Графические адаптеры 2007: затишье после бури

20 февраль, 2008 - 12:54Евгений Слободянюк

Не секрет, что конкуренция является основополагающим фактором для развития любой отрасли. Сегмент видеокарт в минувшем году вновь подтвердил эту истину, доказав ее от обратного. В 2006 г. мы не успевали разобраться с анонсом очередного сверхмощного ускорителя, как выходило еще более впечатляющее решение, и так продолжалось едва ли не круглый год; в итоге убедительную победу на большинстве фронтов одержала NVIDIA. К чему же это привело в 2007-м?

Графические адаптеры 2007 затишье после бури

Год 2007-й запомнится действительно массовым появлением видеокарт с поддержкой не только DirectX 10, но даже DX 10.1, а во второй половине – и игр на базе этого API. Нельзя сказать, что миграция прошла гладко, и этому было сразу несколько причин. В их числе не самый удачный старт Windows Vista (а только в этой ОС есть реализация DirectX 10), низкая производительность первых видеокарт для данного API в реальных приложениях и по сравнению с предшественниками – особенно это касается устройств среднего и бюджетного классов от обеих ведущих компаний. Сыграло свою роль и отсутствие новых игр. Да и когда они, наконец, вышли, преимущества графики в DirectX 10 оказывались не всегда столь же очевидными, как падение производительности.

Но самое интересное другое: если в 2006 г. быстродействие среди видеокарт топ-класса увеличилось вдвое, то в минувшем никакого роста не было вообще – как и год назад, лидером остался G80 (GeForce 8800 GTX/Ultra). Возможно, это произошло из-за серьезных технологических сложностей с выпуском более производительной архитектуры. Но, по нашему мнению, настоящая причина связана с тем, что AMD так и не сумела противопоставить что-либо решениям конкурента в высшем ценовом сегменте.

Дополнительным аргументом является ситуация в среднем и бюджетном классах – тут AMD, пусть и ценой немалой крови, предлагала покупателям неплохие видеокарты. И как результат, текущие производительность и возможности графических адаптеров начального и среднего ценовых сегментов по сравнению с 2006 г. заметно возросли.

В то же время аналитическая компания Jon Peddie Research отмечает, что в III квартале прошедшего года зафиксирован рекордный прирост продаж за последние шесть лет, если говорить о сравнении результатов III и IV кварталов. Очевидно, тут дала о себе знать мощнейшая маркетинговая активность Microsoft по продвижению Windows Vista, ведь эта ОС подразумевает использование более современного аппаратного обеспечения ПК. Интересно, что несмотря на исключительно удачное новое поколение интегрированной графики, первое место среди настольных систем заняла NVIDIA c 37,8%, за ней, разумеется, следует Intel – у нее 33,5%, а замыкает тройку AMD, доля которой сократилась до 17,5%.

Примечательно, что невзирая на относительный паритет в среднем и бюджетном классах между AMD и NVIDIA, рыночные позиции первой продолжают снижаться. Это ли не ключевой показатель важности успехов в топ-классе, продажи в котором хоть и мизерны, но имеют решающее значение для имиджа компании и успешности ее более массовых решений?

Но вернемся к интересным продуктам, увидевшим свет в конце 2007 г. Пожалуй, самое примечательное событие здесь – выход GeForce 8800 GT на базе графического процессора G92. Эта видеокарта совершила настоящий прорыв в возможностях для решений performance-класса (средне-высокого ценового диапазона) и стала, к сожалению, большим дефицитом в период предновогодних продаж. В результате отпускные цены намного превосходили рекомендованные $250, а часто превышали и отметку в $300, но все равно GeForce 8800 GT осталась отличным предложением. Эта плата смогла уверенно конкурировать с видеокартами топ-класса ценой $500–800 и изрядно смазала впечатление от выхода долгожданной и довольно удачной линейки AMD Radeon HD 3850/3870.

Сегодня эти решения – лучшее, что есть у AMD, причем Radeon HD 3870 идет вровень, а иногда и превосходит Radeon HD 2900 XT – формально флагманскую видеокарту AMD. Но пожать финансовые плоды от появления таких удачных продуктов компания, вероятно, не сможет. Им придется конкурировать с не менее привлекательной GeForce 8800 GT и терять прибыль в этой ценовой войне.

Дальнейшие векторы развития линеек обеих компаний уже ясны. AMD, временно исчерпав возможности наращивания быстродействия, переходит к созданию двухчиповых ускорителей типа Radeon HD 3870 X2. Последний хоть формально и уравнял позиции в топ-классе с NVIDIA, но фактически не дает преимуществ из-за дороговизны в производстве, сложности изготовления, не лучшей эргономики (шум и тепловыделение) и ряда других негативных моментов, традиционно присущих двухчиповым видеокартам.

NVIDIA готовится выпустить достойный ответ: видеокарту GeForce 9800 GX2 на базе двух GPU G92. И несмотря на то что анонс этого решения перенесен на март, нет никаких сомнений, что его появление снимет все вопросы об абсолютном лидере в топ-классе. Чтобы понять потенциал G92, достаточно взглянуть на GeForce 8800 GTS 512 МБ – эта плата оснащена боóльшим числом унифицированных процессоров, нежели GeForce 8800 GT, и по производительности вплотную приближается к GeForce 8800 Ultra. При этом все видеокарты серии G92, благодаря новому 65-нанометровому техпроцессу, довольно недороги в производстве. И та же GeForce 8800 GTS 512 MБ все еще обладает немалым потенциалом по повышению тактовых частот ядра и переходу на память типа GDDR4. В то же время AMD, хотя и применяет более прогрессивный 55-нанометровый техпроцесс, в Radeon HD 3870 практически достигла пределов быстродействия.

Итоги прошедшего года и тот задел, который сделали обе компании на 2008 г., дают основание однозначно говорить о преимуществе NVIDIA и в новом году. Главная проблема AMD – это убытки графического подразделения и отсутствие предпосылок для изменения ситуации. Сегмент графических адаптеров чрезвычайно динамичен и выдвигает жесткие требования к участникам рынка, желающим в нем работать.

Кстати, минувший год показателен и с точки зрения успехов еще одной компании. Речь идет об Intel, которая и раньше не терялась со своими интегрированными чипсетами, но 2007 г. во многом стал переломным в этом отношении. Чрезвычайно удачные интегрированные ядра X3100 и GMA 950 стали еще привлекательнее после выпуска новой версии драйверов, включившей аппаратный просчет вершинных шейдеров и T&L. Благодаря этому производительность ускорителей была разом увеличена на 20%. Продолжаются разработки в Intel и дискретного графического решения, однако об этом говорить пока рано. Ясно одно – если компания все же решит выйти на данный рынок, то воспринимать ее придется очень серьезно.

Интересны также перспективы гибридных процессоров, содержащих встроенное графическое ядро. В 2007 г. о разработке этих решений активно заявляли и AMD, и Intel, а их потенциал может быть очень впечатляющим, причем касается это как мобильного, так и настольного применения.