Дешевые компьютеры -- не для бедных
13 октябрь, 2003 - 23:00Александр Москалюк
Коммерческое предложение сегодня только в США
Если государственные программы компьютеризации обычно связаны с желанием
преодолеть "цифровую пропасть" -- разделение общества на богатых, имеющих
благодаря современным технологиям доступ к различной информации, и бедных, страдающих
от недостатка этой самой информации, то в частном секторе борьба за дешевизну
в основном мотивирована стремлением увеличить объемы продаж за счет сверхнизкой
цены. Так, в США небезызвестная компания Lindows.com сегодня за $169 предлагает
продукт
WebStation
с процессором AMD Duron 1 GHz, 256 MB DDRAM, приводом CD-ROM и сетевым интерфейсом
(подчеркнем отсутствие в базовой конфигурации жесткого диска). Работает в секторе
low-end и компания Microtel, продающая в сети Wal-Mart персональные компьютеры
со спецификациями AMD Duron 1,2 GHz, 128 MB SDRAM, 20 GB HDD, CD-ROM и сетевым
интерфейсом за $199.
Для этих фирм продвижение на рынок товара характеризуется не столько желанием решить социальную проблему "цифровой пропасти", сколько стремлением получать прибыль за счет реализации своего продукта тем, кто не готов выложить $800--1500 за полнофункциональный продукт от А-бренда. Как это ни странно (а странным оно не может быть в силу очевидности), такой подход куда более эффективен в деле устранения "цифровой пропасти", чем государственные программы и красивые призывы.
Индийский опыт -- "народность" против функциональности
Если же "народные" компьютеры не рассматривать с точки зрения
коммерческих интересов, то чаще всего примером идеального пользователя такого
примитивного устройства называют жителей глубинки. Так уж сложилось, будь то Украина,
США или Индия, многие из них зачастую и не слышали о противостоянии Intel и AMD,
о ПО с открытым кодом или закрытых ОС.
К сожалению, по малейшему, сколько-нибудь тщательному рассуждению, "идеальность" подобного пользователя можно и следует поставить под сомнение. Конечно, в иллюзиях мечтателя-технократа вполне допустима картина, на переднем плане которой счастливый декханин, "вооруженный" дешевым гибридом КПК и мобильного телефона, контролирует цены на рис-сырец на какой-нибудь Лондонской бирже. На деле же решение подобной задачи потребует значительных инвестиций: или от дехканина -- в самообразование (кто пользовался онлайн-службами биржевого мониторинга, хорошо понимает, о чем идет речь), или от государства -- в реализацию всевозможных служб "для дехкан". В общем, никакой идиллией ни в первом, ни во втором случае даже и не пахнет..
Воплощением подобных "мечт", разработкой и продажей массового карманного
ПК, занялись две индийские компании --
PicoPeta
Simputers и
Encore
Technologies. Проект Simputer зародился на научной конференции в 1988 г.,
и спецификации его на сегодняшний день принадлежат
Индийскому
институту наук. Компания PicoPeta была основана в 2001 г. и уже в феврале
2002 г. получила шанс вступить в здоровую конкуренцию с появившейся на рынке Encore
Technologies (которую не надо путать с американской компанией-тезкой, занимающейся
разработками в области биотехнологий).
Статус-кво
Несмотря на присутствие на рынке двух компаний и усовершенствование спецификаций
в течение уже пяти лет, "народные" КПК в Индии не стали популярными.
По оценкам технологического портала Rediff.com, на сегодняшний день суммарные
объемы продаж "симпьютеров" составили полторы-две тысячи экземпляров.
Учитывая тот факт, что речь идет о стране с миллиардным населением, подобный показатель
впору считать провалом.
В вышеупомянутом материале мы уже рассмотрели несколько причин, приведших к подобному результату. "Народный" КПК, основным плюсом которого была цена, попал в руки инженеров, внезапно заявивших о своем желании уделить внимание не столько дешевизне, сколько функциональности устройства. Таким образом, линейку продуктов PicoPeta открывал ПК за $260, а вершиной функциональности стала модель за $475. В итоге, Simputer стал неконкурентоспособным карманным ПК, пытающимся укрепиться на рынке, где только-только началась ценовая война.
Куда же подевалась модель стоимостью до $200? "Эта цена базировалась на плановых поставках 100 тыс. шт. "симпьютеров" в год", -- утверждают в PicoPeta.
Что касается Encore, то компания не может похвастаться весомой долей даже на столь малом рынке. В самом начале продаж нового "симпьютера" оказалось, что элементы ААА требуют частой замены, что было весьма недешево для пользователей, которые с ужасом подсчитывали бюджеты на покупку батарей на следующие несколько месяцев. Кроме того, сама необходимость замены батарей внесла дополнительные проблемы -- дизайн устройства нельзя было назвать самым дружественным, так как происходили частые поломки и выход из строя электрических контактов.
Но, по сути, технические ошибки проекта -- не главная составляющая его де-факто провала. Предрешенность подобного исхода кроется именно в переоценке готовности аудитории потенциальных покупателей к массово-повседневной "информатизации". В тех странах, где уровень подготовки потенциального пользователя "поднимали" из года в год, никаких проблем со сбытом по-настоящему дешевых КПК ни у одного производителя или продавца не наблюдается.
Simputer завтра
На сегодняшний день в Индии немало скептиков считают судьбу "симпьютера"
предрешенной. Получив изрядную долю журналистского внимания, обе компании оказались
неспособными показать хотя бы минимальные рыночные результаты. Кроме того, удешевление
стандартных компонентов привело к тому, что за $200 на рынке доступны базовые
настольные системы без мониторов, а компания Palm уже весьма долгое время продает
некоторые модели своих карманных ПК по цене ниже $99.
На данный момент фирма PicoPeta существует за счет гранта, полученного от индийского правительства, в то время как Encore наняла французскую дизайнерскую контору для улучшения визуальных качеств продукта, повторный выход которого на рынок готовится в ближайшее время.
Скорее всего, после косметических процедур Simputer станет тем же самым, чем являются его безамбициозные собратья по ценовому диапазону -- машинкой для тех, кто не хочет тратить много денег на мощный компьютер, а вовсе не для тех, у кого денег просто нет.