EcoStruXure. Зеленая инициатива за зеленый мир

6 июль, 2009 - 10:39Андрей Зубинский

В последнее время словосочетание «зеленые технологии» (green technologies) употребляется так часто, что приходится обращать внимание на детали – например где, кем и по какому поводу. И сочетания этих деталей бывают такими, что о них нельзя умолчать.

Маленький городок, некогда – стратегическая база Атлантического военно-морского флота США. О прошлом здесь напоминает пришвартованный среди яхт катер береговой охраны с картинно-надраенным экипажем. И конечно, непозволительно великолепный для городка менее чем с тремя десятками тысяч населения мост 120-метровой высоты длиной почти три с половиной километра. Сейчас это настоящий «зеленый город» – военные перебазированы отсюда еще во времена холодной войны, и город живет привлекающими туристов чистым океаном и своей историей, рыбной кухней, архитектурой Новой Англии ХІІІ в. и знаменитыми туманами.

EcoStruXure. Зеленая инициатива за зеленый мир
Нил Расмуссен – основатель компании APC, директор по инновациям подразделения систем электропитания и кондиционирования для ответственных систем Schneider Electric, объединяющего бренды APC и MGE

Транснациональная корпорация, начинавшаяся с тяжелой промышленности, создавшая первый в мире 100-тонный паровой молот, впоследствии ставшая одним из гигантов военно-промышленного комплекса. От «оборонки» отказалась сразу после Второй мировой войны, от тяжелых «грязных» индустрий (сталелитейной, судостроения и т. п.) – после кризиса начала 80-х. Почти 30 лет из своей более чем 170-летней истории корпорация, по сути, специализируется на том, что в последнее время принято называть «зелеными технологиями» – оптимизацией и интеллектуализацией энергораспределения и энергопотребления. Широко известна благодаря сверхширокополосному спектру продукции, колоссальному охвату рынка (оборудование и технологии Schneider Electric используются более чем в 70% системы потребления энергии планетарного масштаба) и корпоративной культуре, позволяющей одновременно сохранять уникальность свыше семидесяти поглощенных брендов и формировать собственный цельный образ.

Даже самый придирчивый критик согласится – для «зеленой» тематики это достойное сочетание места и действующих лиц. Не заметить этого на очередной встрече руководства корпорации Schneider Electric с представителями прессы в Ньюпорте (штат Род-Айленд) было невозможно.

Основная тематика докладов и обсуждений встречи была в каком-то смысле далека от наших реалий и специфики журнала. И можно было бы ограничиться сухим перечислением фактов, имеющих непосредственное отношение к знакомой нашему читателю продукции, но автор себе этого позволить не может. Даже не потому, что первые лица Schneider Electric говорили больше не о своей корпорации, а о проблемах планетарного масштаба, которые, хотим мы того или нет, касаются всех нас. Дело в том, что корпорация Schneider Electric демонстрирует очень интересное и эффективно работающее слияние классической индустрии и ИТ. По мере проникновения компьютинга в самые традиционные области деятельности и устройства, такие слияния представляют особый интерес. Просто потому, что за ними – будущее.

«Мы – поколение, находящееся на распутье. Перед нами два пути – или к проблемам, или к эффективности. На пути к проблемам нас ожидают: многократное превышение стоимости бесперебойности работы информационных систем по сравнению со стоимостью их аппаратно-программных составляющих и сетевой инфраструктуры, непрерывное увеличение многомиллиардных инвестиций в непрерывно уменьшающиеся улучшения показателей качества, превращение энергетических требований и возможностей систем охлаждения в решающие факторы при планировании инвестиций в ЦОД... Мы находимся на временноóм участке, когда исследовательский период фактически завершен и надо готовиться к упреждающим действиям, потому что упреждать – несоизмеримо дешевле, чем пытаться смягчить последствия». Эти слова Аарона Девиса, главного директора по маркетингу и связям с общественностью (к слову о корпоративной культуре Schneider Electric – Девис занимал пост CMO, Chief Marketing Officer, и в ранее приобретенной корпорацией APC), лучше всего характеризуют ИТ-составляющую стратегии корпорации. О тактике, позволяющей добиться стратегических целей, много говорил легендарный основатель APC Нейл Расмуссен. Девиз его доклада – «Энергия невидима. Наша задача – сделать ее видимой. И мы можем решить эту задачу». Рассматривая общую картину современного энергопотребления (31% – промышленность и инфраструктура, 28% – транспорт, 21% – жилой сектор, 18% – коммерческие здания, 3% – ИТ-инфраструктура: ЦОД и сети), Нейл Расмуссен заметил, что, несмотря на пока не ужасающую долю ИТ, не следует забывать о скоростях роста. Классические индустрии – результат измеряющейся столетиями истории (и сама Schneider Electric – лучший тому пример), массовая же доступность ИТ – продукт буквально десятилетия. 3% мирового потребления энергии за такой короткий срок – это очень много, и заставляет всерьез задуматься об энергоэффективности уже сейчас.

Результат объединения стратегии и тактики Schneider Electric – анонсированные на мероприятии одноименные инициатива и платформа управления энергией EcoStruXure. О сути этого масштабного начинания лучше всего кратко сказал Аарон Дэвис: «Мы – корпорация с духом стартапа и 20-миллиардным капиталом. И мы объявляем войну неэффективному использованию энергии и ее потерям». Кроме очевидно необходимых для проведения такой масштабной кампании интеграционных механизмов, объединяющих в единое целое весь колоссальный спектр продукции и решений Schneider Electric (от автоматизации уровня программируемых логических контроллеров, PLC, интеллектуальных контроллеров управления электродвигателями до сверхвысокоуровневых интегрированных систем полного контроля энергопотребления), корпорацией предприняты не менее важные шаги в области регенерации персонала. Отсутствие грамотных специалистов по оценке энергетической эффективности – серьезная проблема, и для ее решения Schneider Electric открыла энергетический онлайн-университет, который и стал еще одним значительным анонсом мероприятия. Schneider Electric Energy University дополняет уже действующий учебный онлайн-центр, готовящий специалистов по ЦОД .

«Продуктовая» составляющая мероприятия, в силу его особого характера и масштабов анонсируемых событий, была далеко не главной. Все же и в этой области Schneider Electric приготовила новость о доступности на локальных рынках региона EMEA модульного источника бесперебойного питания для ЦОД среднего и большого масштаба, Symmetra PX 250/500kW.

Для представителей сугубо «ИТ-мира» очень интересными оказались демонстрационные стенды Schneider Electric, где можно было «пощупать» современные модели управляющих устройств из параллельного мира «реальной экономики» и оценить возможности симбиоза технологий – систем управления из классической инженерии и веб-интерфейсов из мира ИТ. Впрочем, эта тема заслуживает отдельного обсуждения.

EcoStruXure – факты

Составляющие EcoStruXure – начинающееся от линий электропередачи сквозное иерархическое управление силовой и промышленной электроникой, всем спектром средств автоматизации современного здания и подсистемами энергоснабжения и охлаждения элементов ИТ-инфраструктуры. Бывший не так давно на слуху «интеллектуальный дом» – всего лишь один из фрагментов этой структуры, практически полностью охваченный или имеющимся в спектре продукции Schneider Electric оборудованием, или техникой партнерских компаний, совместимой благодаря строгому соблюдению открытости стандартов. Одна из главных целей EcoStruXure – глобальное десятикратное снижение выбросов CO2 в атмосферу к 2050 г. Достижение ее означает, например, существенное снижение подъема уровня Мирового океана, один метр которого только для США означает потери порядка 1 триллиона долларов.