E-business -- там, где его не ждали

1 июль, 2004 - 23:00Александр Москалюк
После небольшого периода всеобщей эйфории мы стали свидетелями краха доткомов и банкротства многочисленных компаний с миллионным финансированием, умудрившихся на каждом заработанном долларе терять по пять. Между тем не все так мрачно, и хотя панацеей Internet не стал, тем не менее, нельзя отрицать, что в некоторых сегментах под влиянием этой технологии изменения произошли и что эффект электронной коммерции становится все более и более ощутим. И если в Украине оценить темпы развития Internet-бизнеса еще довольно сложно, то западные аналитические службы выделяют ряд отраслей, работа которых за последние несколько лет существенно изменилась.


Недвижимость

Риэлторский бизнес, по сути, состоит из поиска нужных клиентов, когда на рынке появляются продавцы объектов недвижимости. Комиссионные агента, таким образом, являются вознаграждением за удачную сделку. Но если и продавец, и покупатель имеют доступ к Глобальной Сети и соответствующим ресурсам, то роль агента уменьшается, а то и вовсе сводится к нулю. Этому способствует и локальная пресса, которая периодически в рубрике советов рассказывает своим читателям о том, как тот или иной удачливый Internet-пользователь нашел покупателя на свой дом, воспользовавшись популярным Web-сайтом, и сэкономил немалые деньги на комиссии агенту.

По данным компании Real Trends, из 60 млрд. долл., которые американцы выплатили агентам по недвижимости в 2003 г., 1% был получен различными Internet-компаниями. К 2007 г. доля Web-агентов на рынке недвижимости вырастет до 4%. Если же принимать во внимание всех тех продавцов, которые публикуют объявления на сайтах ForSaleByOwner.com или Yahoo! Real Estate, то доля продаж недвижимости через Internet может оказаться существенно выше, и там экономия на комиссии агентам будет близка к 100%.

В результате, естественно, комиссионные агентов резко уменьшаются.


Гостиничный бизнес

В общемировом масштабе ежегодные объемы гостиничного бизнеса составляют более 60 млрд. долларов. Причем здесь учитываются только доходы самых известных представителей этой индустрии, чьи имена можно найти в любой стране и денежные поступления которых представлены на финансовых сайтах ввиду того, что их акции котируются на фондовых биржах. Ежегодно Хилтоны и Марриотты получают 8--10% от владельцев гостиниц за право использования торговой марки, глобальный маркетинг и услуги бронирования.

Именно в последнем секторе Internet показывает весьма завидные темпы роста. В прошлом году компании Expedia.com, Travelocity и Orbitz (крупнейшие Internet-магазины по продаже гостиничных мест) заработали 5,8 млрд. долл., сдали 35 млн. гостиничных номеров и совокупно заняли 8% этого рынка. В последнее время Internet-дилерами недовольны обладатели глобальных брендов -- они требуют от владельцев гостиниц не делать специальных скидок для продаж номеров в Глобальной Сети.


Продажи автомобилей

По данным компании Nielsen/NetRatings, наиболее популярными автомобильными сайтами сегодня являются eBay Motors, MSN Motors, Kbb.com и AutoTrader.com. Те, кто подыскивает себе новую "роскошь", равно как и те, кто просто довольствуется средством передвижения, активно исследуют автомобильные просторы Internet с целью узнать об объекте своего интереса как можно больше и заплатить автодилеру как можно меньше. Последний не выигрывает в подобной ситуации, как и все те компании, чья задача состоит в сокрытии полной информации от покупателей. Когда данные об отпускных ценах автозаводов попадают на Web-страницы, покупателя очень трудно уговорить платить больше.

64% американских автодилеров сегодня продают машины в онлайне, и практически все утверждают, что изменилась сама динамика бизнеса. Покупатель, который раньше пребывал в относительном неведении касательно реальных цен, сегодня приходит вооруженным распечатками обширных прайс-листов. Тем не менее на недостаток клиентов дилеры не жалуются: автомобили многие предпочитают покупать именно в офлайне, где личный осмотр и тестовый драйв дадут больше информации, чем несколько десятков Web-страниц.


Ювелирный бизнес

Со стороны кажется, что ювелирный бизнес похож на все остальные, где покупателю предлагается эксклюзивный товар, а цена оправдывает затраты на создание вещи. В действительности движущим фактором ювелирного рынка является реклама дорогих изделий, а сам рынок существует за счет высокой маржи, которую получают посредники.

По данным Business Week, средняя прибыль офлайнового ювелирного салона составляет от 60 до 100% изначальной цены изделия. Подобные накрутки обусловлены структурой бизнеса -- покупать дорогие изделия клиенты предпочитают в фешенебельных магазинах, ассоциирующихся с престижной маркой, будь то Tiffany или другой торговец украшениями. Впрочем, уже сегодня несколько стартапов, а также такие известные игроки онлайн-торговли, как Amazon.com, решили начать полномасштабное наступление на святая святых ювелирного рынка -- бриллианты.

Неудавшийся физик и весьма удачливый Internet-бизнесмен Джефф Безос (Jeff Bezos) считает, что его компания вполне удовлетворится 15%-ной маржой, предоставив покупателю удобный интерфейс и широкий ассортимент в лучших традициях Amazon.com. В прошлом году онлайн-торговцы бриллиантами сообщили о доходах в 2 млрд. долл. при общем объеме рынка в 45 млрд.

Нужно сказать, что если первая волна Internet-коммерции в большей мере захватила такие сферы, как продажа книг и музыкальных записей, то сейчас можно выделить семь сегментов, которые наиболее активно подверглись воздействию Internet-технологий. Среди них перечисленные выше -- недвижимость, гостиничный бизнес, продажи автомобилей, ювелирный рынок -- плюс к этому, конечно же, телекоммуникационный сегмент, сбыт программного обеспечения, а также финансовый сектор, точнее, оплата всевозможных счетов и ее отслеживание.

О том, что сегодня можно говорить о второй волне массового интереса к электронному бизнесу, свидетельствует тот факт, что инвестиции венчурных капиталистов в I квартале 2004 г. впервые за последние два года достигли отметки в 5 млрд. долл.