Если не 4K, то что?

15 январь, 2014 - 17:32Тимур Ягофаров

Завершилась очередная выставка International CES, и давайте по горячим следам прикинем какие тренды развития индустрии она обозначила.

Пожалуй, самыми заметными и в прямом, и в переносном смысле оказались приуроченные к этому событию презентации телевизоров с искривленной формой экрана. Отличились как обычно одновременно LG и Samsung. Правда, шум создали по-разному. Если первая показала самый большой в мире 110-дюймовый OLED TV и гибкий дисплей с изменяющейся кривизной, то вторая хотя и не обскакала по техническим характеристикам конкурента, но заставила говорить о своей презентации благодаря… провалу выступления одного из приглашенных экспертов из числа голливудских деятелей. У него, как было зафиксировано на видео, сдали нервы из-за сломавшегося «суфлера». Было ли это режиссировано заранее, или вирусная реклама возникла спонтанно, не суть важно. Внимание к запуску было привлечено.

Станут ли «следующей большой вещью» искривленные экраны? Честно говоря, эта идея вызывает большие сомнения. Пусть диагонали этих ЖК-панелей и не маленькие, но, по опыту изучения такого устройства, впервые представленного Sony, какого-то заметного преимущества по сравнению с традиционными плоскими экранами не ощутил. Понятно, что силу «зомбирования» потребителей рекламой недооценивать не стоит. Но вот пропаганда 3D в результате никакого особого толку не дала, хотя уж столько было вложено в нее средств и времени.

А вот появление «естественной» объемности на экранах с разрешением 4K похоже таки начали усиленно эксплуатировать. Поэтому пока у технологии 4K достойного преемника не нашлось. Вопрос лишь в снижении цен на эти ТВ и дисплеи.

По данным NPD DisplaySearch, поставки 4K Ultra HD TV в 2014 г. увеличатся до 12,7 млн шт., с 1,9 млн. в 2013 г. В результате, эти устройства переместятся из категории «для энтузиастов» (хотя early adopters в английской версии мне больше нравится) в массовый сегмент рынка. И цены на них будут снижаться достаточно быстро, причем, наиболее заметным это будет в Китае. Здесь цена такого ТВ упадет ниже важного с психологической точки зрения значения в $1000, тогда как в Северной Америке она останется в пределах $1000-$2000. Поэтому все те же аналитики NPD прогнозируют, что на поставки 4K Ultra HD TV в Китай в 2014 г. придется 78%.

Уверенность в снижении цен придает такая информация: 65-дюймовые ЖК-панели стали доступнее на 30% (с $1500 в апреле до $1000 в сентябре), а 55-дюймовые – на 41% (с $850 до $500).

Такой успех технологии 4K позволит рынку крупнопанельных ТВ в 2014 г. вернуться к положительной динамике. Напомню, что в 2012 г. он сократился на 6%, а в 2013 г. – всего на 3%. Зато в 2014 г. ожидается его увеличение на 1% при планируемом объеме продаж 229 млн шт., из которых 220 млн придется на ЖК-ТВ.

Будет ли у ЖК-панелей серьезные конкуренты в ближайшее время? Вряд ли. Хотя OLED и привлекает внимание, но аналитики не видят признаков заметного увеличения продаж крупнопанельных устройств на базе этой технологии еще два-три года. Слишком уж дорогое это удовольствие.

Почему же ныне существующие ЖК-панели не до конца устраивают экспертов? Проблема в недостаточно «глубоком» черном, который на ЖК-матрицах получается в лучшем случае темно-серым из-за самой сути этой технологии. Напомню, что цвет в ней формируется благодаря «зашториванию» небольших окошек, через которые пробивается свет, испускаемый задней подсветкой. Но совершенно наглухо закрыть их не получается. И для усиления «глубины» черного прибегают к уловке, отключая подсветку в отдельных зонах экрана.

Во времена применения в подсветке газоразрядных ламп, которые располагались по высоте экрана, отдельные просто по очереди тушили. Но с широким распространением светодиодных модулей задней подсветки это не всегда возможно. Хорошо, если отдельные светодиоды просто распределены по всей площади экрана. Тогда туши нужный, и все в порядке. Но подобная конструкция достаточно дорога в изготовлении и настройке.

Поэтому наиболее широкое применение получили, так называемые, краевые (Edge LED). В них светодиоды соединены с белым фосфором, активация которого и вызывает свечение последнего. LED-линейка располагается с торца экрана, а испускаемый ею свет распределяется равномерно по всей площади с помощью световода, так что отключить подсветку заданной зоны не получится.

О том, какая именно подсветка у ЖК-панели в каждом конкретном ТВ и дисплее выяснить в принципе можно. Вопрос лишь в том, чтобы цена вопроса отвечала уровню запросов. Но в принципе, найти на рынке относительно доступное устройство с этой технологией можно.

Как бы то ни было, но главным конкурентом LCD прежде была плазма, которая уверенно покидает рынок. Но к 2016 г. ее производство полностью прекратится. Самый крупный производитель плазменных панелей – Panasonic еще 31 октября объявил о выходе из этого бизнеса. Так что любителям «теплового лампового» черного цвета остается лишь приноравливаться к новым реалиям.

Примечательно, что 4K уже начинает появляться и там, где особо большой нужды в таком разрешении пока не ощущается. Про планшет (если его можно так назвать при диагонали 21 дюйм) с 4K-панелью мы рассказывали еще в репортаже с IFA 2013. А на CES 2014 уже представили и 4K-ноутбук. Так что налицо «палочка выручалочка» для всей индустрии.

Сомневаетесь, что вскоре будет достаточно 4K-контента? Напрасно! Уже анонсировано «взрослое» вещание с таким качеством видео. А раз темой заинтересовались в этой сфере, значит, в воздухе витает запах «больших денег».

Вот и Google приступила к стандартизации потокового вещания с использованием 4K-видео. А на CES 2014 был анонсирован первый в индустрии плеер от NanoTech Entertainment для воспроизведения таких трансляций, да и LG обещает, что в ее «умных» ТВ на платформе webOS будет поддерживаться воспроизведение 4K-потока от Netflix.

Признаюсь, увиденные на выставках образцы 4K-ТВ действительно впечатлили. И теперь вижу, не меня одного, раз в индустрии так оживился интерес к этой технологии.

А какие еще важные, на ваш взгляд, тренды, намеченные на CES 2014, могут поспорить с 4K?