"Естественный отбор существует и в выставочном бизнесе"
11 июнь, 2002 - 23:00КО
Последнее время яркие запоминающиеся события на украинском компьютерном рынке
-- большая редкость. Претендовать на звание "Событие года" пока не может,
к сожалению, ни одна из отечественных IT-выставок. Любые дискуссии по этому поводу
сводятся к тому, что сегодня в данном сегменте продолжается кризис, начавшийся
еще в 1998 г. Вот почему выход в 2000 г. на местный компьютерный рынок международной
выставочной компании -- International Trade & Exhibitions (ITE) Group -- сам
по себе уже был интереснен. В Украине она работает через свою дочернюю фирму "Премьер
Экспо" и проводит два IT-мероприятия: Computer Expo и "Корпоративные
и банковские системы" (CBSE). О них, о планах ITE и состоянии дел в области
IT-выставок наш сегодняшний разговор с Александром Перовым, директором "Премьер
Экспо".
Ваша компания давно работает на рынках стран СНГ?
ITE Group создавалась, в основном, для того, чтобы проводить выставки на территории стран бывшего Советского Союза, но со временем расширила область деятельности на Восточную Европу, Египет, Турцию и страны Юго-Восточной Азии. Однако ITE -- новичок на рынке IT. Ежегодно мы организуем свыше 250 выставочных мероприятий, но так сложилось, что до 2000 г. в сфере IT у нас была только одна выставка, телекоммуникационная -- Kitel (Казахстан). Сегодня это уже авторитетное, представительное и известное в регионе мероприятие, привлекающее много международных фирм.
Интерес ITE Group к проведению IT-выставок в странах СНГ возник после того, как в 2000 г. была приобретена компания Comtek, а вместе с ней и права на одноименную московскую выставку. Поэтому, когда два года назад у нас появилась возможность получить права на Computer Expo, мы без колебаний воспользовались этим.
Чем был обусловлен ваш интерес к украинскому рынку?
|
Мы не организуем ярмарки и стараемся
привлекать на свои мероприятия бизнесменов и корпоративных заказчиков
|
Во-первых, когда в арсенале организатора есть две-три выставки
одной направленности, легче привлекать к участию в них зарубежных партнеров. С
этой точки зрения Сomtek и Computer Expo должны помогать друг другу, что уже и
происходит. Однако налаживание горизонтальных связей достаточно трудоемкий процесс,
для которого нужно время. Что еще способствовало нашему выходу на украинский рынок?
В 1998 г. после кризиса часть офисов зарубежных IT-компаний свернули свою работу
здесь, и целый ряд фирм до сих пор представляют свои интересы через штаб-квартиры
в Москве. Упустить эту возможность было бы неразумно, и теперь мы можем использовать
для продвижения Computer Expo, в том числе, ресурс нашего московского офиса.
Кстати, как сейчас себя чувствует Сomtek?
Достаточно уверенно и стабильно. Я не говорю о том, что есть взрывной рост, но, по крайней мере, нет спада, наблюдается положительная динамика, хорошие продажи из международных офисов. А если вендоры едут сами поддерживать своих дистрибьюторов, то это уже замечательно. Сегодня у нас есть информация по многим компаниям, которая свидетельствует об улучшении ситуации на IT-рынке. Это видно по тому, как в нынешнем году они бронируют площади, обсуждают метраж экспозиций и цены. Причем это справедливо и по отношению к Украине.
А у Вас не было мысли сменить название Computer Expo, ведь Сomtek тоже проводилась в Киеве?
Менять название не имело смысла. Мы проанализировали историю выхода Сomtek на украинский рынок и поняли, что еще свежи в памяти противостояния и конфликтные ситуации. К тому же, Computer Expo -- название звучное. Поэтому решили оставить его без изменений, а сосредоточиться на том, чтобы в партнерстве с немецким, английским и московским офисами ITE вывести выставку на лидирующие позиции.
Но Вы тогда понимали, что Computer Expo переживает не самые лучшие времена?
Безусловно. И даже несмотря на то, что по правилам компании каждый офис ITE должен окупать себя сам. Но на тот момент, когда мы начинали свою деятельность в сегменте IT, у "Премьер Экспо", ко всему прочему, вообще не было "осенних" проектов. Другими словами, мы руководствовались аспектами и стратегического, и тактического характера.
Права выкуплены полностью, т. е. "Экспобюро" к этой торговой марке
теперь никакого отношения не имеет?
Не совсем так. С "Экспобюро" мы продолжаем работу по целому ряду направлений, по-прежнему являемся партнерами. Computer Expo -- это совместный проект, в котором права и обязанности каждой стороны четко оговорены. Но права на торговую марку и управление выставкой все-таки принадлежат ITE.
Вы не планируете проводить Computer Expo дважды в год, как это было раньше? Или запускать еще один проект, например телекоммуникационную выставку?
Не думаю, что это оправдано. Сейчас в Украине есть две широкопрофильные IT-выставки: одна проходит в начале года, наша -- в конце. Для рынка этого достаточно. Что касается других проектов -- пока мы не планируем вступать в конкуренцию с организаторами известных мероприятий в сфере телекоммуникаций.
Как вы оцениваете результаты Computer Expo 2001?
Положительно, несмотря на некоторые проблемы, возникшие вследствие стечения разных обстоятельств.
В прошлом году мы ограничили доступ на выставку "пионеров" -- не продавали билетов первые два дня. По отзывам целого ряда компаний, определенный результат был достигнут -- участники более продуктивно работали в это время. Налицо также рост и улучшение состава посетителей. Кроме того, как и на всех других выставках ITE, на Computer Expo 2001 мы ввели добровольную компьютерную регистрацию, и результат превзошел все наши ожидания: доля зарегистрировавшихся оказалась более 50%, при том что на других наших выставках данный показатель находится в пределах 25--35%. Это хороший факт, потому что информация о посетителях пригодится нам в будущем.
Однако, как мы ни старались, выставка получилась небольшая и разноплановая -- корпоративная экспозиция смешалась с массовой. Свою роль в этом сыграла и ситуация на международном IT-рынке: целый ряд компаний в связи с терактами в Америке за две недели до ее открытия отказались от участия, объясняя это, например, сворачиванием финансирования со стороны вендоров.
Каково позиционирование обеих ваших IT-выставок?
Основной целью всех IT-выставок является выход на крупного клиента. Поэтому мы не организуем ярмарки и стараемся привлекать на свои мероприятия в качестве основной аудитории бизнесменов и корпоративных заказчиков. Это относится и к выставке "Корпоративные и банковские системы" (CBSE), которая вообще не предназначена для широкой аудитории, и к Computer Expo.
Но в мире есть немало примеров успешных проектов, нацеленных на конечного
потребителя? Неужели этот сегмент не интересен ITE?
Безусловно, интересен. Причем далеко и ходить не надо. В этом году в Москве уже в 12-й раз успешно прошла выставка Consumer Electronics Moscow. Ее видоизмененное название -- Consumer Electronics Manufacturing Kyiv (CEM Kyiv) -- мы хотим использовать в Украине. В Москве этот проект выжил, быть может, во многом благодаря тому, что его вовремя продали ITE и мы сумели перефокусировать выставку на реселлеров. Сегодня более половины посетителей CEM -- это продавцы, торговые компании.
На Computer Expo 2002 мы попробуем частично реализовать подходы CEM. Арена Дворца спорта будет отдана под корпоративную экспозицию, шоу здесь мы постараемся ограничить, а все шумные акции вынести в фойе. Участники, ориентированные на массового посетителя, расположатся на первом этаже, доступ на который будет открыт за небольшую плату любому желающему в течение всего времени работы выставки.
Под CEM Kyiv мы собираемся отдать галерею второго этажа и предложить развернуть там свои экспозиции компаниям именно этого направления: предлагающим цифровую фото- и видеотехнику, мультимедиа, игровые приставки, домашние кинотеатры, аппаратуру Hi-Fi, средства связи и т. д. Думаю, нам удастся отделить эту часть выставки от традиционной Computer Expo даже визуально -- флагами, баннерами, цветовой гаммой. Однако Дворец спорта, к сожалению, не позволяет разграничить экспозиции четко, поэтому определенные проблемы наверняка будут.
Отсутствие подходящих выставочных помещений в Киеве -- большая проблема
для вас?
Мы решаем эту проблему. Сегодня полным ходом идет строительство специализированного выставочного центра на Левом берегу, состоящего из двух павильонов, многофункционального комплекса, включающего в себя офисы, отели, рестораны и т. п. К концу года будет введен в строй первый павильон общей выставочной площадью более 10 тыс. кв. м. По планам Computer Expo 2003 и CBSE 2003 пройдут уже там, и мы постепенно готовим участников и посетителей к этому.
ITE -- один из инвесторов данного проекта?
Совершенно верно. Причем ITE вложила в него 1,5 млн. долл., что для компании с годовым оборотом в 74 млн. -- цифра немалая. Я думаю, это веское подтверждение наших намерений развивать бизнес в Украине. И даже если любой проект в нынешнем году по каким-либо причинам пройдет с нулевым балансом, у нас хватит терпения и ресурсов все равно не сворачивать его, а продолжать делать дальше.
Изменится ли стоимость участия в ваших мероприятиях с открытием нового павильона?
Для этого сначала должна пройти выставка 2002 г. Новая площадка, естественно, потребует больших вложений в рекламную кампанию, потому что ее нужно "раскручивать". Но пока стоимость участия в Computer Expo остается на прежнем уровне: 165 и 195 долл./кв. м необорудованной и оборудованной площади соответственно. Тем не менее цены поднимать нужно, потому что на сегодняшний день рентабельность мероприятия не позволяет делать целый ряд интересных, качественно новых вещей.
Будете ли вы что-то менять в CBSE? Как Вы оцениваете ее позиции?
Мы намерены серьезно работать над тем, чтобы укреплять корпоративное направление. Один из подобных проектов приходится на осень -- это выставка "Управление предприятием", но пока я не вижу особых проблем в том, что ITE организует мероприятие схожей направленности весной. В 2002 г., например, проводилась обширная семинарская программа, и многие компании просто не смогли получить даже часа для своих семинаров, поскольку все время CBSE было полностью продано, хотя лекции шли одновременно в двух залах.
А Вы не боитесь, что многие фирмы уклоняются от прямого участия в выставках,
ограничиваясь проведением семинаров? Нам кажется, на CBSE 2002 такая тенденция
просматривалась достаточно четко.
Действительно, состав участников сократился примерно на 20%, что было обусловлено рядом причин, в том числе и финансовыми проблемами компаний. Кроме того, часть фирм прошла реструктуризацию, претерпела слияние с другими. Из-за этого мы потеряли некоторое количество метров и участников. И все же, я думаю, CBSE сегодня весьма популярна среди специалистов очень высокого уровня, и мы не опасаемся за ее судьбу: всегда найдутся фирмы, которым есть что показать посетителям, а не только рассказать.
Сейчас многие говорят о том, что корпоративный рынок в Украине давно поделен,
и участие в выставках здесь малоэффективно...
Это, скорее, касается банковского и телекоммуникационного секторов, но не корпоративного. В области связи это обусловлено наличием жесткого инструмента влияния -- лицензирования, в банковском -- своими факторами. Если до 1998 г. число банков стремительно росло и выставка была на пике популярности, то сегодня ситуация обратная -- их количество год от года становится меньше, и это нормальный процесс.
Компьютерный рынок в этом плане более открыт и, если хотите, либерален. И именно потому на сегодняшний день выставка называется "Корпоративные и банковские системы".
Можно ли сейчас заглянуть на пару лет вперед и сказать, каким будет выставочный бизнес в Украине?
Мы сервис-ориентированная компания и выстраиваем нашу деятельность исключительно в соответствии с запросами и задачами клиентов.
На самом деле выставки существуют еще со времен Древнего Египта, и говорить на сегодняшний день о том, что их время прошло, нельзя. Они останутся актуальными еще долго -- это очень серьезный маркетинговый инструмент, который при хорошей организации дает нужный эффект.
Вопрос в том, сколько выставок может принять рынок. Сегодня компании должны выбирать среди пяти мероприятий, но через год-два, я думаю, выбор у них будет меньше. И, может быть, даже не потому, что сократится количество организаторов -- станет меньше выставок одинаковой направленности. Это объективная реальность, потому что естественный отбор существует и в нашем бизнесе.