Есть над чем подумать

31 октябрь, 2011 - 14:35Андрей Зубинский

В принципе, всегда есть над чем подумать. Было бы чем :) Но тут, тятя, наши сети притащили очередного... И очень интересного во всех смыслах.

Итак, есть такая организация со сложным названием и простой аббревиатурой - PEJ (Pew Research Center's Project for Excellence in Journalism). Совместно с The Economist Group исследователи PEJ провели изучение американской аудитории пользователей таблетов. Предметом изучения было отношение аудитории к новостям. Но исследование ценно и косвенными, латентными результатами.

Итак, вкратце. За 18 месяцев, прошедших с момента достижения таблетами товарного уровня, их владельцами стали примерно 11% взрослых американцев. Внушительная цифра.

77% этой аудитории пользователей, по оценкам специалистов PEJ, используют таблеты каждый день. При этом суммарное время ежедневной работы с таблетом в среднем составляет 90 минут. Тоже немало, я бы сказал.

А вот в деталях становится интереснее. 54% пользователей ежедневно прибегают к таблету для чтения-отправки электронной почты. 53% - читают новости, причём не на уровне заголовков, а и большие статьи, в том числе и аналитические (42%). У прочих видов активности охват аудитории существенно меньше. Так, в социальных  сетях с таблетов "обитается" 39% пользователей, играми балуются 30%, книги читают всего 17%, ну и видео смотрят (включая фильмы) и того меньше - 13%. 71% потребителей информации с помощью медиатерминалов в таблетном исполнении предпочитают новости читать или, по возможности, слушать. Но не смотреть в видеоформате.

Теперь о самой аудитории. 51% её - выпускники колледжей (которые составляют 28% всего взрослого американского населения). 62% - имеют постоянное трудоустройство. 53% характеризуются годовым доходом семьи > $75K. Что характерно - шаблонно-избитая "молодёжь-двигатель-прогресса" в пользователях таблетов представлена очень скромно - её всего 22%, 78% всех пользователей - люди старше 30 лет, (46% приходится на возрастную категорию от 30 до 49 лет, 32% - старше 50 лет).

Очень интересные данные на самом деле.

Во-первых, в том очевидном факте, что ничего нового с помощью таблетов пользователи не делают. Популярность e-mail и чтения новостей подтверждаются преобладающей возрастной категорией пользователей.

Во-вторых, внезапно выясняется, что таблеты - это как бы уютный путеводитель "мимо революций" для тех, кто пропустил технологические революции :) 78% пользователей старше 30 лет, 32% - старше 50 лет. Это без сомнения люди, не ушибленные всей непростой предысторией пользовательских интерфейсов и всяческих бесконечно появляющихся утилит, выполняющих роль примочек, костылей и прочих повышателей удобств для увечных :) Хотя компьютеры у всех пользователей есть, и таблеты делят время своих владельцев с компьютерами чуть ли не поровну. Почему не ушибленные? Потому что ушибленные уже не так падки на новые игрушки. Они выжидают стабильности технологии. Стреляные воробьи уже :) Да и кони немолодые. А немолодой конь - он борозды не портит, хихи.

Очень забавно. Реклама подаёт нам пользователей таблетов под видом юных продвинутых хипстеров, чуть ли не сдвигающих земную ось, хихи, а на деле получаются почтенные члены семей с приличным годовым доходом, уныло листающие деловую почту и по старой газетной привычке читающие финансовые статьи :) И да, они терпеть не могут смотреть видео там, где видео не нужно (71%, предпочитающий читать или на худой конец слушать новости - показатель). И в подавляющем большинстве относятся к таблету не как к персональному вычислителю, а как к публичному терминалу, разве что публичность ограничивается на семью.

Совершенно забавна и реакция аудитории на вопросы, начинающиеся со "стало ли лучше с таблетами". Больше половины считает, что изучать новое что с таблетами, что без них - без разницы. Новости читать тоже что таблетом, что по-другому - без разницы. И так считают 60% аудитории. И, наконец, проведенное за чтением новостей время считают таким же при использовании таблетов, что и без них, 65% пользователей.

Ишь ты.

Как интересно :)

Я даже знаю уже кто набежит в комментарии и наставит минусов, хихи-с.

Но из песни-то слов не выкинешь.

Что таблетная аудитория не хочет платить за новости и чем это чревато для журналистики (собственно предмет исследования) - это как раз совершенно очевидно и обсуждать его неимоверно скучно.

Мне интересен сухой остаток после "выпаривания" исследователями маркетингового варева "АААА!!! РРРЕВОЛЮЦИЯ!!! СВЕРШИЛАСЬ!!!".

Скажите сами себе, пожалуйста, где же ж та "ррреволюция"?

Какие признаки о ней говорят?

Решаемые задачи - те же.

Восторженных откликов - меньшинство. Сдержанных - побольше. Безразличных - максимальное количество. Причём желание подавляющего большинства пользователей таблетов разделять таблет между членами семьи - это ведь по-другому звучит примерно так: "мы уже купили один, и больше не хотим".

Интересно как.

Равно и интересно, что совсем немногие читают с таблетов книги. И журналы. Это ещё почему? Экраны прекрасные ведь (81% американских пользователей таблетов - потребители продукции Apple, а уж к качеству экрана iPad придраться может только совсем упёртый эпплофоб). Быстродействие на высоте. Читалки на все вкусы. А не читают. Мне так кажется, что ответ кроется в том самом безразличии - в тех 60+ процентах, которые не видят никаких улучшений. Потому что электронные книги в нынешнем их состоянии ничего нового и "электронного" по сути не привносят.

Кстати, об электронных книгах. Когда-то давно я высказал скандальное и резкое об их состоянии. В ту запись организованно "набижали" и заминусовали её, как будто от количества минусов проблема с электронными книгами рассосётся сама собой :) Это меня насмешило.  А, между тем, умные люди как будто запись прочитали и к концу 2011 года кое-что сделали из написанного в конце 2009-го. И это хорошо. И даже приятно. Что не один я вижу проблему хотя бы. Конечно, это только первые шаги к настоящей электронной книге, но лучше их делать, чем топтаться в эмуляции привычной бумажной книги непривычными и куда менее удобными средствами. Кстати, и в копилочку - совершенное чудо для настоящих электронных книг, Tangle, интерактивные элементы в виртуальной "вёрстке". Вот такое должно быть в настоящей электронной книге. И ещё много чего должно быть - вы сами можете придумать, не rocket science чай.

Ну, что бы ещё сказать, кроме того, что не получается революции :( По оценкам самой аудитории пользователей "революционным" - не получается. Это уже не предположения. Не домыслы. Не подтасовка фактов, что "под революцию", что "против революции". Потому что, извините, не под что подтасовывать факты.  

Теперь немного реальной пользы. Надо же и из "революционного" вытягивать что-нибудь полезное :)

Вот понравилась мне утилитка K2pdfopt. А то я всё-таки читаю и с телефона, в том числе и pdf документы. Иногда, но читаю. И привести pdf к читабельному на маленьком экране - задача не из тривиальных. Особенно если pdf свёрстан колонками. А эта штуковина помогает. Правда. С ней надо хорошо разобраться. Внимательно. Попробовать. Узнать характеристики экрана своей "читалки", например (в первую очередь, dpi или ppi).

В целом, это всё.

Революции не случилось - и замечательно.

Нам только революций не хватает, перед концом света и Евро 2012 :)

За сим успокоенно откланиваюсь.