Dust Networks: деньги "из пыли"

12 октябрь, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Подобные сети не будут использоваться для передачи цифрового видео или же для других скоростных коммуникаций. Низкие скорости и небольшой радиус действия снижают требования к энергопотреблению, что можно считать идеальным, если речь идет, скажем, о радиодатчике.

Компания Dust Networks появилась на свет как результат коммерциали-зации разработанной в университетских стенах технологии. Университет Беркли, равно как и другие исследовательские институты, зачастую разрешает своим преподавателям и аспирантам создавать компании и лицензировать интеллектуальную собственность. Именно таким образом и возникла Dust Networks, в сферу деятельности которой входят продажа и продвижение беспроводных сенсоров. Компания не занимается строительством сетей или поиском потенциальных приложений для своих технологий. Задача Dust Networks -- стать поставщиком дешевых компонентов для постройки сенсорных mesh-сетей.

Каждый датчик Dust Networks может "заводить разговор" с ближайшими соседями и объединяться в произвольные сети SmartMesh. Датчики работают в диапазоне 900 MHz, не требующем лицензирования в большинстве стран мира. Радиосигнал доступен в радиусе 30 м. Датчик (который компания называет mote) содержит радиочип от Chipcon и микропроцессор от Texas Instruments, функционирующий на тактовой частоте 4 MHz. Представители компании утверждают, что встроенных батарей хватит на несколько лет.

По словам технического директора компании Криса Пистера (Kris Pister), термин "ячеистая сеть" очень скоро станет общеупотребительным -- Dust Networks разработала беспроводную сеть, где распознавание других элементов и маршрутизация информации происходят автоматически. Пистер, кстати, берет на себя ответственность и за термин "умная пыль" (smart dust), введенный в обиход для описания технологии, разрабатываемой Dust Networks в период финансирования.

Весьма интересен и список инвесторов компании. Раннюю стадию исследований профинансировало американское оборонное научное ведомство DARPA, которое в списке своих заслуг упоминает и небольшую сеть ARPANet, впоследствии переросшую в сеть сетей Интернет. На сегодняшний день в числе инвесторов Dust Networks можно найти Foundation Capital, Institutional Venture Partners и In-Q-Tel. Последняя компания интересна тем, что является венчурным подразделением Центрального разведывательного управления США. ЦРУ получило право использовать доверенные ему деньги для некоторых венчурных инвестиций, если проекты имеют отношение к сбору данных либо национальной безопасности США. Можно предположить, какой потенциал ЦРУ видит в практически невидимых сенсорах, которые автоматически объединяются в сеть SmartMesh и передают друг другу накопленную информацию.

В то же время технология Dust Networks имеет множество "мирных" применений. Компания сегодня работает над совместным проектом с Honeywell, американским производителем термостатов. Получая информацию о погоде на улице и о времени суток от сенсоров, расположенных недалеко от дома, такой "умный" термостат мог бы самостоятельно включать отопление или же кондиционер именно в то время, когда хозяин уже находится на пути домой.

Компания SAIC разрабатывает систему наблюдения за зданием, где беспроводные сенсоры реагируют на движение -- подъезжающие к парковке машины и попытки входа через двери или окна.

Подобные решения были доступны и раньше, однако подключение беспроводного чипа и будущая дешевизна устройств существенно расширяют область их применения. К примеру, в постоянно страдающей от лесных пожаров Калифорнии можно разбросать температурные радиодатчики, которые оповещали бы пожарную станцию о любых резких изменениях температуры. Автоматическая настройка и передача информации радуют многих клиентов, которым теперь не приходится вникать в детали создания mesh-сетей, самоконфигурирующихся на ходу.

Аналитики из On World считают, что к 2010 г. рынок беспроводных сенсоров дорастет до объема 7 млрд. долл. В настоящий момент пакет из 12 датчиков и документации продается за 5 тыс. долл., что не позволяет считать решение от Dust Networks достаточно дешевым для широкого применения. Однако с течением времени ситуация может измениться -- представители компании также признают, что на сегодняшний день продукты Dust Networks покупают в основном "первопроходцы рынка".