Год оптимизации

16 февраль, 2010 - 15:21Андрій Кухар

В 2009 г. мировой рынок корпоративных информационных технологий пережил один из самых сложных периодов. Что неудивительно, ведь в это время главным приоритетом руководителей компаний была оптимизация затрат.

Год оптимизации

Очень может быть, что вследствие политики щепетильной экономии в событийном плане минувший год выдался более чем ярким. Поставщики не почивали, а всячески пытались заинтересовать потенциального покупателя. Они оживленно приспосабливались к новым условиям работы: проводились слияния и поглощения, открывались новые сегменты ИТ-рынка, занимались новые ниши, выпускались новые виды инструментов, наконец, создавались привлекательные условия для приобретения продукции и т. п. В этом отношении 2009-й оказался на редкость интересным.

Реальные движения в виртуальность

Как и предполагалось, в прошлом году виртуализация оставалась заглавной темой рынка корпоративного ПО и в значительной степени – его движителем. Закономерный всплеск интереса клиентов привлек сюда множество компаний второго дивизиона, предложивших самые разнообразные вспомогательные инструменты и решения, а также консалтинговые и технические услуги. Но главными ньюсмейкерами все же были лидеры данного рынка. VMware предложила очередную версию виртуализационной платформы (хоть и отказавшись от аллюзий на ОС уровня ЦОД, но все же придумав новое имя) vSphere 4, тем самым закрепив свое технологическое превосходство. Впрочем, ранний анонс очень походил на упреждающий удар, направленный против Microsoft, которая также не сидела сложа руки. Вторая версия Hyper-V существенно сократила отрыв от лидера, по крайней мере, по основным пунктам. Более того, в ответ на попытку (впрочем, неудавшуюся) VMware перевести своих крупных заказчиков на более дорогие лицензии, Microsoft предложила в бесплатном Hyper-V Server 2008 R2 ряд высокоуровневых функций, в том числе поддержку кластеров и «живой» миграции.

Таким образом, страсти явно накаляются, и оба лидера очевидно предпочитают заручиться поддержкой союзников. Для Microsoft в качестве такового выступила Citrix, наряду с новой версией XenServer предложившая пакет Essentials for Hyper-V и обеспечившая управление гибридными инфраструктурами на основе двух гипервизоров. Этот шаг вместе с последующим объявлением об открытии исходных кодов XenServer был оценен некоторыми аналитиками как определенная сдача позиций, хотя на примере терминальных решений прекрасно известно, что Citrix умеет сочетать самую тесную кооперацию с собственными интересами. Тем более что на текущий момент Citrix, похоже, заинтересована в продвижении своих технологий виртуализации десктопов, которые в настоящее время признаются самыми совершенными. В свою очередь VMware, возможно, ищет союзника в лице Google, пообещав поддержать Chrome OS в качестве гостевой платформы едва ли не сразу после анонса последней.

Стоит также упомянуть, что именно в 2009 г., возможно, стал вырисовываться еще один крупный игрок виртуализационного рынка. Oracle явно решила форсировать развитие собственного Oracle VM за счет покупки Virtual Iron Software (решения которой также основаны на гипервизоре Xen), а с приобретением Sun Microsystems ей также достанется ряд продуктов и технологий из данной области, в том числе довольно перспективное ПО VirtualBox. Учитывая традиционные амбиции Oracle, будет интересно понаблюдать за действиями компания на сравнительно новом для нее рынке.

По прогнозу Gartner, мировой рынок виртуализационного ПО в прошлом году должен был достигнуть объема 2,7 млрд долл., увеличившись по отношению к 2008 г. на 43%. Судя по опросам ИТ-директоров, они достаточно внимания уделяли этим технологиям, так что приведенной цифре можно доверять.

Cloud computing в действии

Существенный толчок в развитии технологий виртуализации, безусловно, дала растущая популярность концепции cloud computing. Действительно, без всякого преувеличения виртуализация является краеугольным камнем современных облачных решений, без которого они попросту не состоялись бы как пригодные для бизнес-применений. 2009 г., пожалуй, стал если не переломным, то знаковым и в этой области. Концепция Software-as-a-Service (SaaS) весьма органично вписалась в нестабильные рыночные условия: продукты класса «ПО как услуга» все активнее распространяются в сегменте корпоративных приложений, поставщики SaaS-решений расширяют свое присутствие в регионах и долю инструментов у имеющихся клиентов, а также дополняют портфели вертикально-ориентированными системами. Как результат, согласно последнему прогнозу Gartner, объем данного рынка в прошлом году должен был составить порядка 7,5 млрд долл., что на 17,7% больше, чем в 2008 г.

Если говорить о структуре реализации, то наибольшую долю доходов на рынке SaaS приносят CCC-приложения (Content, Communication and Collaboration – т. е. контента, коммуникаций и коллективной деятельности), в 2009 г. объем данного сегмента оценивается в 2,6 млрд долл. (тогда как в прошлом – 2,14 млрд). Второе место занимают SaaS-приложения для управления взаимоотношениями с заказчиками – объем доходов поставщиков, работающих в сегменте CRM On Demand, достиг 2,3 млрд долл. Аналитики отмечают, что в последние четыре года SaaS-подход является основной движущей силой развития рынка CRM-систем. В 2009 г. доля SaaS здесь оценивается в 24% – похоже, все идет к тому, что сервисные CRM-приложения, отлично соответствующие современным нуждам компаний, постепенно вытеснят традиционные. Замыкают тройку лидеров полноценные сервисные ERP-системы – 1,239 млрд долл.

Если до какого-то момента cloud computing ассоциировались едва ли не исключительно с хостингом и SaaS, то благодаря усилиям Amazon.com и Microsoft кристаллизовались концепции PaaS (Platform-as-a-Service, т. е. решение, позволяющее выполнять в облаке собственные программы) и IaaS (Infrastructure-as-a-Service, подразумевающая непосредственный доступ заказчика к экземплярам виртуальных машин, а значит – и потенциальную возможность переноса в облака всей корпоративной инфраструктуры). Естественно, эти подходы не являются взаимоисключающими, и та же Microsoft намерена поддерживать их все – в рамках Windows Azure или за счет выпуска хостинг-версий наиболее принципиальных продуктов, развертывая собственные ЦОД в самых перспективных регионах и не отрицая построения частных облаков. Именно такое многообразие возможностей позволило Gartner оценить в 2009 г. рынок облачных вычислений в солидные 56 млрд долл. и прогнозировать его троекратный рост к 2013 г. Неудивительно, что за последний год облачными вычислениями резко заинтересовались буквально все сколько-нибудь известные софтверные компании.

Пожалуй, единственное, что омрачает облачный небосвод – проблемы безопасности cloud computing. Достаточно громкие инциденты с потерей данных службой T-Mobile Sidekick и различными атаками на Gmail, последняя из которых осуществлена китайскими хакерами уже в текущем году, поставили вопрос весьма остро. Но они свидетельствуют вовсе не о порочности самой концепции, а о необходимости выработки новых подходов, как технических, так и юридических и регуляторных.

Автоматизация нового времени

В сфере «традиционной» корпоративной автоматизации год также выдался небезынтересным. По данным AMR Research, емкость рынка ERP-систем в 2009 г. уменьшилась на 6% и составила 61,31 млрд долл. Лидеры рынка – SAP и Oracle – хоть и не блистали результатами, но продолжали активно работать над новейшими продуктами. Главная тенденция последних лет в данной сфере – обогащение решений по управлению ресурсами средствами бизнес-аналитики. Так, BI-средства можно обнаружить и в новом продукте SAP Business Suite 7, выпущенном в начале 2009 г., и в долгострое Oracle Fusion Applications, который находится в стадии доработки, да и в ERP-системах Microsoft Dynamics упор все сильнее делается на такие возможности. Другая тенденция – переход на сервис-ориентированную архитектуру. Практически все крупные игроки рынка перевели или переводят свои решения на SOA. Об этом уже стали меньше говорить, но прогресс налицо. Наконец, в сегменте корпоративной автоматизации сегодня едва ли не самая яркая тенденция состоит в проникновении Enterprise 2.0 в бизнес-среду. Концепция совместного решения бизнес-задач без каких-либо жестких правил и требований все активнее берется на вооружение поставщиками ПО. SAP заключила соглашение с IBM, результатом которого стал выпуск ПО Alloy, интегрирующего Lotus Notes с Business Suite, а также экспериментирует с новыми разработками вроде Gravity и Social Network Analyzer. А Oracle в том же Fusion Applications реализовала возможность в рамках любого бизнес-процесса найти и связаться с ответственными за те или иные задачи. Ожидается, что за ними следом пойдут другие игроки рынка.