. Однако доходы ее несколько упали, что объясняется снижением средней отпускной цены товара. Корейская компания предлагает большой выбор функциональных телефонов по приемлемым ценам, что по-прежнему привлекает операторов и потребителей, благодаря чему на некоторых развивающихся рынках фиксируется значительный рост продаж. С другой стороны, будущее вендора может оказаться под угрозой из-за слабости модельного ряда смартфонов на приоритетном рынке Северной Америки.
Четвертое место по объемам продаж в I квартале заняла RIM – новичок в Top 5 мировых производителей мобильных терминалов и первая компания, специализирующаяся исключительно на смартфонах. «Счастливыми» для нее стали модели BlackBerry Curve 8520 и BlackBerry Bold 9700. Впрочем, недостаточно широкий выбор устройств с сенсорным экраном и поддержкой 3G делает RIM уязвимой перед конкурентами. По итогам последнего квартала аудитория подписчиков BlackBerry увеличилась на 4,9 млн человек, превысив в общей сложности 41 млн. RIM активно ищет возможности освоения рынка Азии, в частности Китая – именно там ожидается наибольший приток новых пользователей. Не менее приоритетно и смещение акцента с корпоративного сектора на молодежную аудиторию и малый бизнес.
Sony Ericsson все еще находится в затяжном пике – ее поставки рухнули на 28%. По всей видимости, уже на рубеже полугодий она уступит свое место в Топ 5 кому-то из конкурентов – Apple или ZTE. Однако положение не безнадежно: впервые за последние кварталы вендор зафиксировал прибыль в размере 29 млн долл. Это достижение в основном связано не с запуском новых устройств, а с тотальным сокращением расходов на разработку и увольнением более 3 тыс. сотрудников. Тем не менее за рассматриваемый период Sony Ericsson представила ряд конкурентоспособных новинок в высшем ценовом диапазоне, благодаря чему средняя розничная цена продуктов выросла на 12% – до $181. В частности, модельный ряд пополнился двумя интересными смартфонами – XPERIA X10 (Android) и Vivaz (Symbian OS). Ближе к III кварталу 2010 г. линейка смартфонов должна усилиться за счет Vivaz Pro, XPERIA X10 mini и X10 mini pro, вследствие чего руководители SE ожидают некоторого увеличения объема продаж.
Motorola, высшим достижением которой была вторая позиция в Топ 5 по итогам 2004 г., сейчас оказалась за чертой первой пятерки, реализовав 8,5 млн телефонов. Тем не менее, сделав ставку на смартфоны с операционной системой Android, 2,3 млн которых было отгружено в оптовые каналы, вендору наконец удалось нащупать почву под ногами. При объеме продаж подразделения Mobile Devices в размере 1,6 млрд долл. чистый убыток в годовом сравнении сократился с 545 млн до 192 млн долл. Цитаделью компании остается Северная Америка, где при мощной маркетинговой поддержке оператора Verizon Wireless она смогла добиться больших продаж Android-устройств Droid и CLIQ. По оценкам аналитиков Flurry, за первые 74 дня было реализовано 1,05 млн смартфонов Droid, так что миллионный тираж своего флагмана Motorola реализовала даже быстрее, чем в свое время Apple – первого iPhone. Вполне успешным оказался запуск этих моделей на международных рынках под марками Milestone и DEXT. Выпустив на протяжении квартала еще шесть Android-смартфонов, компания запланировала довести к концу года свой портфолио до двадцати устройств и реализовать их в суммарном количестве 12–14 млн штук.
Учитывая благоприятную рыночную конъюнктуру, эксперты сходятся во мнении, что по итогам года мировой рынок способен освоить не менее 1,3 млрд телефонов.
Поставщик | I квартал 2010 г. | I квартал 2009 г. | Изменение, % | ||
Поставки, млн шт. | Доля рынка, % | Поставки, млн шт. | Доля рынка, % | ||
Nokia | 107,8 | 36,6 | 93,2 | 38,4 | 15,7 |
Samsung | 64,3 | 21,8 | 45,9 | 18,9 | 40,1 |
LG | 27,1 | 9,2 | 22,6 | 9,3 | 19,9 |
RIM | 10,6 | 3,6 | 7,3 | 3,0 | 45,2 |
Sony Ericsson | 10,5 | 3,6 | 14,5 | 6,0 | -27,6 |
Другие | 74,6 | 25,3 | 58,9 | 24,3 | 26,7 |
Всего | 294,2 | 100,0 | 242,4 | 100,0 | 21,7 |
По данным IDC. |