Представим себе фантастическую ситуацию: в одной далекой европейской стране озаботилось государство состоянием своей ИТ индустрии. Село думу думать. И так как задача то более менее похожая у разных государств, то и придумывают вначале все одинаковое – то технопарки создают, то оранжереи для стартапов, то преференции выдают разные государственные. Но встречаются и подходы, которые сильно отличаются от «соседских», а потому и любопытны. О них и пойдет речь.
Разработка ПО, как часть инновационной деятельности.
Если посмотреть на проблему шире, то становится заметным, что важны не только разработка ПО, но и другие виды инновационной деятельности – конструирование приборов, разработка новых веществ, исследование новых физических явлений. Один из подходов состоит в выделение наиболее быстроразвивающихся направлений инноваций, и выделении финансовых инвестиций для работ, проводимых в этих направлениях.
А выгода то в чем ? А в том, что специалисты участвуют в инновационных проектах, получают возможность не только саморазвиваться, но и в дальнейшем создавать новые инновационные проекты, которые принесут пользу стране независимо от наличия государственного финансирования в дальнейшем. Опять же, таким специалистам интересно будет работать в стране и не поедут они ни в какую силиконовую долину – и тут интересного хватает.
А как же с возвратом инвестиций? А вот тут тоже весело. Понятно, в инновационных проектах основные затраты на оборудование (это не про разработку ПО) да на зарплату специалистов (это как раз про разработку ПО). Так как инвестиции приходят из государственного источника, то и предприятие получающее их «пользуется вниманием» государственных же проверяющих органов. Это означает, что зарплаты видны этим самым органам, а уж как налоги видны с зарплаты …. И тут выясняется, что если налоги все видны и основная статья затрат – заработная плата, то все инвестиции вернутся в виде налогов в течение конечного количества лет (в зависимости от ставки налогообложения и независимо от успеха инновационного проекта). Вот такой вот ROI получается…
Помощь на целевых рынках сбыта.
Еще более государственный подход :) . А возьмем и создадим специальное министерство, отвечающее за рост экспорта объектов интеллектуальной собственности из страны. И при каждом посольстве и консульстве, высадим парочку специалистов наших родных, которые будут отвечать за налаживание связей да поиск контактов с потенциальными сублицензиатами объектов авторского права. И тогда, разработчику ПО достаточно обратится в соответствующее министерство, с просьбой помочь ему в поиске представителей целевых рынков в разных странах. И такая структура ему поможет найти, и встречи поможет организовать, а может помочь и договорчик заключить – государственная организация все таки.
И с выгодой и с возвратом инвестиций тут все проще – простые поставленные на поток высокоинтеллектуальные посреднические услуги. Но, как ни странно, работает.
Коллеги, может подскажете еще какие интересные подходы, применяемые в разных странах ?