Eovia Carrara: трехмерная графика для всех

1 октябрь, 2002 - 23:00Артем Юрченко
Прошло уже более двух лет с тех пор, как окончательно погасла яркая звезда MetaCreations -- создателя самых неординарных графических приложений. Благодаря Bryce, Poser или SuperGoo увлекательный мир визуального творчества открыли для себя десятки тысяч пользователей ПК. Компании MetaCreations нет, но дело ее живет.
Редактор трехмерного моделирования и анимации Carrara был самым младшим членом семейства программных продуктов под брэндом MetaCreations. Одноименная компания исчезла с мировой software-арены в середине 2000 г., оставив после себя весьма богатое наследство. Некоторые составляющие его продукты (например, Canoma или Headline Studio) навсегда канули в Лету, однако большая их часть продолжила свое безоблачное существование под опекой "приемных родителей". Так, популярный генератор виртуальных пейзажей Bryce 3D, растровый редактор Painter и наборы подключаемых модулей КРТ попали в состоятельную семью Corel; программы Goo, Soap и Poser, сменив американскую прописку на европейскую, стали полноценными членами менее известных графических кланов -- ScanSoft и Curious Labs. Судьба же героя данной статьи оставалась неопределенной дольше других. И это немудрено, ведь, появившись за несколько месяцев до исчезновения компании, Carrara так и не смогла набрать столь необходимых оборотов популярности. Не помогло даже прямое родство с ветеранами рынка "трехмерного" ПО -- редакторами Ray Dream Studio и Infini-D, которые, отправляясь на заслуженный отдых, оставили своему правопреемнику достойную клиентскую базу.

Eovia Carrara трехмерная графика для всех
Многорукая, подобно индийским богиням, девушка символизирует разнообразные возможности программы
Не пожелав мириться с подобным положением дел, часть программистского корпуса MetaCreations выкупила все права на собственное творение и организовала компанию Eovia, а приоритетным направлением ее работы стало дальнейшее продвижение Carrara в широкие дизайнерские массы. По прошествии некоторого времени новичка рынка программных технологий для 3D-графики взяла под свое крыло корпорация TGS, получившая известность благодаря удобному и необычайно мощному конструктору моделей Amapi 3D. Пользователи Carrara смогли наконец-то облегченно вздохнуть, а обновленная команда Eovia не откладывая дел в долгий ящик принялась отвоевывать утраченные из-за вынужденного простоя позиции. Первой пробой пера стала bugfixing-редакция Сarrara за номером 1.1. А в начале этого лета стены небольшой американской software-мастерской покинул полноценный релиз пакета под названием Eovia Carrara Studio 2.0.

Наметанный глаз вряд ли заметит разительные перемены интерфейса SmartFlow, связанные с недавним перерождением продукта. Новые хозяева не стали подвергать рабочий стол редактора глобальной реконструкции, ограничившись лишь добавлением пиктограмм инструментов и расширением функциональности уже известных панелей. В отличие от пользователей со стажем первопроходцы будут приятно удивлены GUI, удачно сочетающим в себе оригинальность исполнения и удобство доступа к многочисленным настройкам. На протяжении всей жизни MetaCreations славилась неповторимым оформлением выпускаемых продуктов, и "внешность" Carrara -- также напоминание о днях минувших. Можно с уверенностью сказать, что по прошествии трех лет экстравагантный интерфейс этого приложения остается одним из лучших в своем классе программ.

Eovia Carrara трехмерная графика для всех
Интерфейс, по сравнению с первой версией, не сильно изменился
Eovia Carrara трехмерная графика для всех
Конечно, до Bryce редактору ландшафтов далеко, но он определенно дает фору многим конкурентам
Eovia Carrara трехмерная графика для всех
Система частиц Carrara поможет начинающим пиротехникам
Eovia Carrara трехмерная графика для всех
Перед тем как начать финальный просчет сцены, лучше поэксперименти-ровать на фрагментах
Eovia Carrara трехмерная графика для всех
За примелькавшимися образцами стандартных материалов кроется мощная лаборатория по изготовлению практически любых поверхностей
Как и прежде, процесс создания проекта условно разделен на пять основных этапов, каждому из которых соответствует собственная мастерская (в терминологии Carrara -- комната). Первой, и наиболее важной, является Assemble. На ее территории происходят сборка и последующее испытание всех участвующих в сцене элементов. Именно здесь начинается производство разнокалиберных заготовок. В будущем, пройдя через виртуальное оборудование остальных мастерских, эти заготовки сюда же и возвратятся для проведения генеральной репетиции перед процедурой финального просчета.

Мастерская Model, отвечающая за создание качественной геометрии, во второй версии подверглась значительной модернизации. Теперь, помимо традиционных техник полигонального, сплайнового и "органического" (Metaballs) моделирования, стал доступным и родственный первому метод строительства цифровых каркасов при помощи подразделенных поверхностей (Subdivision surfaces). Это новшество, безусловно, пригодится дизайнерам, нуждающимся в "гладких" моделях с высокой степенью детализации. Путем видоизменения элементов Subdiv-объекта (вершин, ребер, граней) подобная проблема будет решаться достаточно легко.

К огромному сожалению, моделирование NURBS-поверхностями так и не стало базовой возможностью Carrara. Новые горизонты, открывающиеся цифровому скульптору в процессе использования этой технологии, можно оценить в полной мере только после инсталляции программы Amapi 3D, пятая версия которой поставляется совершенно бесплатно вместе с дистрибутивом СS 2.0. Силами ее инструментов легко получить NURBS-объекты сложной формы и затем отправить их в Carrara для наделения требуемыми по сценарию свойствами и окончательной интеграции с остальными элементами проекта.

Особняком стоят средства, отвечающие за погружение композиции в естественную окружающую среду. К ним относятся симуляторы реалистично выглядящих очагов пламени, водных источников, дымовых завес, объемных атмосферных эффектов (4D Clouds), горных рельефов. Кстати, после того как дороги ранее шедших вместе программ Bryce 3D и Carrara окончательно разошлись, вершители судеб последней решительно принялись за дальнейшее совершенствование встроенного Terrain-редактора. Их старания воплотились в кардинально переделанной среде рисования двумерных карт -- своего рода "матриц" будущих ландшафтов. Заметно увеличилось (до 4096 x 4096 пикселов) и разрешение видимой области создаваемого виртуального пространства. Неплохие эффекты выдает на-гора существенно доработанная система частиц, доставшаяся Carrara по наследству от Infini-D 4.5. На первых порах начинающим пользователям даже не придется углубляться в изучение имеющихся в Particle Emitter настроек -- трех десятков готовых образцов вполне хватит для преобразования "в цифру" самых смелых творческих фантазий автора.

Список анимационных способностей Carrara пополнился еще одним пунктом. Компанию методам "оживления" участников сцены с помощью ключевых кадров и путей (учитывая физические свойства реальных прототипов) составил модуль "характерной" анимации. Воспроизведение естественных движений органических тел всегда было задачей не из легких, и для ее решения иной раз приходилось потратить не один час. Теперь ситуация изменилась. Опираясь на основы классической IK/FK-анимации, входящие в модуль инструменты отлично справляются с объединением и последующим анимированием синтетического тела и предназначенного ему скелета. Полноценный контроль за действиями всех участников сцены ведется из мастерской Storyboard и выдвижной панели Sequencer Tray, образующими вместе своеобразный диспетчерский центр.

К одному из главных козырей предыдущего релиза Carrara можно было смело отнести механизм рендеринга SreeD, когда-то приятно удививший скоростью и качеством просчета сложных сцен. Однако "все течет, все изменяется", и с момента премьерного показа версии 1.0 в этой области появилось немало уникальных алгоритмов, претендующих на звание отраслевых стандартов. Поэтому не случайно при работе над "двойкой" наибольшее внимание уделялось именно мастерской с табличкой Render на входе.

Отдавая дань моде (во многом диктуемой компанией Mental Images -- разработчиком визуализатора Mental Ray), SreeD обзавелся собственной интерпретацией технологии Global Illumination, погружающей персонажей сцены в реалистично отражаемый свет. Не стала лишней и бессменная спутница "глобального осветителя" -- технология Caustics, в компетенции которой имитация поведения лучей света при прохождении через толщу какой-либо жидкости или газа. GI и Caustics построены на базе небезызвестного метода "фотонного текстурирования" (Photon Mapping), поэтому поклонники классической трассировки лучей Ray Tracing или алгоритма Radiosity долго не смогут оторвать глаз от плодов их работы. Однако вряд ли стоит сбрасывать со счетов и эти, проверенные временем решения, равно как и вновь появившийся специфический движок, стилизующий выходной материал под отрисованную вручную анимацию. Среди немаловажных ингредиентов rendering-коктейля от Carrara также адаптивное сглаживание (Adaptive Antialiasing), физически корректные (Shadow Mapping) и "мягкие" (Soft Shadows) тени.

Как говорилось ранее, дополняющие друг друга продукты теперь оказались в разных руках, что не могло не сказаться на их былой интеграции. Например, из Carrara бесследно исчезла функция трансформации проектов в Web3D-формат VET (Metastream). Прямая портация персонажей из виртуального натурщика Poser и ландшафтов из Bryce также неосуществима. В остальном импортно-экспортные возможности CS соответствуют уровню продвинутых 3D-комбайнов и позволяют работать с материалом в стандартных для отрасли форматах 3DS, OBJ, 3MF и т. п.

Плавно переходя к заключительной части обзора, хотелось бы остановиться на информации, которая заинтересует потенциальных пользователей продукта. На сайте разработчика уже выложена пробная версия Carrara Studio 2.0. Сроки ее получения зависят от того, насколько оперативно компьютер принимающей стороны справится с загрузкой файла размером в 12 МВ. Ограничения, наложенные на CS-Demo, включают в себя лишь тридцатидневный срок применения. Коммерческая вариация "американского 3D-конструктора с итальянским акцентом" обойдется в сумму, эквивалентную $399. К слову сказать, в витринах некоторых виртуальных магазинов сегодня можно обнаружить CS 2.0 и того дешевле. Например, известный Web-ресурс www.dvdirect.com предлагает его по цене $330.

В комплект поставки входит диск с программой под "яблочные" OC 8/9/X и Windows. Отдельный каталог содержит в себе дистрибутив упоминавшейся пятой версии Amapi 3D. В качестве приятного бонуса на CD-ROM записан специальный Smart Pack, состоящий из двух дюжин подключаемых модулей, заслуживших наибольшее доверие пользователей первой версии Carrara. Здесь есть и оригинальные процедурные шейдеры, и уникальные источники освещения, и не менее интересные механизмы рендеринга. Четырнадцать подробных видеоуроков продемонстрируют новичкам характерные особенности программы и обучат навыкам работы с основными инструментами. Ко всему прочему, дизайнеры, выбравшие этот продукт как главное орудие производства, не останутся без отлично помогающих "полуфабрикатов" -- традиционный для таких случаев ClipArt содержит около тысячи высококачественных моделей и текстур.

Своим недавним появлением первая Carrara эпохи "post MetaCreations" на деле доказала, что попала в хорошие руки. Никоим образом не претендуя на лавры 3ds max, Maya и прочих графических тяжеловесов, первенец компании Eovia обладает богатым функциональным наполнением при относительно невысокой цене. Это дает ему полное право называться идеальным решением не только для многочисленных любителей визуального искусства, но и для профессионально занимающихся компьютерной графикой пользователей, работающих в самых разнообразных сферах цифрового дизайна.