Ethereal Technologies: "оптический" подход к трехмерным дисплеям

19 февраль, 2003 - 00:00Алексей Гвозденко
Трехмерные дисплеи представляют собой направление, разработки в котором ведутся уже очень давно. Часть из предлагаемых решений является, если можно так выразиться, ожидаемой, а часть нет. Технология, созданная фирмой Ethereal Technologies, относится скорее ко второй категории.
Как известно, большинство технологий трехмерных дисплеев, которые уже даже можно назвать традиционными, предполагают использование в той или иной форме, так сказать, метода перекрывающихся изображений, когда на каждый глаз пользователя поочередно выводятся двухмерные картинки. Это реализуется с помощью специального монитора и очков, носимого дисплея и т. д. Помнится даже, в свое время в продаже имелись видеокарты, поочередно выводящие составляющие изображения на экран, однако они явно не прижились по причине, которую вполне можно считать одним из главных недостатков описанного подхода: необходимость в очень высокой частоте вертикальной развертки -- без нее картинка будет мерцающей и некачественной.

Ethereal Technologies "оптический" подход к трехмерным дисплеям Разработчики фирмы Ethereal Technologies, основанной в 1999 г. специалистом в области оптики Робертом Эндрюсом (Robert Andrews), двумя годами ранее ушедшего из исследовательского центра компании Ford Motor, решили пойти другим путем. Как несложно догадаться, главная ставка была сделана ими не на электронику, а на оптику.

Чуть менее трех лет назад Ethereal представила станцию VIS4D, ключевым элементом которой является 1,2-метровое вогнутое зеркало с переменным фокальным расстоянием. С его помощью из нескольких световых пучков, подаваемых со специальной оптической системы, управляемой посредством компьютера, и формируется истинное трехмерное изображение. Следует подчеркнуть: речь идет не о голографическом эффекте, что особенно важно, поскольку в этом случае получение динамических изображений -- задача значительно более простая. Кроме того, как утверждают в Ethereal, с точки зрения качества, в первую очередь резкости, их технология даже превосходит голографию (причем, что интересно, работая в Ford, Эндрюс со своими коллегами как раз занимался средствами визуализации на основе последней).

По словам сторонних специалистов, сама базовая идея, задействованная Ethereal, в общем-то, не нова, однако заслуга фирмы состоит в том, что она первой взялась за ее коммерческую реализацию в компьютерном сегменте.

VIS4D ориентирована на использование прежде всего в системах автоматизированного проектирования и трехмерного моделирования. Ею поддерживаются большинство основных графических форматов, включая, к примеру, 3D Studio, Alias Triangle, LightWave, SoftImage, WaveFront и др. Помимо этого, еще одной сферой широкого применения разработки Ethereal являются так называемые системы виртуального присутствия, когда сцена "захватывается" с помощью нескольких Web-камер, полученная визуальная информация передается по высокоскоростным соединениям (скажем, в тренировочном центре Института военной медицины ВМС США в Норфолке для этих целей служит сеть Internet2), и воспроизводится станцией VIS4D на удаленном узле.

Несколько экземпляров VIS4D уже установлены в различных американских компаниях и организациях. Так, в Национальном центре производственных наук с помощью данной станции визуализируются изображения, полученные с электронных микроскопов, военные изучают возможность ее использования в системах ночного наблюдения, а специалистам DaimlerChrysler она помогает при проектировании новых автомобилей.

Однако, заметите вы, подобный рынок никак нельзя назвать массовым, да и стоимость VIS4D отнюдь не маленькая -- порядка 50 тыс. долл. Чем же технология Ethereal может быть интересна для рядового пользователя?

Дело в том, что не так давно приоритеты фирмы заметно поменялись. Вот что говорит по этому поводу Роберт Эндрюс.

"В один прекрасный день мой младший сын, которому 14 лет, пришел ко мне в офис и сказал: "Забудь обо всей этой научной ерунде. Думай о видеоиграх -- и заработаешь миллионы". -- Мы решили: "А почему бы и нет?" -- и создали настольную версию, которую называем 3D-монитором. Он устанавливается на столе на расстоянии немногим более полуметра от вас".

В самом деле, игровая индустрия -- очень лакомый кусочек, тем более что такого сегмента, как трехмерные дисплеи, в нем, в общем-то, пока и не существует. Ну а стоимость готовых продуктов, по заявлениям представителей Ethereal, первоначально составит от $2000 до $3000.