Дух QlikView. Fun и drive

17 сентябрь, 2009 - 16:39Дмитрий Гудков

Мне довелось недавно побывать на партнерской конференции QlikView (www.qlikview.com) прошедшей неподалеку от Амстердама и организованной компанией QlikTech, которая собственно и выпускает данный продукт. QlikTech (или же QlikView) - компания сравнительно небольшая. Ее оборот за прошлый год превысил 120млн.долл.США - для сравнения это 1/10 оборота Business Objects перед тем, как ее купил SAP. Я сейчас не буду говорить о самом продукте QlikView (это тема для отдельного материала), но сама атмосфера мероприятия напомнила мне те докризисные времена в середине 2000-х, когда солнце конечно же было ярче, трава зеленее, а та же Business Objects, продукты которой я увлеченно продвигал в Украине, была молодой растущей компанией, сохранившей дух энтузиазма отцов-основателей. Но потом времена поменялись. Пришла SAP, обороты которой в 7 раз превышали обороты Вusiness Objects, и которая имела совершенно другую корпоративную культуру, очевидно сформированную и закаленную в долгих и изнурительных боях с Oracle. Я помню партнерскую конференцию BusinessObjects в Бельгии, в первый раз организованную совместно с SAP и хедлайнерами которой были две дамы из топ-менеджмента SAP. Тогда с их первых слов стало понятно - времена поменялись и поменялсь навсегда. Пафосная и эмоциональная речь одной из дам в духе "Это замечательно! ... Наша цель - через 3 года иметь в N раз больше клиентов и вы, партнеры Business Objects - это те, кто обеспечат нам этот рост!..." была бы без сомнения на ура воспринята американскими акционерами, но она явно вызвала смешанные эмоции среди партнеров. Они больше привыкли к другой атмосфере, типичным проявлением которой был один региональный VP Sales, нередко напутствовавший партнеров словами - "Hey guys! Go and sell something!" (вольный перевод - "Давайте топайте и продайте чего-нибудь").

Нечто похожее происходило и с Cognos. Корпоративный дух Cognos, в котором был силен энтузиазм по поводу элитарности концепции Corporate Performance Management, заметно поубавил своей концентрации в процессе погружения в IBM, компанию-государство, штат которой сопоставим например с населением республики Мальта или Исландии, а годовой оборот сравним с ВВП Кувейта. И теперь бывшие сотрудники и партнеры Cognos изучают непростую науку неторопливого прохождения согласований в рамках утвержденных процедур, либо процедур по обходу этих процедур.

А потом пришел кризис и все начали резать "косты". И вдруг выяснилось, что конференции теперь совершенно нормально проводить в он-лайне. А что? Посмотрел несколько презентационных роликов дома на диване, и сходил на кухню выпить кофе - сделал кофе-брейк, понимаешь. Да это вообще круто как инновационно! Даешь глобализированную виртуализацию и ютубизацию! И посетителям не нужно тратиться на билеты, гостиницы и прочее - опять же забота о них самых, о любимых клиентах и партнерах. Но как по мне - это уже не дух. Это душок. Душок бизнеса из которого уходит эмоциональная составляющая человеческого общения, а также некий fun или drive, совершенно отсутствующие как класс в корпоративных балансах и P&L. Забавно наблюдать как подобные тенденции подаются под соусом заботы о клиентах и партнерах (как-будто такой способ заботы до кризиса был неизвестен). Это как надписи в гостиничных номерах о том, что дескать ежегодно миллионы тонн стирального порошка портят окружающую среду, только из-за того что постояльцы лишний раз желают заменить полотенце. И это конечно же ни в коем случае не продиктовано желанием сократить собственные расходы - это исключительно забота об экологии, как мы все понимаем.

На фоне такой тенденции отрадно было увидеть в QlikView тот самый дух энтузиазма начинающих покорителей мира, свойственный небольшим компаниям у которых стало неплохо получаться. И пусть в этом энтузиазме есть немного даже некоторой религиозности - главное, что есть искренняя и добрая вера в свою миссию и в успех, которой кликтековцы готовы делиться с остальными. И это хорошо. Ибо в этом есть fun. И есть drive.