Facebook мстит Google за Microsoft?

18 ноябрь, 2010 - 15:37Владимир Исаев

Давайте прямо с первых строк вернёмся на несколько лет назад и вспомним, как Google жесткой рукой начал переводить народ с оффлайновых приложений на онлайновые.

У всех на виду он щекотал Microsoft, что называется, за голый нерв своими Gmail, Google Apps, виртуозно монетизируя все это с помощью рекламы. Появившиеся позже браузер Chrome, куда более удачный, чем IE, а также прототип Chrome OS вообще, казалось бы, убедили даже самых ярых скептиков в том, что Google в будущем займёт место Microsoft… Хотел сказать «на поприще ПО», но это все же нечто большее… Скажу «на поприще того, что видит пользователь в экране только что включённого ноутбука».

Не успели в Google вволю понаслаждаться почётным статусом, как выяснилось, что и сам, казалось бы, незыблемый гигант оказывается под ударом сравнительного новичка – такого же, каким он был не далее как 7-8 лет назад. Речь, конечно, о Facebook. Компания Цукерберга и раньше, в общем-то, не особо скрывала претензии на место Google в наших сердцах (чего стоит хотя бы собственная рекламная платформа) и вообще в интернет-индустрии. Но в последние пару недель противостояние стало вполне открытым и публичным.

Прежде всего, Facebook начал переманивать у Google сотрудников, обещая более высокие зарплаты и, думаю, опционы (очень «вкусная» приманка, учитывая планы Facebook на IPO и то, что эта компания уже в тройке интернетчиков-лидеров Кремниевой Долины по капитализации). Это вынудило Google даже срочно повысить своим сотрудникам зарплату на 10%.

На днях Марк Цукерберг представил новые сервисы Facebook, среди которых – почта, один из тех инструментов, которым Google в свое время завоевала сердца миллионов. Выглядит многообещающе, хотя журналисты стали наперебой делать выводы о том, что Facebook Message не заменит электронную почту. С точностью до наоборот, совсем недавно представляя теперь уже почивший сервис Waves, о будущем e-mail высказывалась сама Google.

Еще один камень – анонсированный недавно браузер RockMelt, предполагающий глубокую интеграцию с Facebook. Проект, кстати, начал Марк Андриессен – тот самый отец-основатель Netscape. Еще год назад я писал, что RockMelt делается либо по прямому заказу FB, либо с прицелом на очень быструю продажу Цукербергу. От своего мнения не отказываюсь и сейчас. Хотя надо еще посмотреть что из этого «таящего камня» получится.

Наконец, в прошлом посте я давал ссылку на очень толковую статью про то, что Facebook в скором времени вполне может занять место Google и на рынке поиска. Вкратце суть статьи: кнопка “Like” у Facebook дает потрясающий результат – именно пользователи (а не поисковые роботы) могут помочь формировать максимально релевантные ответы на поисковые запросы. Концепт конечно, но вполне работоспособный в будущем, если его правильно развить.

Что делает Google? Пока тактически сливает. Социальной сети у Google нет и, видимо, не будет. Buzz, конечно, хорошая штука, но на замену социальных функций FB не тянет. Да и в целом все гугловские сервисы в некотором роде выглядят немного разрозненными, менее интегрированными друг с другом. Тем не менее, позиции Google пока незыблемы в сфере видеохостинга и онлайн-приложений. Хотя и здесь конкуренты есть.

Не исключаю, что Google готовит какой-то мощный и решительный ответ. Вопрос только в сроках. Google теперь уже не «торт» – такой же гигант, как и Microsoft со всеми вытекающими: неповоротливостью, бюрократией, обязательствами перед акционерами и пр. Facebook же все еще, по сути, стартап, пока не связанный условностями фондовой биржи по рукам и ногам, а потому и более мобильный в плане принятия решений.

Кто знает, возможно уже совсем скоро англофилы канонизируют глагол “to facebook”, как это было с “to google”? Ну а нам придётся не только «гуглить», но и «фейсбучить».