Enterprise 2.0 — концепция, выдвинутая еще в 2006 г. профессором Гарвардской школы бизнеса Эндрю МакАфи и подразумевающая применение внутри компаний социальных инструментов Веб 2.0 для улучшения коммуникаций между сотрудниками, с партнерами и клиентами, а в конечном итоге — для формирования единого информационного пространства, в котором крупицы знаний и новые идеи будут формироваться как бы исподволь, сами по себе. Все остальное — лишь следствия из этого главного ожидаемого результата.
Концепция достаточно простая и в теории вполне красивая. Некоторые технические моменты совсем очевидны, скажем, массовое обсуждение действительно гораздо удобнее проводить на онлайновом форуме, чем по электронной почте. Но, конечно, хотелось бы добиться большего, чем просто решения подобных конкретных задач. Сплоченный коллектив наверняка переиграет команду индивидуалистов, а социальные инструменты, казалось бы, должны всячески этому способствовать. Однако до сих пор о громких успехах в результате переноса опыта Веб 2.0 внутрь компаний не слышно.
Тем не менее, надежда умирает последней, и интерес к данной теме по-прежнему велик, несмотря на всю ее неоднозначность. В блоге КО она также вызывает бурные дебаты, так что наверняка нашим читателям будет интересно получить некий срез объективного состояния дел в этой сфере. Основой для данного материала послужило свежее исследование консалтинговой компании Chess Media Group под красноречивым названием State of Enterprise 2.0 Collaboration. Результаты не показались нам однозначными, но, как обычно, самое интересное читается между строк, тем не менее начнем с основных выводов:
Бизнес и ИТ все чаще занимаются внедрением социальных инструментов совместно. Хотя последние стали настолько просты и доступны, что бизнес-отделы иногда даже вообще не прибегают к помощи ИТ-служб.
Однако чаще всего внедрение происходит «с кондачка», в лучшем случае о какой-то стратегии задумываются лишь постфактум.
Менеджеры затрудняются посчитать ROI социальных инструментов, да и вообще сомневаются в экономическом эффекте. Так что это вовсе не проблема СНГ (более половины опрошенных из Северной Америки). Аналогично, в большинстве случаев нет и никаких KPI.
Однако многие соглашаются с тем, что в случае с Enterprise 2.0 более или менее прямая финансовая отдача вовсе не является обязательной. Не меньшую ценность может представлять создание экспертной среды, быстрый поиск нужных специалистов, привлечение коллективного разума к проблемам бизнеса.
Наибольший эффект дает сочетание структурированного и неструктурированного подходов, именно оно приводит к постепенному росту числа вовлеченных сотрудников. «Обязаловка» не работает.
Даже в этих тезисах, которые являются квинтэссенцией всего исследования просматриваются некоторые противоречия. Вообще, все подобные исследования на основе опросов вызывают закономерные сомнения, начиная с формирования выборки. Так и в данном случае. К примеру, более половины опрошенных относятся к управлению, ИТ-службам, маркетингу, а две самые представленные отрасли — технологическая и консалтинговая, 28 и 25% соответственно. Для сравнения, на долю идущего следом финансового сектора пришлось уже всего 9%, на образовательную сферу — 6%. Отчасти это напоминает исследование распространенности Интернета в самом Интернете. Значительная часть опрошенных наверняка активно применяет в своей практике (т.е. не в личных целях, а для работы) публичные социальные инструменты и уже в силу этого лояльно (хотя и в основном бездумно, как показывают результаты) относится к идее их внедрения внутри компании. Тем не менее давайте обратимся к подробностям, они любопытны даже со всеми возможными отговорками.
Чем можно измерить эффективность социальных инструментов в отсутствие, как уже говорилось, экономических метрик? Наверное, какими-то именно социальными показателями (из которых как раз и могли бы получиться KPI), к примеру, уровнем вовлеченности целевой аудитории внедренных систем. Здесь ситуация двоякая: с одной стороны, в 27% случаев доля активно сотрудничающих работников не превышает 10%, причем к этой же группе можно смело приплюсовать еще 10% опрошенных, затруднившихся дать ответ, — массовое они наверняка заметили бы. С другой — в 30% компаний охват превышает 50%. Причем наиболее активно используют социальные инструменты управление и отделы бизнеса, продаж, ИТ. Что, кстати, косвенно подтверждает высказанные выше сомнения.
Каков процент целевой аудитории активно вовлечен в сотрудничество? |
Кто больше других сопротивляется идеям Enterprise 2.0? |
Какие социальные инструменты уже используются в вашей компании? |
А вот у видео, которому вроде бы прочат большое будущее в корпоративной среде, единственное действительно популярное применение в рабочих целях — маркетинговые активности. Впрочем, можно еще поспорить, за каким пунктом скрываются видеоконференции, относятся ли они к общим коммуникациям либо к сотрудничеству внутри компании или с партнерами?
Популярность различных применений видео |