Горячие премьеры NAB 2004

4 май, 2004 - 23:00Артем Юрченко
Опираясь на удачный опыт прошлых лет, при выборе места проведения форума предпочтение было отдано Лас-Вегасу. С 17 по 22 апреля территория центрального бизнес-комплекса мировой столицы развлечений LV Convention Center привлекала многочисленных желающих познакомиться с последними тенденциями в отрасли электронного медиапроизводства. Почетного права открыть мероприятие с подмостков его огромного конгресс-холла удостоились президент корпорации Hewlett-Packard Карли Фиорина и популярная телеведущая (по совместительству -- президент компании Harpo) Опра Уинфри. Они поделились своим видением будущего динамически развивающейся индустрии и роли в этом процессе Ассоциации, дали старт шестидневному выставочному марафону.

Горячие премьеры NAB 2004
Опра Уинфри и Карли Фиорина открывают NAB 2004
Как и ожидалось, наиболее интересные события разворачивались на площадках секции NAB Post|Production World. Долгожданная премьера шестой версии анимационного пакета Maya совпала по времени с оглашением информации о продаже корпорацией SGI подразделения, занимающегося его разработкой. Планируется, что законодатель мод в области трехмерной графики Alias перейдет в собственность малоизвестной в широких кругах компании Accel-KKR за 57,5 млн. долл. Обещанные будущим владельцем значительные финансовые вливания, без сомнения, помогут пионеру 3D-движения еще прочнее закрепиться в статусе отраслевого флагмана. Хотя продемонстрированные в Лас-Вегасе новшества надолго обезопасят разработчика от посягательств на занимаемый престол. В числе наиболее ярких особенностей "шестерки" необходимо упомянуть усовершенствованный модуль Maya Hair, отныне корректно работающий с объектами длинной формы (копнами длинных волос, всевозможными веревками, канатами, цепями и т. д.). Эти элементы теперь можно представлять в виде NURBS-кривых и наделять динамикой по своему усмотрению. Модуль Maya Cloth заметно облегчил процедуру манипуляции цифровыми тканями, а меховой дизайнер Maya Fur позволяет просчитывать собственные творения в визуализаторе Mental Ray и тем самым демонстрировать зрителю положительные стороны реализации эффектов преломления и отражения световых лучей на "пушистых" поверхностях. Мас-версия Maya порадует своих поклонников заметным увеличением скорости визуализации. Каждый из четырех включенных в релиз рендеров (программный, аппаратный, векторный и Mental Ray) улучшил скоростные характеристики на 20--50%. Еще одна приятная новость для "яблочных" аниматоров -- скорый выход подключаемых модулей, написанных с использованием технологии Xcode пакета Apple Developer Tools.

Горячие премьеры NAB 2004
Maya 6 под Mac OS X увеличил скоростные характеристики механизмов рендеринга на 20--50%
Один из ближайших преследователей Alias в соревновании на лучшее анимационное ПО -- компания Softimage -- использовала NAB для официального вывода на рынок четвертой версии своего главного 3D-оружия -- XSI. Отныне продукт выпускается в вариациях Advanced, Essentials и Foundation, каждая из которых нацелена на свой круг потребителей. Так, если в Foundation-версии присутствует далеко не полный набор функций, вполне достаточный для осваивающих премудрости 3D-графики пользователей, то XSI Advanced включает в себя весь спектр технологий Softimage за двадцатилетний период развития компании. Встречаются в "продвинутой" редакции и наработкиколлег по ремеслу. К примеру, Syflex -- одно из лучших решений в области симуляции поведения тканей под воздействием факторов внешней среды (разработчик --Syflex) -- теперь обрело постоянную прописку в XSI Advanced. Наряду с уже имеющимися алгоритмами твердотельной и мягкотельной динамики, имитации поведения волосяных покровов, системы частиц и т. д. ставший в строй Cloth-симулятор также использует ряд других физических законов. Среди вновь появившихся технологий особого внимания заслуживает Custom Display Host, открывающая доступ к "сердцу" XSI 4.0 с целью дальнейшего применения программного ядра продукта в приложениях третьих фирм. Интерфейс редактора частично построен на языке XML, благодаря чему заметно облегчена настройка его компонентов. Говоря о рабочем инструментарии, необходимо особо выделить технику моделирования подраздельными поверхностями, тесно интегрированную в среду полигонального конструирования форм. За счет проверенной годами технологии компоузинга Matador модуль спецэффектов FX Tree разбогател на растровые и векторные кисти для 2D-рисования в реальном времени.

Немецкая компания Mental Images, в число основных клиентов которой входят вышеупомянутые фирмы--разработчики ПО, анонсировала обновление оригинального механизма просчета проектов Mental Ray. Созданный в тесном сотрудничестве с корпорацией NVidia MR 3.3 взял на вооружение язык программирования шейдеров Cg 1.2 и вступил в программно-аппаратный альянс с представителями последней линейки видеокарт от NVidia) -- Quadro FX 4000. Результат проявился в значительном снижении времени на аппаратный рендеринг (в том числе и благодаря всесторонней поддержке стандарта OpenGL). Также налицо высококачественное сглаживание экранных неровностей, физически правильное подповерхностное рассеивание света, реалистичные тени за счет смешения стандартных карт теней и теней, полученных методом трассировки лучей.

Горячие премьеры NAB 2004
XSI 4.0 и Mental Ray 3.3: работа в связке
На стенде компании Apple в центре внимания оказалось абсолютно новое приложение, успевшее за время проведения экспо-шоу получить довольно смелый титул "Adobe After Effects-киллера". Соответствуя своему наименованию (Motion), новый член "творческой команды" Apple призван заниматься генерацией разноплановых динамических спецэффектов, впоследствии используемых при оформлении видеоматериала. Под его началом находятся инструменты интерактивной анимации текста и мощная система частиц -- реализм эффектов дыма и пламени в ее исполнении выше всяческих похвал. Весьма интересным представляется использование техники процедурной анимации без ключевых кадров для имитации ветра или гравитационного притяжения. В библиотеке заготовок Motion, кроме всего прочего, размещены более 40 типов поведения, готовых наделить своими свойствами любой элемент композиции. Вошедшая в состав продукта утилита Compressor 1.2 выполняет мгновенную перекодировку QuickTime-файлов в форматы MPEG-2 и MPEG-4. Еще один ранее известный модуль (Photron Primatte RT) отвечает в Motion за качественный хромакеинг изображений. Не забыв упомянуть о тесном взаимодействии Motion с нелинейным видеоредактором Final Cut Pro, утилитой подготовки DV-дисков DVD Studio Pro и Adobe Photoshop, можно сделать вывод о появлении в лагере Macintosh действительно серьезного конкурента для After Effects или Discreet Combustion. Серьезным доводом в пользу этого предположения может служить и стоимость пакета, не превысившая отметку в $300.

Apple внесла значительные изменения в NLE-видеоредактор Final Cut Pro. Его пятая версия, вместо привычного порядкового номера, теперь обозначается аббревиатурой HD, из чего следует логически правильный вывод о нацеленности данного релиза на беспроблемную работу с контентом стандарта HiDef. Не остались обделенными вниманием пользователи системы компоузинга и DVD-дизайнера Studio Pro, получившие апгрейды своих продуктов до версий 3.5 и 3 соответственно.

Горячие премьеры NAB 2004
Горячие премьеры NAB 2004
Первый взгляд на Apple Motion
Еще один герой репортажа по горячим следам NAB 2004 -- компания Adobe Systems, не желая оказаться далеко позади конкурентов в лице Discreet, Avid или Apple, основательно потрудилась над входящими в Video Collection приложениями. Так, ее "нелинейник" Premiere Pro 1.5 был оснащен всеми необходимыми средствами для работы с HD-файлами и, помимо этого, обрел способность быстрой и легкой цветокоррекции пропущенного через собственные электронные "внутренности" материала. Продолжает взрослеть и компоузер After Effects. В его версии 6.5 нашли свое место переработанные спецэффекты (Sphere, Dr.Mercury и др.) компании Cycore, система трехмерных частиц Particle World, опция тотального контроля за процессом цветокоррекции Color Finesse, более 300 готовых типов анимации текстовых элементов.

В наши дни практически ни одно мероприятие, так или иначе связанное с компьютерными технологиями, не обходится без участия Microsoft. NAB не стала в этом плане исключением, тем более что технологии распространения цифрового содержимого являются одной из сфер интересов софтверного гиганта -- здесь компания, как известно, активно продвигает свою мультимедийную платформу Windows Media. На сей раз Microsoft совместно с фирмой Sonic представила специализированную редакцию DVD Producer WMV HD Edition, предназначенную для создания DVD-дисков с использованием формата Microsoft Windows Media Video High-Definition.

И в завершающей части рассказа о NAB 2004 -- о нескольких важных аппаратных анонсах. Выше уже упоминались новые профессиональные графические чипы NVidia Quadro FX 4000. Теперь остановимся на них подробнее. В числе функциональных особенностей данного решения называются средства полноэкранного сглаживания по вращающейся решетке (rotated-grid full-scene antialiasing), технология High-Precision Dynamic-Range, 256-разрядный интерфейс с памятью GDDR3 и поддержка двух соединений DVI-I. На архитектуре NVidia Quadro FX 4000 основан также специализированный чип NVidia Quadro FX 4000 SDI, разработанный под применение в вещательном оборудовании.

Еще одна новинка от NVidia тоже относится к сфере ПО. Речь идет о первой версии Gelato -- программного обеспечения для трехмерного рендеринга с поддержкой аппаратного ускорения, предназначенного для использования при создании фильмов и телевизионных программ.

3Dlabs анонсировала на выставке самое мощное на сегодняшний день, по ее утверждению, решение для рынка профессиональных графических станций -- Wildcat Realizm, которое включает в себя визуальный процессор следующего поколения и специализированный модуль Vertex/Scalability Unit (причем допускается применение двух VPU). Wildcat Realizm отличается поддержкой PCI Express и AGP 8Х, мощным блоком операций с плавающей точкой (позволяющим обрабатывать 128-разрядные текстуры), наличием виртуальной памяти для программ воспроизведения теневых эффектов, технологией оптимизации быстродействия DirectBoost, аппаратным конвейером обработки изображений, возможностью использования двух дисплеев высокого разрешения и поддержкой 32- и 64-разрядных ОС. Ориентировано новое решение 3Dlabs на такие сегменты, как САПР, создание цифрового содержимого и системы визуализации. Появление первых продуктов на основе Wildcat Realizm ожидается к середине нынешнего года.

Европейский консорциум Digital Video Broadcasting Project (DVB) продемонстрировал первый в мире телепередатчик, совместимый со стандартом DVB-H (устройство было разработано датской фирмой Protelevision Technologies). Упомянутый стандарт примечателен прежде всего тем, что описывает систему цифрового эфирного вещания, прием программ в которой может осуществляться не только телевизорами, но и сотовыми телефонами.

Ну и нельзя обойти вниманием эксперимент, проведенный во время NAB 2004 японскими фирмами Fuji TV и NTT Communications. Речь идет о первой транстихоокеанской передаче несжатого HD-сигнала с применением протокола IP. Она осуществлялась между Токио и Лас-Вегасом с использованием 2,4-гигабитной оптоволоконной сети. В ходе данной демонстрации специалисты двух компаний с помощью удаленной консоли, размещенной в одном из павильонов выставки, управляли находящейся в Японии HD-камерой.

Что и говорить, нынешняя NAB выдалась богатой на премьеры ожидаемого многими ПО для цифрового визуального творчества. Следующий всплеск активности основных игроков рынка ожидается в августе этого года. В течение первых дней последнего месяца лета в Лос-Анджелесе пройдет Siggraph 2004 -- ключевое мероприятие для всего мирового графического сообщества.