В сознании многих отечественных потребителей цифровые фоторамки все еще остаются дорогим, имиджевым продуктом. Тем не менее в последнее время эти устройства все чаще оснащают дополнительными функциями, значительно расширяющими сферу их применения не только для частных пользователей, но и для бизнеса. Подробнее об это рассказывают представители компаний, продвигающих подобные решения.
За последний год продажи цифровых фоторамок на отечественном рынке упали приблизительно на 40% в штучном эквиваленте (у нас на 34%) и на 50% в денежном. По нашим прогнозам такое положение дел сохранится до конца года, а со следующего мы рассчитываем на значительное улучшение ситуации. Впрочем, данная товарная группа не существует сам по себе, и многое будет зависеть от состояния ИТ-рынка в целом.
Если говорить о ходовых моделях, то у нас наибольшим спросом пользуются фоторамки с экраном 7" и разрешением 480×234 точки. Их стоимость за последние полгода упала на 50%. Наиболее востребованы изделия таких производителей, как Mustek и Samsung.
Среди дополнительных возможностей популярны внутренняя память и воспроизведение мультимедийных файлов МР3 и МРEG-4. Появление этих функций существенно расширило область применения цифровых фоторамок. Если раньше они служили исключительно для персональных нужд, то теперь их начали использовать и в качестве рекламных носителей, т. е. indoor-решений. Например, в магазинах или рейсовых автобусах.
Среди последних технологических новшеств я бы отметил появление устройств со встроенным тюнером DVB-T, который позволяет использовать их как небольшой телевизор. Правда, подобные модели могут принимать только цифровое эфирное телевидение, на сегодня доступное лишь в Киеве (более 20 каналов). Но по мере распространения этого стандарта у нас в стране, вероятно, будет расти и спрос на такие фоторамки. Качество изображения при этом определяется разрешением матрицы, и при современных размерах экрана 7–8" оно вполне приемлемое.
Предполагалось, что объем украинского рынка цифровых фоторамок в 2008 г. составит 40 тыс. штук. Но последние три месяца внесли существенные коррективы, и, по нашим данным, в итоге показатель оказался почти вдвое меньше – около 20 тыс. С ноября средняя розничная стоимость изделий выросла до 800–1000 грн, а предпочтения покупателей стали смещаться в сторону бюджетного сегмента.
В текущем году продажи фоторамок уже снизились примерно на 50% и по его итогам, по всей видимости, приблизятся к позапрошлогодним – 10–12 тыс. шт. Однако несмотря на явную рецессию, мы считаем, что популярность этой товарной группы в Украине будет расти вслед за европейскими тенденциями.
До кризиса активно увеличивался объем реализации моделей с диагоналями 9" и 10". Однако сейчас наибольшим спросом пользуются устройства не дороже 700 грн, а это 7" и, за редким исключением, 8". Тем не менее уже в следующем году мы ожидаем значительного повышения сбыта изделий с экраном 10".
Соотношение продаж между фоторамками формата 16:9 и 4:3 составляет примерно 40% к 60%. Ко второму покупатели уже привыкли – он привычен и удобен. Что же касается 16:9, то здесь ключевую роль играет наличие широкого выбора оригинальных дизайнерских решений.
Среди наиболее востребованных дополнительных возможностей: MP3, видео, наличие аккумулятора и др. Между тем сейчас все это отошло на второй план. Производители бюджетного ценового сегмента (ERGO, Assistant) потеснили А-бренды (Sony, Samsung и др.) и стремительно усиливают позиции. Philips держится за счет различных новаторских находок, таких как ImagЕnPro (технология автоматической коррекции цвета и контраста), Collage Pro (комбинирование фото для коллажа). Кроме того, большинство цифровых фоторамок сегодня имеют анимированные часы, автоповорот изображения, беспроводную передачу данных и т. д. Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе подобные функции не будут столь существенно влиять на повышение стоимости устройств и они станут более востребованы со стороны потребителей.
Цифровые фоторамки – достаточно перспективный продукт. По нашим оценкам, в прошлом году в Украине было реализовано около 23–25 тыс. таких устройств, и результат 2009 г. будет схожим. Несмотря на общий спад, фоторамки продаются достаточно хорошо. Чаще всего их покупают как подарок друзьям или родным, но также приобретают и в качестве оригинального атрибута для интерьера дома. Кроме того, они используются в рекламных целях – для демонстрации информационных роликов в небольших помещениях.
Самые востребованные фоторамки с диагональю 7–8" – на их долю приходится более 90% продаж. Модели с большей диагональю пока что дороги и не так распространены. Популярными являются разрешения 800×480 и 480×234 точки. Доля широкоформатных моделей превышает 80%. Это обусловлено как спецификой модельных рядов производителей, так и общемировой тенденцией к переходу на соотношение сторон 16:9.
В данный момент наибольшим спросом в розничных сетях Unitrade и City.com пользуются фоторамки National Geographic 7010 и National Geographic 8060 с диагоналями экрана 7" и 8" соответственно. Первая модель бюджетная (599 грн), разрешение экрана 480×234 точки. Вторая оснащена более качественным дисплеем 800×480 точек, в ней есть память на 128 МБ, из вспомогательных возможностей – встроенный модуль Bluetooth. Ее розничная цена – 1499 грн.
Пульт дистанционного управления на сегодня уже является стандартной функцией практически любой цифровой фоторамки. Из дополнительных особенностей следует выделить поддержку видео и звуковых файлов. Многие устройства можно также использовать в качестве часов и календаря. Все чаще на рынке встречаются изделия с поддержкой беспроводной передачи информации посредством Bluetooth или Wi-Fi. Из последних технических новшеств хочется отметить присутствие в некоторых фоторамках ТВ-тюнера, что делает их еще более функциональными.
Если говорить о предпочтениях потребителей, то их можно неплохо проследить по нашей новой линейке цифровых фоторамок. Наиболее популярным считается экран размером 7–8" с разрешением 800×600 пикселов и аспектным отношением 4:3.
Что касается последнего параметра, то, скажем, у нас широкоформатным экраном оснащена только одна из пяти фоторамок. Покупателей больше интересует формат 4:3, поскольку основная масса снимков делается фотокамерами именно с такими пропорциями кадра.
Из дополнительных функций у нас прежде всего востребованы управление файлами и их группировка, коллажи (отображение нескольких выбранных снимков одновременно). Также можно отметить возможность улучшить качество изображения за счет встроенных алгоритмов обработки, таких как ImagЕnPro и ImagЕn. А, к примеру, функция Radiant Color позволяет заменять черные полосы, возникающие при выводе фото с другим соотношением сторон, на заливку цвета примыкающей стороны фотографии. В последнее время также популярными являются возможности воспроизведения видео- и аудиофайлов. Кроме того, наши фоторамки, как правило, имеют встроенный аккумулятор и поддерживают все распространенные типы карт памяти. В некоторых моделях есть функция отображения времени и календарь. Управление осуществляется кнопками на корпусе либо посредством сенсорного экрана.