Голосовой и визуальный Интернет отправит клавиатуру на свалку истории

9 август, 2017 - 17:45Виталий Кобальчинский

В своём глобальном расширении сеть Интернет входит в новую фазу. Следующая волна пользователей Паутины, «следующий миллиард», как в индустрии принято их называть, предпочитает общаться, обмениваясь изображениями и сообщениями, преобразуемыми интеллектуальными алгоритмами из речи в текст. Печать на клавиатуре – экранной или физической – все больше уходит в прошлое.

Об этом ещё три года назад писал Уилл Оремус из Slate, а новая статья в Wall Street Journal в очередной раз подчеркивает растущую актуальность данного тренда на примере индийского рынка. Интерактивные коммуникации становятся все более доступными с появлением дешевых смартфонов и сотовых тарифных планов, интуитивных приложений.

В прошлом население Интернета преимущественно состояло из молодых, образованных, умеющих и желающих учиться индивидуумов. Теперь же онлайновая популяция развитых стран стареет, пополняясь пользователями, зрение и моторные навыки которых затрудняют работу с миниатюрными кнопками. С другой стороны, освоение интернет-провайдерами рынков густонаселенных стран Третьего Мира обеспечивает массовый приток пользователей, с трудом умеющих читать, не говоря уже о машинописных навыках.

«Мы видим новый тип пользователя Интернета, – говорит Цезарь Сенгупта (Ceasar Sengupta), руководитель группы в Alphabet, старающейся «оседлать» новую волну. – Новые пользователи сильно отличаются от первого миллиарда».

Экосистема Интернета для таких пользователей – популярные приложения, сервисы и модели смартфонов – непривычна для старожилов сети, крупнейшие бренды проигрывают местным конкурентам, быстрее и лучше адаптирующимся к локальным реалиям.

Голосовой и визуальный Интернет отправит клавиатуру на свалку истории

Типичный представитель новой волны, 36-летний носильщик с вокзала Нью Дели, зарабатывает меньше $8 в день и не умеет печатать на клавиатуре и пользоваться электронной почтой. Это не мешает ему проверять по сети время прибытия поездов, общаться с семьей, загружать фильмы и музыкальные клипы, подключаясь к бесплатной точке доступа на вокзале со своего сверхбюджетного аппарата Sony с флэшкой на 4 ГБ. На Android-модели (Micromax, Karbonn, Lava, Intex и пр.), стоящие меньше $100, приходится свыше 50% индийского рынка смартфонов.

Опрос, проведённый исследователями Google среди пассажиров поездов в штате Махараштра, показал, что «люди здесь не читают текст» на экранном интерфейсе, то есть пиктограммы должны быть сделаны максимально понятными.

Самые популярные в Индии приложения UC Browser, MX Player и SHAREit не входят даже в первую сотню загрузок в США. Они адаптированы для небольшой памяти и медленных соединений. Нишу LinkedIn в секторе низкооплачиваемых работ занимает Babajob – приложение с упрощенным интерфейсом и возможностью голосового управления. Крупнейший местный платежный сервис Paytm (200 млн клиентов) использует упрощенную процедуру авторизации, более удобную для малограмотных.

Ускоренному приобщению к Интернету ещё не подключенных 900 млн индийцев (при общем населении 1,3 млрд) способствует ценовая война между сотовыми провайдерами. С сентября этого года Reliance Jio Infocomm предложит бесплатно шесть месяцев безлимитного 4G. Это заставило соперников также скорректировать цены и привело к скачку среднемесячного трафика на одного индийского пользователям менее 500 Мб до более 6 ГБ.

За последний год по статистике App Annie, пользование YouTube в Индии увеличилось более, чем вдвое, а Gmail – уменьшилось на 15%. Для сравнения, в США популярность YouTube за тот же период испытала рост в 1,5 раза, а Gmail прибавила 13%.

«Сегодня путь в Интернет начинается с социальных чатов, с YouTube и развлекательных приложений, – комментирует Сандип Катария (Sandeep Kataria), коммерческий директор Vodafone India. – Пять лет назад была совсем другая картина».