E3 Media & Business Summit 2007

28 август, 2007 - 11:18Александр Птица

Ушли в историю громкие и многолюдные игровые шоу в Los Angeles Convention Center, известные в индустрии под названием Electronic Entertainment Expo (E3). В июле нынешнего года Ассоциация производителей развлекательного ПО ESA провела в прибрежном районе Лос-Анджелеса Санта-Монике мероприятие, унаследовавшее знакомый логотип, но существенно отличавшееся от прежнего по масштабам и концепции.

E3 Media & Business Summit 2007

Если раньше на E3 количество компаний-участниц исчислялось сотнями, то в этом году их насчитывалось всего несколько десятков, а вместо 60–70 тыс. посетителей на сей раз их число оценивалось примерно в четыре тысячи. Но ведь не всегда по количественным показателям можно судить о качестве. В данном случае на E3 Media & Business Summit приехали именно те компании, которые относятся к элите мировой игровой индустрии и определяют направление ее развития. Что касается посетителей и прессы, то попасть на саммит можно было только по персональным приглашениям. Как видите, из достаточно массового мероприятия с элементами шоу, дорогущими стендами, приглашенными знаменитостями и непременными booth-babes E3 превратилась в чисто деловое, в чем-то даже элитное мероприятие, организаторы которого постарались создать комфортные условия для общения создателей игр и прессы. Поскольку на этот раз все было совсем по-другому, чем прежде (а для меня нынешняя E3 была уже пятой, поэтому есть с чем сравнивать), то для начала хотелось поделиться своими соображениями по поводу целесообразности именно такого формата ее проведения.

E3 Media & Business Summit 2007
Питер Мур (Micsosoft): «На сегодняшний день в США продано уже более 5,6 млн Xbox 360»

Некоторые недочеты в новом порядке организации мероприятия не повлияли на в общем-то положительное отношение к нововведениям, поскольку на этот раз возможностей для получения действительно интересной и эксклюзивной информации было неизмеримо больше, а стало быть, с точки зрения журналиста, в плане комфортности и эффективности новый формат E3 намного предпочтительнее. Ведь и прежде, во времена «большой» E3, самое интересное происходило не в выставочных залах, а в тихих комнатках, где разработчики и продюсеры демонстрировали свои потенциальные шедевры. Как раз нынче принцип behind closed doors, открывавшихся со значительно меньшими усилиями, чем прежде, и был главенствующим.

Кроме гостиничных номеров, существовала еще одна выставочная площадка. И располагалась она в несколько неожиданном месте – одном из ангаров аэродрома Санта-Моники, и дорога туда на автобусе занимала около 20 минут. Что же находилось внутри? Можно сказать, что на площадях Barkers Hangar царила демократия, ибо ни у одной компании не было специально спроектированных стендов. Все в типовом оформлении и стиле. Единственное отличие заключалось в количестве квадратных метров поверхности, занятой тем или иным экспонентом. А во всем остальном стандарт – компьютеры и консоли с различными играми и возможность тут же приступить к ознакомлению с ними. В принципе, несмотря на небольшой масштаб экспозиции Barkers Hangar, она стала весьма полезным подспорьем в работе. И вот почему. За три дня физически невозможно встретиться в отелях с представителями всех компаний-участников (а часть из них в гостиницах и не выставлялась). Зато ангар позволял увидеть всю остальную продукцию. Кстати, мой личный распорядок на минувшей E3 был очень насыщенным (Microsoft, Electronic Arts, Sega, Midway, Take 2, NCsoft, Eidos, Activision, THQ, Bethesda, Gamecock). Каждая из встреч занимала от получаса до двух часов, так что время, проведенное в ангаре, отводилось на игры тех компаний, с которыми не удалось пообщаться в «апартаментах».

Отметим, что одной из наиболее ярко проявившихся на E3 тенденций стала активизация интереса крупнейших издательских компаний к казуальным играм, так что идеологию привлечения пользовательских масс, раньше вообще не игравших или игравших мало, которую несколько лет назад стала продвигать Nintendo, взяли на вооружение и другие лидеры индустрии. Electronic Arts всю свою пресс-конференцию полностью посвятила именно данной теме, много говорилось об этом и на брифинге Ubisoft, а в центре экспозиции THQ в отеле Shutters on the Beach стояла нинтедовская консоль Wii, где демонстрировалась игра De Blob, относящаяся к этой категории продуктов.

Преобразилась и «прелюдия» к E3. Раньше все начиналось с напутственной речи тогдашнего президента ESA Дага Ловенштайна (Doug Lowenstein). Теперь же своеобразная церемония открытия происходила в рамках фуршета на свежем воздухе во дворике отеля Fairmont Miramar. Сначала небольшой вступительный спич произнес CEO компании LucasArts Джим Уорд (Jim Ward), представивший присутствовавшим нового руководителя Ассоциации производителей развлекательного ПО Майкла Гэллахера (Michael D. Galllagher). Прежде он занимал пост, название которого по-английски звучит как «Assistant Secretary of Commerce for Communications & Information», и являлся одним из главных советников по вопросам телекоммуникаций в администрации Джорджа Буша. В ESA надеются, что его опыт и большие связи в деловых и правительственных кругах помогут поднять деятельность ассоциации на новый уровень. В принципе (как, впрочем, того и следовало ожидать), ничего нового нынешний босс ESA не сказал, ограничившись обещаниями, что будет двигаться в направлении, заданном Ловенштайном, и прочими словами общего характера. Ближе познакомиться с главным функционером ESA и его видением дальнейших путей развития игровой индустрии вы сможете прочитав интервью, данное им известному ресурсу biz.gamedaily.com в Санта-Монике во время саммита.

Надо сказать, что некоторая преемственность традиций прежней E3 все же сохранилась. Одним из непременных ее атрибутов уже на протяжении многих лет являются предвыставочные брифинги большой тройки платформодержателей. Не обошлось без них и теперь. Прежде чем рассказать об этом подробнее, я бы хотел обратить внимание на тот факт, что игровые устройства нового поколения стали доступны потребителям совсем недавно (Xbox 360 чуть больше полутора лет назад, а PS3 и Wii – 7–8 месяцев назад), поэтому каких-то революционных анонсов, касающихся нового игрового «железа», и не ожидалось. Все понимали, что поскольку в данный момент главной задачей является привлечение на свою сторону как можно большего числа потребителей, на этих пресс-конференциях внимание производителей будет фокусироваться именно на игровых продуктах для собственных консолей.

Первой в этом году свои «козыри» открывала Microsoft. Она провела пресс-конференцию в амфитеатре Высшей школы Санта-Моники. Не могу не отметить стильность оформления сцены и весьма неплохую режиссуру всего действа. Основной упор на пресс-мероприятии Microsoft, как и предполагалось, был сделан на довольно сильную линейку продуктов, которые выйдут до конца текущего года. Среди них назовем Mass Effect, Assasin's Creed, Call of Duty 4, Project Gotham Racing 4 и, конечно же, игру Halo 3 – на нее компания возлагает большие надежды. Кстати, в рамках брифинга была анонсирована специальная модель консоли, оформленная в стиле этой игры. Кроме того, Microsoft сообщила, что у сервиса Xbox Live уже 7 млн пользователей, а к концу года ожидается увеличение до 10 млн. Игроков, предпочитающих ПК, порадовали известием о том, что на их любимую платформу будет портирован суперхит прошлого года для Xbox 360 Gears of War от Epic Games (фрагменты игры продемонстрировал ее ведущий дизайнер Клифф Блежински).

E3 Media & Business Summit 2007
Nintendo надеется, что WiiFit станет настоящим домашним спортивным тренажером

Следующей из «тяжеловесов» в бой вступила Nintendo. Компания, создающая самые оригинальные игры и устройства для управления ими, и в этот раз была верна себе. Даже в ситуации, когда крупных «железных» анонсов никто и не ждал, она представила продукт, в состав которого входит еще один «отличный от других» игровой контроллер. WiiFit, по большому счету, является спортивным тренажером, и в его рамках предлагается около четырех десятков различных типов упражнений. Никаких геймпадов, Wii-mote или нунчаков не требуется. Управляющим устройством является Wii Balance Board – коврик, реагирующий на положение тела стоящего на нем человека, а заодно он может служить весами. Кроме того, Nintendo анонсировала световое ружье Wii Zapper, а босс американского подразделения Реджи Филс-Эйм (Reggie Fils-Aime) привел массу цифр и фактов, свидетельствующих, по его мнению, о том, что Wii и DS – это не быстро преходящее увлечение, а серьезный успех компании.

Наконец, завершающий аккорд в выступлениях «большой тройки» прозвучал в исполнении Sony Computer Entertainment. Всех присутствовавших на ней больше всего интересовал вопрос, чем компания сможет ответить на весьма внушительную продуктовую линейку этого года, представленную накануне вечером конкурентами из Microsoft.

E3 Media & Business Summit 2007
Президент Sony Computer Entertainment Каз Хираи представляет новую модель портативной консоли PSP

Несколько объявлений касались игрового «железа». Ожидавшийся анонс редизайна PSP, тем не менее, состоялся. Обновленное портативное устройство станет немного компактнее, у него увеличится срок автономной работы, сократится время загрузки игр и появится возможность выводить изображение на телевизионный экран. Посмотрим, насколько эти косметические изменения повлияют на конкурентную борьбу с Nintendo DS – все-таки главную роль здесь играет не мощь аппаратной части, а наличие достойных игровых продуктов, чего как раз и не хватает у PSP.

Солидную часть презентации заняла демонстрация онлайнового сервиса Home. В частности, глава Sony Worldwide Studios Фил Харрисон произвел загрузку сделанной его сотовым телефоном фотографии в киберпространство «Дома». Кроме того, он показал, как создаются группы и запускаются мультиплеерные игры, а еще продемонстрировал трейлер очередной части знаменитой караоке-игры SingStar на экране, размещенном в своих виртуальных апартаментах.

Как известно, в последнее время Sony Computer Entertainment лишилась многих эксклюзивов, притягивавших пользователей к ее консолям. Видимо, поэтому на пресс-конференции она особо выделила те продукты, которые «остались ей верны», в частности Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction, Heavenly Sword, LittleBigPlanet, Uncharted. А кульминационными моментами пресс-мероприятия Sony стал показ Metal Gear Solid 4 и Killzone 2.

Какие же из игр, демонстрировавшихся на E3 Media & Business Summit, получили наивысшую оценку со стороны специалистов? Конечно, многие игровые ресурсы опубликовали свои собственные рейтинги, но наиболее престижным из всех является вердикт жюри, состоящего из известнейших игровых журналистов, обнародованный на сайте gamecriticawards.com.

Три награды получила замечательная музыкальная игра Rock Band (Harmonix/MTV/Electronic Arts, Xbox 360, PS3). Она была отмечена в номинациях «Best of the Show», «Лучшая социальная/казуальная игра», а идущий с ней в комплекте набор инструментов (две гитары, ударная установка и микрофон) – в категории «Лучшее игровое железо». Два знака отличия у Mass Effect (BioWare/Microsoft, Xbox 360) – «Лучшая игра для домашних консолей» и «Лучшая RPG». Лучшей игрой для ПК признана Crysis (Сrytek/Electronic Arts), а среди продуктов для портативных консолей – The Legend of Zelda: Phantom Hourglass (Nintendo, DS). С перечнем победителей во всех номинациях можно ознакомиться на вышеупомянутом сайте.

Завершая репортаж, хотелось бы сообщить и о том, как различные категории участников саммита восприняли новый формат E3. В отличие от журналистов в реакции представителей издательских компаний и студий разработчиков чаще наблюдался негатив. Многие остались не очень довольны недостаточным количеством присутствующих ритейлеров, кое-кто критически отзывается о «логистике», понимая под этим определенные неудобства, связанные с перемещениями между отелями, есть мнения, что экспозиция в Barkers Hangar не до конца оправдала возлагавшиеся на нее надежды и т. п.

E3 Media & Business Summit 2007
По итогам E3 игра Rock Band удостоена трех престижных наград Game Critics Awards

А такой известный аналитик, как Майкл Пахтер (Michael Pachter) из Wedbush Morgan вообще раскритиковал мероприятие в пух и прах, назвав его «полнейшим разочарованием». Я могу согласиться с тем, что действительно, первый «блин» нового формате E3 не обошелся без «комьев», но все же положительные моменты перевешивали негатив.

Думаю, если ESA учтет все ошибки и недоработки прошедшего саммита, то в конечном итоге модифицированный E3 Media & Business Summit сможет удовлетворить запросы обеих сторон, указанных в его названии, – как представителей прессы, так и большого бизнеса.