Голографическая память превращается в реальность

2 апрель, 2002 - 23:00Алексей Гвозденко
Всего несколько лет назад голографическая память казалась хотя и чем-то перспективным, но еще очень и очень далеким. В самом деле, если полистать старые (относительно, конечно) журналы, то рассказы о ней неизменно сопровождались концептуальными схемами и фотографиями экспериментальных установок. Но, оказывается, будущее уже рядом: во время выставки National Associates of Broadcasters (NAB), которая пройдет в ближайшие дни в Лас-Вегасе, компания InPase Technologies продемонстрирует первую в мире систему записи видео на основе голографической технологии -- Tapestry.
Для начала отметим, что InPhase Technologies была сформирована в декабре 2000 г. как дочернее предприятие Lucent Technologies. Ее цель -- выпуск коммерческих продуктов на основе технологий голографической памяти, создававшихся в исследовательском центре Bell Labs на протяжении восьми лет, в тесном взаимодействии с которым она, собственно, и работает.

Наверное, уже нет смысла останавливаться на принципах работы голографических накопителей, поскольку данная тема освещалась на страницах компьютерной прессы (в том числе и "Компьютерного Обозрения"). Поэтому сразу перейдем к особенностям решения от InPhase. И в первую очередь здесь следует отметить тот факт, что создатели Tapestry решили не "изобретать велосипед", а воспользоваться многими разработками, уже доступными на рынке.

Голографическая память превращается в реальность
Вот так выглядят голографические носители Tapestry
Итак, на протяжении долгого времени одной из проблем при проектировании голографических накопителей было отсутствие источников излучения с приемлемыми характеристиками. Сейчас же, по утверждению компании, на эту роль вполне подходят красные (длина волны 680 нм) и синие (405 нм) лазеры, применяемые в устройствах на базе DVD и отличающиеся малыми размерами, надежностью и невысокой стоимостью.

Следующая проблема заключалась в трудностях с созданием недорогих и эффективных детекторов, необходимых для чтения информации. Здесь InPhase решила задействовать КМОП-матрицы, используемые сейчас в некоторых моделях цифровых фотокамер.

Наконец, еще одной сложностью являлись пространственные световые модуляторы, формирующие голографическую картину при записи данных, -- они не обеспечивали достаточного быстродействия и контрастности. И тут InPhase нашла довольно простое решение в виде массивов микрозеркал и ферроэлектрических модуляторов, применяющихся в цифровых проекторах и телевизорах.

Однако одна из главных проблем в разработке голографических запоминающих устройств состояла в получении материалов для носителей, которые, во-первых, должны обладать широким динамическим диапазоном, во-вторых, высокой чувствительностью, в-третьих, пространственной стабильностью, в-четвертых, оптической однородностью, а также быть устойчивыми к термическим и другим воздействиям.

InPhase в данном случае решила использовать двухкомпонентную полимерную систему. Один из ее компонентов формирует матрицу, где растворен второй компонент, обладающий светочувствительными свойствами. При записи информации последний под воздействием света полимеризуется, из-за чего возникает градиент концентрации неполимеризованного компонента, и начинается его диффузия. Результатом всего этого процесса является образование структуры с переменным индексом отражения, колебания которого как раз и несут в себе записанную информацию.

Кроме того, исследователи Bell Labs особое внимание уделили мультиплексированию голограмм, т. е. их перекрыванию. Было разработано несколько методов, оптимизированных под определенные типы носителей.

Все это позволило достичь плотности записи свыше 100 Gb на квадратный дюйм. В частности, по утверждению InPhase, носитель на основе технологии Tapestry размером с почтовую марку может иметь емкость от 2 GB, с кредитную карточку -- от 20 GB, а объем пятидюймового диска составит около 100 GB. Длительность же архивного хранения информации равняется примерно 30 годам. Здесь же отметим, что следующая задача компании -- получение материалов, позволяющих изготовлять перезаписываемые носители.

Ну и теперь, пожалуй, пришло время сказать несколько слов о характеристиках системы Tapestry. Ориентирована она на профессионалов в области редактирования и монтажа видео (как отмечают разработчики, один носитель способен вместить в себя порядка 20 фильмов в обычном формате либо около 30 минут несжатого видео высокого разрешения). Скорость считывания информации в ней равна приблизительно 20 MBps. Система будет поддерживать высокоскоростные внешние интерфейсы обмена данными, такие, как SCSI и Fibre Channel.

"Основой следующего поколения запоминающих устройств, используемых для хранения видеоинформации, станет голография, -- считает президент и главный исполнительный директор InPhase Technologies Нельсон Диаз (Nelson Diaz). -- Она обеспечит гораздо более эффективное, чем когда-либо, решение задач по редактированию, передаче и архивированию информации. Во время NAB мы намерены продемонстрировать, что же на самом деле представляет собой недорогая, долговечная, высокоемкая, сверхнадежная технология сменных накопителей, появление которой ожидалось в течение многих лет. Перспективность наших разработок подтвердилась и на встречах с профессионалами видеоиндустрии, и совместными усилиями мы собираемся подготовить продукт, способный полностью изменить наши представления о системах хранения данных".

Свою разработку, включая дисковод и носители, InPhase собирается лицензировать сторонним фирмам (некоторые из них уже рассматривают возможность налаживания выпуска продуктов на ее основе). Предполагается, что ограниченные поставки Tapestry начнутся в конце следующего года, а к массовому выпуску системы компания планирует приступить в 2004 г.

Что касается цены, то конкретные цифры пока не называются, однако, согласно заявлению InPhase, она будет "очень конкурентоспособной".

Ну и в завершение упомянем о прогнозе ведущей аналитической фирмы IDC, эксперты которой высказали мнение, что в 2003 г. общая потребность в запоминающих устройствах достигнет приблизительно 1,3 млн. терабайт, причем значительная ее часть придется именно на системы обработки цифрового видео.