"Фотостопки"

4 июль, 2008 - 13:27Павел Молодчик

Превращение Homo Habilis в Homo Sapiens ("искусного" в "разумного") - в некотором смысле регресс и "горе от ума": добывание огня, определение времени, рисование картин, выполнение арифметических расчетов, а теперь и делание фотографий - все эти благородные умения перестали требовать искусности, и, соответственно, утратили ценность.

Один мой знакомый в прошлом году приехал погостить в Берлин на неделю. Он впервые выбрался в дальнее зарубежье. Его интерес к фотографии много глубже среднего. И цифровой фотоаппарат у него есть вполне достойный. "Зеркалка". Но он ее с собой не взял: зачем, если все местные достопримечательности круглосуточно доступны на flickr.com в отличном качестве?

Другой знекомый - коллекционер забавных пиктограмм с изображением людей. Вернее, он был им, пока не обнаружил (с моей неуместной помощью) сообщество коллег по хобби. На данный момент это сообщество располагает 15,376 фотографиями и 9,164 членами. Такие числа могут заставить опустить руки любого энтузиаста!

Сам я иногда ловлю себя на парадоксальном нежелании "увековечивать" действительно значимые для меня моменты: как-то неловко обесценивать их рефлекторной вознёй с "цифромыльницей"...

А вы ощущали нечто подобное?

Впрочем, "копеешные" цифровые фото утратили самоценность пока что не до нуля: сейчас они превращаются в сырьё для дальнейшей переработки в:

1. Слайдшоу

Думаю, не стоит спешить с их отправкой на свалку истории, где пылятся советские диафильмы (прошу прощения у создателей сайта www.diafilms.com и других фанатов советских диафильмов). Один из актуальных порталов для создания слайдшоу в режиме онлайн - slide.com - детище сооснователя системы PayPal Макса Левчина (Max Levchin), не нуждающейся в представлении... Впрочем, слайдшоу оказались на первом месте не столько из-за моего уважения к предпринимательским талантам г-на Левчина (и даже не из-за почтенности возраста слайдшоу как идеи). Тут дело в недавно посмотренном мною классическом фильме "Потерянный горизонт" (1937 г.), утраченные части которого реставраторам пришлось заменить на слайдшоу, составленные из статичных кадров. Поразительная "бесшовность", с которой грамотно смонтированное слайдшоу вписывается в традиционный видеоряд, свидетельствует, что эта технология еще отнюдь не сказала своего последнего слова. Кстати о словах: вы еще не сталкивались с неологизмами "аниматика" и "фотоматика"? Это - разновидности слайдшоу, активно внедряемые в настоящее время в кино- и рекламной индустрии в качестве альтернативы или дополнения традиционным "раскадровкам".

2. Панорамы

Програмы для их создания все более поражают воображение своей смышленостью. Скоро от пользователя не потребуется вовсе никаких действий: подходящие фото будут выбираться из результатов фотосессии и "сшиваться" полностью автоматически на этапе загрузки данных их фотоаппарата в компьютер. Можно пофантазировать еще и о таком предельно "попсовом" варианте интерфейса: утопив специальную большую кнопку, немного поводите фотоаппаратом из стороны в сторону, и панорама готова! Возможности систем стабилизации изображения и общее быстродействие современных камер наверняка могут избавить пользователя от необходимости многократно давить на кнопку спуска затвора, задумываться о выравнивании горизонта и т.д.

В этом же разделе упомянем своеобразный гибрид слайдшоу и сферических панорам, с лета прошлого года встроенный в картографическую систему Google Maps. С его помощью обладатели быстрого интернета могут совершать виртуальные прогулки по множеству американских городов. Интерактивность и отсутствие всякого открыточного приукрашивания позволяют ощуитть исключительно сильный "эффект присутствия" . Всем кто не пробовал - настоятельно рекомендую (особенно игроманам, которые будут приятно удивлены интерфейсом, основанным на знакомой клавиатурной раскладке "WSAD"). В скором будущем проект Street View обещает выйти за пределы США (если верить википедии, автомобили с логотипом Google на борту и фотокамерами на крыше уже замечены в на улицах городов Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Италии и Швейцарии)

3. HDR-изображения

...являющиеся с эстетической точки зрения фотографическим аналогом стиля "палех", предполагающего заполнение каждого квадратного милиметра площади изображения наибольшим возможным количеством деталей. В соответствии с принципом "кашу маслом не испортишь". Взгляните на творения участников сообщества www.flickr.com/groups/hdr. Мне нравится. Вам - нет? Значит, придется смириться, ибо сопротивление бесполезно: после введения HDR-инструментов в стандартный инструментарий Adobe CS2, аббревиатура HDR окончательно вышла за рамки лексикона специалистов по 3D-графике и укоренилась в качестве обозначения одного из магистральных направлений в фотоэстетике. Отныне и впредь известно, что фотографии бывают: черно-белые, цветные, и HDR. У меня есть подозрения, что в скором будущем эту технологию придется осваивать профессиональным свадебным фотографам: HDR-фотографии выглядят "богато" и не вызывают у клиентов вопросов вроде "за что деньги плочены?!"

4. 3D-модели

Среди всех фотограмметрических проектов, пожалуй, наибольшую известность снискало детище Microsoft и Вашингтонского университета (www.labs.live.com/photosynth). Ему давно уже пророчат светлое будущее - особенно в связи с перспективами массового оснащения фотокамер GPS-модулями, компасами и акселерометрами (а оно, думается, не за горами, ибо возможности для конкуренции в области "мегапиксельности и ультразумности" не бесконечны). Если вы не знаете о чем речь - введите ключевое слово Photosynth в строку поиска на youtube.com.

5. Фотостопки

Поскольку подходящего термина пока что не придумано, этим не очень внятным словом мне придется пользоваться для обозначения изображений, получаемых с помощью особой техники, именуемой "photo stacking". Принцип ее прост и давно востребован в профессиональной и любительской астрономической фотографии: попиксельное усреднение нескольких десятков (а лучше - сотен) последовательно снятых фотографий - очень эффективный способ восстановления информации, погребенной под лавиной шумов.

Собственно, на написание данной дневниковой записи меня вдохновило посещение выставки Михаэля Рютца (Michael Ruetz), - универсального гения, снискавшего широкую известность в не столь широких кругах на поприще репортажной, художественной и экспериментальной фотографии. Увы, упомянутые круги настолько узки, что в интернете подходящих иллюстраций мне найти не удалось; фотографировать же на выставке мне запретили, так что придется вам поверить мне на слово. На экспериментальных фотографиях Рютца из серии "Космос" изображены урбанистические и буколические пейзажи, снятые с экстремально длинными (многочасовыми) выдержками. Солнце и луна на них трансформированы в апокалиптические сияющие дуги; люди отсутствуют, как если бы их пожрали лангольеры Стивена Кинга; тени приобретают невиданный в природе характер, сочетающий рассеянность с контрастностью; автомобильный поток превращается в едва заметное марево над дорогой...

Таково восприятие существа, живущего в ином темпе; впервые оно описано, кажется, Уэллсом в "Машине времени": "Я видел, как деревья вырастали и изменяли форму подобно клубам дыма: то желтея, то зеленея, они росли, увеличивались и исчезали. Я видел, как огромные великолепные здания появлялись и таяли, словно сновидения. Вся поверхность земли изменялась на моих глазах. Маленькие стрелки на циферблатах, показывавшие скорость Машины,  вертелись все быстрей и быстрей. Скоро я заметил, что полоса, в которую превратилось солнце, колеблется то к северу, то к югу - от летнего солнцестояния к зимнему, - показывая, что я пролетал более года в минуту, и каждую минуту снег покрывал землю и сменялся яркой весенней зеленью."

С другой стороны, несмотря на свою медитативно-мистическую потустороннесть, эти фотографии привлекают зрителя соответствием его внутреннему видению мира: ведь разве думая о пейзаже за окном, мы привязываем его вид к определенному времени суток? Нет. Выходит, что перед нашим внутренним взором любой привычный образ предстает примерно в том же обобщенном и усредненном виде, что и перед объективом Рютцевской камеры.

Рютцу, пользовавшемуся аналоговой техникой, пришлось прибегать к экзотическим сверхплотным светофильтрам и массе прочих ухищрений, доступных лишь профессионалам высочайшего уровня. А в нашу цифровую эру нам может не понадобиться даже штатива: его заменит опция  "Попытаться Автоматически Выравнять Исходные Изображения" ("Attempt to Automatically Align Source Images"), предлагаемая скриптом "Load Files into Stack", появившимся в Photoshop CS3.

Подробности - в туториале www.aecbytes.com/tipsandtricks/2008/issue27-photoshop.html.

Отметим, впрочем, что штатив в подобных экспериментах весьма желателен (ведь съемка в рук чревата не только сдвигами и поворотами, но и неустранимыми параллаксными искажениями). Желательно также наличие функции серийной автоматической съемки с программируемым интервалом, позволяющей легко получить несколько сотен или тысяч кадров в течение длительного промежутка времени. Благо эта функция встроена во все современные полупрофессиональные "мыльницы". Желательно, наконец, использование вместо Photoshop какой-то другой программы для составления фотостопок, ибо оперирование файлом в сто слоев для решения банальной задачи попиксельного усреднения - неоправданная растрата ресурсов (а уж на тысячеслойное изображение никаких ресурсов вам не хватит гарантировано). Думаю, что появление таких программ не заставит себя ждать.

Ожидается ли появление пунктов 6, 7 и так далее? Это, конечно, самый важный вопрос, от ответа на который зависит эволюция отношения людей к цифровым снимкам, и, соответственно, судьба фотоискусства как такового.