`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Функциональность против простоты: некоторые прогнозы развития рынка сотовой связи

0 
 

В рамках публикации архивных материалов, предлагаем вашему вниманию статью из №35 (254) «Компьютерного Обозрения» от 12 сентября 2000 г. Какие прогнозы давали 20 лет назад в отношении развития рынка мобильных телефонов, в досмартфонную эпоху, когда господствовал WAP, а Samsung относили к числу "поставщиков недорогих аппаратов".

Разговоры о всеобщей «мобилизации» продолжаются уже не один год. В принципе, в большинстве случаев они имеют под собой почву, ведь, например, в некоторых странах дело уже дошло до того, что уровень распространения мобильных телефонов сравнялся и даже превысил уровень распространения стационарных. При этом прогнозы экспертов по-прежнему должны вселять оптимизм в производителей и операторов сотовой связи: в ближайшие годы на рынке ожидается очень быстрый (более 50%) и, что самое главное, устойчивый рост.

 некоторые прогнозы развития рынка сотовой связи

Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что далеко не все так просто. Проблема заключается в том, что рынок мобильной связи к сегодняшнему дню уже достиг насыщения в плане привлечения новых пользователей. Согласно обнародованным недавно данным, с нынешнего года количество людей, впервые приобретающих сотовый телефон, начало уменьшаться. А раз так, то отныне рост возможен главным образом за счет тех, кто собирается сменить свой старый аппарат на новый. В прошлом году доля мобильных телефонов, приобретаемых с подобной целью, составляла 37% от общего объема продаж, а к 2007 г. эта цифра, по ряду прогнозов, вырастет до 77%. Еще одна достаточно наглядная иллюстрация: как считают специалисты аналитической фирмы Cahners InStat Group, в нынешнем году число абсолютно новых абонентов сетей сотовой связи составит порядка 20 млн., в то время как переключение с одного оператора на другого осуществят почти в полтора раза больше пользователей — 34 млн.

Некоторые аналитики проводят параллель между ситуацией, наблюдающейся на рынке мобильных телефонов, и ситуацией, сложившейся на рынке ПК в 90-е годы. В самом деле, людей, покупающих компьютер впервые, сегодня гораздо меньше, чем тех, кто решил сменить свою систему на более мощную, причем подобное утверждение начинает приобретать актуальность и для потребительского рынка, а о бизнес-секторе вообще и говорить не приходится. В числе мер, предпринятых компьютерными фирмами с целью недопущения кризиса, отмечаются, с одной стороны, снижение производственных расходов и уменьшение цен на ПК, что, естественно, повлекло за собой падение прибыльности, но позволило сохранить достаточно высокие темпы развития рынка, с другой — смещение поставщиков в высокодоходный сегмент рабочих станций и серверов.

Проводя сравнение, можно сказать, что в чем-то похожих (подчеркнем — весьма и весьма отдаленно) два пути открываются в настоящее время и перед компаниями, производящими мобильные телефоны.

Первый из них, кажущийся сейчас наиболее вероятным, — это продвижение на рынке устройств, обладающих расширенными функциональными возможностями, более того, являющихся уже не столько телефонами, сколько некими универсальными устройствами доступа.

Прежде всего здесь имеется в виду, конечно же, доступ к Internet — по большому счету, он служит основой всему остальному. Быстрому распространению соответствующей инфраструктуры способствует в том числе и ее относительная дешевизна: так, например, по результатам опроса, проведенного аналитической фирмой Forrester Research среди 25 европейских операторов мобильной связи, обслуживающих более 75% всех абонентов Старого Света, ежегодно на разработку и сопровождение систем на базе WAP провайдеры в среднем тратят 87 тыс. долл., что составляет всего порядка 6% их годового бюджета.

Здесь нельзя не отметить, что Европа вообще является лидером по внедрению беспроводных Internet-технологий — по прогнозам специалистов все той же Forrester Research, к 2004 г. каждый третий житель Европы будет использовать мобильный телефон для доступа к разнообразным Internetслужбам. Впрочем, и с точки зрения объема продаж мобильных телефонов в целом она опережает другие регионы. При этом на втором месте идет Азиатско-Тихоокеанский регион, на третьем — Соединенные Штаты.

Очень оптимистичны и прогнозы другой известной аналитической фирмы — IDC. Согласно отчету, результаты которого были обнародованы ею весной, к середине следующего года все продаваемые в мире сотовые телефоны и терминалы PCS (Personal Communications Services) будут оснащены функциями WAP. А к концу 2002 г. число пользователей, осуществляющих доступ к Internet с мобильного телефона, превысит число пользователей, использующих для данной цели ПК.

По мнению специалистов IDC, одним из основных толчков к столь массовому переходу на мобильный Internet должен стать рост популярности систем мобильной коммерции (m-commerce). Они предсказывают, что в 2004 г. количество клиентов подобных систем возрастет до 29 млн., а общий объем операций через них достигнет 21 млрд. долл. Правда, чтобы это стало реальностью, производителям еще придется решить несколько серьезных проблем, в первую очередь — проблему безопасности транзакций.

Однако все сказанное выше — пока, в основном, только лишь прогнозы. И хотя на волне сегодняшней эйфории они кажутся вполне реальными, суждено им сбыться или нет — еще не известно. Возможно, этот вопрос прозвучит неожиданно, но некоторые специалисты его уже ставят, и звучит он так: а насколько вообще востребованными окажутся новые службы?

Высказывается мнение, что, хотя определенная часть пользователей, главным образом в бизнес-сфере, действительно заинтересована, скажем так, в масштабном расширении возможностей мобильных телефонов, самым перспективным для производителей является все-таки начальный сегмент (именно это и есть тот самый «второй путь»), и наиболее высоким спросом будут пользоваться устройства с минимальным набором дополнительных функций (как правило, такие аппараты вообще раздаются операторами бесплатно, в рамках того или иного тарифного пакета).

Как одно из косвенных подтверждений подобной точки зрения можно рассматривать, в частности, стремительное проникновение на рынок ряда азиатских поставщиков недорогих аппаратов, таких, как Kyocera или Samsung Electronics (хотя эти и другие фирмы одновременно известны и своими устройствами высокого уровня). У последней, например, увеличение объема продаж мобильных телефонов за прошедший год составило, по данным аналитической фирмы Dataquest, более 270%, и по итогам года она стала «первой среди остальных», заняв на рынке четвертое место после Nokia, Motorola и Ericsson.

Одним словом, в мобильном телефоне многие люди попрежнему видят прежде всего средство голосовой связи, а уж потом все остальное (конечно, к сегодняшнему дню технология достигла такого уровня, что казавшиеся когда-то сверхпередовыми функции перешли в разряд стандартных, однако ведь и реализовывать их можно по-разному — скажем, для доступа к Internet вполне достаточно простенького текстового броузера). Кроме того, немало специалистов указывают, что большинство тех пользователей, которым всетаки действительно необходим мобильный доступ к Internet, предпочитают для данной цели использовать не телефон, а персональный электронный секретарь.

А впрочем... Как сказал один эксперт, по большому счету неважно, хотят люди иметь на своих сотовых телефонах дополнительные функции, такие, как беспроводный доступ к Web, или нет,— все равно они никуда от этого не денутся. Грубовато? Может быть. Но давайте посмотрим правде в глаза и признаем, что это — один из тех прогнозов, которые сегодня кажутся наиболее вероятными.


Все про современные облачные технологии!
Онлайн-конференция Google Cloud Next 20’ OnAir — старт 29 сентября!

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT