ELKO: миллиард долларов – не предел

23 октябрь, 2008 - 10:23Євген Куліков

Впервые за многолетнюю историю компании конвенция ELKO была проведена за пределами родной для нее Латвии – именно в Риге располагается ее головной офис. На этот раз мероприятие прошло в Алуште, на базе курортного комплекса «Море». Причиной тому послужил не только 10-летний юбилей украинского филиала, но и впечатляющие результаты работы, демонстрируемые им в последние годы. Послушать о достижениях и отметить событие собралось свыше 300 человек из десятка стран, в которых представлена компания.

ELKO миллиард долларов – не предел
Сплоченная команда ELKO демонстрирует завидную организованность в любых ситуациях

Оговоримся, что в действительности был еще как минимум один приятный повод для встречи дружного коллектива ELKO Group с партнерами, клиентами и журналистами – в этом году исполнилось 15 лет с момента основания самой компании. В честь этого был дан гала-концерт с участием звезд украинской эстрады. Впрочем, продуманная программа и хорошая организация конвенции позволили органично совместить развлекательную часть с деловыми встречами и переговорами, поэтому она получилась не только яркой и запоминающейся, но и плодотворной.

Данная конференция ELKO стала четвертой по счету – мероприятия такого масштаба компания проводит раз в два года. На них подводятся итоги работы за истекший период и определяются планы развития на ближайшее будущее, о чем и пойдет речь дальше. Однако для начала напомним основные вехи становления ELKO Group.

Итак, компания была образована в Риге в 1993 г. Уже на следующий год она заключила ряд стратегически важных контрактов, заложивших основу ее специализации как крупного поставщика комплектующих. Были установлены партнерские отношения с такими производителями, как Seagate, Samsung, Western Digital и Sony. Тогда же деятельность ELKO была расширена на соседние Литву и Эстонию. В 1995 г. она вышла на российский рынок и стала дистрибьютором Intel, а затем и Microsoft. Наконец, в 1998 г. было открыто представительство в Украине, после чего последовала экспансия еще в ряд стран – Румынию, Словению, Хорватию и Словакию.

В новом тысячелетии произошло еще несколько важных в истории компании событий. Была осуществлена реструктуризация и создан зонтичный бренд ELKO Group. Кроме того, два шведских инвестиционных фонда – Amber Trust и East Capital – приобрели чуть более четверти (25,5%) в ее уставном капитале, а продуктовая линейка была дальновидно расширена за счет потребительской электроники и мобильных компьютеров.

Сегодня ELKO работает в 9 государствах и практически везде входит в Top 3 по ключевым вендорам, что позволяет ей претендовать на звание одного из ведущих ИТ-дистрибьюторов в Восточной Европе. Так, по словам президента ELKO Group Эгонса Медниса (Egons Mednis), по итогам 2007 г. его компания стала крупнейшим поставщиком продукции Intel в России, Латвии и Словакии. В регионе EMEA она вошла в тройку лидеров по Intel и в Top 5 – по жестким дискам Seagate, Western Digital и Hitachi.

С информацией о достижениях компании выступил исполнительный директор Янис Абашинс (Janis Abasins), говоривший строгим языком цифр и финансовых показателей. Итак, оборот ELKO Group в прошлом году впервые превысил знаковый рубеж в миллиард долларов, точнее составил 1085 млн долл. Учитывая, что в 2001 г. он равнялся 192 млн долл., среднегодовой темп роста бизнеса составляет около 40%. Добавим только, что доход компании в первом полугодии 2008 г. достиг 576 млн долл.

Безусловно, обеспечить поддержку столь динамичного развития исключительно за счет собственных ресурсов сложно. Не обошлась без кредитов и ELKO Group – общая сумма ее краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств на конец 2007 г. оценивалась в 92,2 млн долл. Из них 85 млн – это кредитная линия от банка Dnb NORD сроком на 1 год, и еще 6,5 млн евро она получила, разместив свои облигации на Рижской фондовой бирже. Как отметил г-н Абашинс, в III квартале текущего года планируется дополнительно привлечь еще 40–50 млн долл. Общий же объем торговых кредитов ELKO у производителей в прошлом году составил 200 млн долл. Интересно, что по мнению исполнительного директора, особое значение для партнеров в таких условиях приобретает дебиторское страхование. В частности, оценкой соответствующих рисков для ELKO занимается группа компаний Euler Hermes, предоставляющая услуги кредитного менеджмента по всему миру.

Если рассматривать результаты прошлого года через призму региональных достижений, то три четверти из упомянутого миллиарда генерируют две страны – Россия и Украина (в этом году их доля уже выросла до 79%). За ними следуют Румыния, Словения, Хорватия и Словакия, вклад которых составил 17%. И наконец, на балтийские государства пришлось 8%.

ELKO миллиард долларов – не предел
Анжелика Рубежова: «В текущем году наши обороты удвоились, несмотря на негативные явления в мировой экономике»

Что касается структуры продаж по товарным группам, то сегодня ELKO Group предлагает свыше 7 тыс. продуктов в 6 категориях. Чуть более половины (54%) по итогам прошлого года пришлось на компоненты для настольных ПК, причем их доля в обороте компании устойчиво снижается, и в первом полугодии 2008 г. она уже равнялась 44%. Далее следуют ноутбуки, реализация которых растет динамичнее всего – 28% к концу 2007 г. Затем идут мониторы (7%), потребительская электроника и мультимедиа (6%), инфраструктурные решения (4%) и, наконец, периферия – около 1%.

В перспективе компания планирует сфокусироваться прежде всего на самых быстрорастущих товарных группах – мобильных решениях, потребительских устройствах, системных продуктах и ПО. Говоря о стратегии развития, Янис Абашинс отметил, что ELKO Group считает необходимым иметь в своем портфеле прямые контракты с двумя-тремя производителями из Top 5 в каждой из вышеназванных категорий. В работе же с ключевыми клиентами ставка будет сделана на предоставление высококлассного сервиса, в том числе за счет модернизации ERP-системы и расширения возможностей платформы eCommerce.

Напомним, что о завершении внедрения системы управления предприятием JD Edwards пресс-служба ELKO Kiev сообщила в начале этого года. Тем не менее именно ее директор компании Анжелика Рубежова назвала в качестве одного из ключевых факторов роста бизнеса. Отметим, что если в прошлом году оборот украинского представительства увеличился на 60%, то в этом уже удвоился, по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Онлайновая система электронной коммерции ELKO Ecom позволяет клиентам в круглосуточном режиме отслеживать не только текущее состояние заказов и торговые операции, но также и все вопросы, связанные с финансовым, логистическим и сервисным сопровождением. Такой уровень обслуживания в первую очередь оценили региональные партнеры – доля некиевских компаний в обороте ELKO практически удвоилась и сейчас уже больше 40%. Причем, по словам г-жи Рубежовой, в действительности эта цифра еще выше, поскольку большинство крупных торговых сетей, с которыми работает ELKO Kiev, делают заказы через свои центральные офисы в столице.

Стремительнее всего в этом году росли продажи ноутбуков – на 38% (с 9% в 2007 г.) – и других готовых решений. Доля компонентов, напротив, снизилась до 45%, а розничных продуктов практически не изменилась (17%).

На данный момент ELKO Kiev сотрудничает более чем с 250 постоянными партнерами – дилерами по всей Украине, розничными сетями и интернет-магазинами, системными интеграторами и сборщиками. С учетом текущей динамики уже к концу года их число достигнет 300.

Компания предлагает свыше 1500 наименований продукции и располагает складскими помещениями общей площадью 3000 м2. Ее штат включает 90 сотрудников, причем почти треть из них (27%) – это отдел продаж.

По словам директора по развитию бизнеса ELKO Kiev Александра Литвяка, в ближайший год компания предполагает добавить в свой дистрибьюторский портфель не менее восьми новых контрактов. Основные приоритеты – ноутбуки, комплектующие и фотовидеотехника. Изучается возможность увеличения поставок сложного оборудования, например серверных решений, торговой, а также коммуникационной техники.

Помимо этого, в планах значительное расширение географии присутствия. В данном направлении используется два подхода: с одной стороны, изучается целесообразность открытия представительств в крупных городах страны, с другой – рассматривается возможность поставок местным компаниям. Для этих целей ведется оптимизация базы электронной коммерции.

За счет всех этих мер ELKO Kiev рассчитывает увеличить продажи в сегменте ноутбуков не менее чем на 50%, в компонентном – 40% и около 60% в сегменте потребительских товаров, ориентированных на розничные продажи.