`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Есть идея? Продано!

0 
 

Сегодня в Internet торгуют практически всем — от книг до автомобилей, от продуктов питания до самолетов. Однако среди Web-узлов, на которых вам что-нибудь предлагают купить, yet2.com (по-английски произносится как «yet to come»), безусловно, стоит особняком. Здесь выставляется на продажу то, что нельзя пощупать, но что, как правило, представляет собой гораздо большую ценность, чем даже Ferrari или Lear Jet, — интеллектуальная собственность.

Ежегодно многие ведущие корпорации тратят на исследования и разработки огромные суммы, однако, по оценкам экспертов, реальное применение находит в самом лучшем случае лишь пятая часть полученных результатов — остальное фактически оседает в компаниях мертвым грузом. А ведь общая стоимость патентов, находящихся во владении фирм, поистине огромна — к примеру, в 1998 г. в мире, по ряду оценок, общая стоимость интеллектуальной собственности составляла около 5 трлн. (!) долл.

Конечно, есть компании, которые весьма успешно торгуют своими патентами и имеют от этого немалую прибыль. В их числе, например, IBM, обладающая одним из лучших в мире исследовательских центров, — по мнению специалистов, в ближайшие несколько лет лицензирование технологий должно принести ей несколько десятков миллиардов долларов. Также наблюдателями отмечается BellSouth, создавшая в прошлом году даже специализированную дочернюю фирму, занимающуюся сугубо лицензированием программного обеспечения для систем телефонии.

Однако это, пожалуй, скорее исключения, чем правила — говорить, что торговля интеллектуальной собственностью носит массовый характер, пока не приходится. Проблема не в том, что компании не желают делиться своими секретами, — наоборот, очень многие из них давно рассматривают эти секреты как один из серьезных дополнительных источников финансовой подпитки. Проблема в том, что те, кто хочет что-то продать, не знают, кому это может быть нужно, а те, кто хочет что-то купить, не знают, у кого это может быть. Ее и призвана решить yet2.com — своеобразная биржа интеллектуальной собственности в Internet.

Собственно, идея организации подобной биржи возникла чуть больше года назад у основателей yet2.com — Криса де Блесера (Chris De Bleser), занимавшего тогда пост менеджера цифровой фотографии в Polaroid, и Бена дю Пона (Ben du Pont), в то время директора по бизнес-разработкам в своей «семейной» корпорации DuPont, — именно после того, как они столкнулись с описанной проблемой. Дю Пон пытался продать другим фирмам лицензии на новую полимерную технологию, созданную в DuPont, а де Блесер — найти разработки, которые помогли бы его компании укрепить свои позиции на рынке цифровых фотокамер.

Итак, yet2.com была основана в феврале 1999 г. де Блесером, дю Поном, а также еще тремя специалистами, входящими сегодня в ее руководящую команду.Втечениегода,когда велись разнообразные подготовительные мероприятия, проект финансировался многими ведущими корпорациями, в числе которых можно назвать 3M, Boeing, DuPont, Ford, Polaroid, Philips и Procter & Gamble (это далеко не полный список); они же, естественно, входят в число фирм, собирающихся продавать через yet2.com свою интеллектуальную собственность. Общий объем финансирования составил около 25 млн. долл. Свое функционирование в качестве электронной биржи технологий компания начала 7 февраля этого года.

По сути, роль yet2.com заключается в посредничестве, и в качестве основного источника дохода компания рассматривает плату за размещение и доступ к данным и комиссионные от заключенных сделок. Так, размещение на узле информации о технологии обойдется ее владельцу примерно в $100. С кратким описанием технологии можно ознакомиться бесплатно, а за доступ к более подробной информации уже взимается плата — единоразовая (около $25) или абонентская (от $500). Существует несколько уровней доступа, и, естественно, чем выше уровень, тем больше цена. При этом нельзя не отметить один очень важный момент — владелец технологии, предлагаемой на yet2.com, остается анонимным практически до самого конца. Что касается комиссионных от сделок, то их размер составляет 10%, но не выше 50 тыс. долл.

Деятельность yet2.com не ограничивается простой передачей интеллектуальной собственности из одних рук в другие — компания также берет на себя решение ряда юридических вопросов, в частности проверку прав продавца на предлагаемую технологию и репутации потенциальных ее покупателей.

По словам де Блесера, yet2.com большую ставку делает на лицензионные соглашения нового типа — если можно так выразиться, легковесные, стоимость которых находится в пределах от 100 до 500 тыс. долл. Для сравнения, сегодня средний размер подобных сделок превышает 2,5 млн. долл. Как заявляет руководство компании, менее чем за два месяца ей удалось свести друг с другом несколько ведущих мировых фирм, так что процесс торговли передовыми технологиями на yet2.com уже пошел.

Вообще-то, сама по себе идея виртуальной биржи интеллектуальной собственности не нова — такие биржи уже существуют и успешно работают. Пример — Intellectual Property Technology Exchange или TechEx (www.techex.com). Однако, как отмечают наблюдатели, yet2.com стала первой, где предлагаются технологии для всех отраслей. Остальные подобные системы являются специализированными (скажем, TechEx сосредоточена на биологических и медицинских технологиях). Плюс к этому ни одна другая электронная биржа идей, наверное, не имеет такой поддержки в индустрии, как yet2.com, а значит, именно она в первую очередь будет претендовать на лидерство на рынке интеллектуальной собственности, размер которого на сегодняшний день оценивается — ни много ни мало — более чем в 100 млрд. долл.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT