Дешевле, легче, домашнее

24 сентябрь, 2002 - 23:00Володимир Поздняков
В прошлом году в Европе было реализовано порядка 500 тыс. проекторов. Прогноз на 2004 г. -- 1 млн. устройств. Это данные исследовательской компании InterConnection. Емкость отечественного рынка проекторов, по оценкам поставщиков, не превышает 1000 единиц (всех классов) в год. Ожидается, что в Украине, как и в Европе, рост будет наблюдаться прежде всего в сегментах дешевых, легких моделей и проекторов для домашних кинотеатров.

Дешевле $1000

Дешевле, легче, домашнее
Удешевление устройств -- тенденция, которую настолько же радостно воспринимают конечные потребители, насколько болезненно производители. Считается, что проекторы с использованием самой популярной технологии LCD (почти 70% выпускаемых в мире проекторов созданы на ее основе) практически достигли своего нижнего ценового предела (около $2000), и дальнейшее снижение цен возможно только за счет уменьшения маржи производителей, доходы которых в целом по индустрии и так упали. Тем не менее в последнее время разработчики активно обсуждают возможность выпуска проекторов начального уровня (и LCD, и DLP) стоимостью до $1000 (или евро) благодаря одновременному удешевлению всех его основных компонентов: матрицы, лампы, блока питания, электроники, оптики.

По мнению аналитиков, появление столь доступных устройств должно привести к шести--восьмикратному увеличению объемов продаж проекторов low-end в мире. Предполагается, что они будут востребованы, в первую очередь, в сфере образования и бюджетных организаций, которых, как правило, устраивает сила светового потока 1000 ANSI люмен и разрешение SVGA. Снижать цены на эти проекторы традиционных производителей вынуждают и действия новичков (Compaq, HP, Dell, а также тайваньских и китайских компаний). Так, Epson буквально на днях анонсировала PowerLite 30c -- портативный LCD-проектор (масса -- менее 3 кг, световой поток 800 ANSI люмен, разрешение 800 x 600) стоимостью в США всего $1300.

Дешевле, легче, домашнее В Украине проекторы начального уровня, безусловно, наиболее популярны. Например, на них приходится от 30% сбыта (по количеству реализованных устройств) в компании "Литер" и до 50% в фирме "Медиатек". Стоимость оборудования данного класса, как правило, начинается с отметки $2300--2500 и заканчивается на $3500--3800. Бестселлерами являются такие модели, как Canon LV-X1/S1, InFocus LP290/350, Compaq iPAQ MP2800. Учебные заведения часто останавливают свой выбор на более дешевых устройствах (например, Philips bSure или InFocus LP280).

В целом, по мнению продавцов, за последний год цены на проекторы начального уровня снизились в полтора раза. Это, кстати, является одной из причин, заставляющих компании ориентироваться в своей деятельности не на продажу коробок, а на поставку решений.


От коробок -- к решениям

Дешевле, легче, домашнее
Проект "Конференц-зал под ключ", выполненный компанией "Литер"
Данная тенденция наметилась, конечно же, не в этом и не в прошлом году, а намного ранее. Однако именно сейчас о ней заговорили даже небольшие продавцы. На первый план у заказчиков вышли не стоимость или технические характеристики отдельных проекторов, а удобство и надежность комплекса аудиовизуальных решений, в которых проектор -- лишь часть, причем иногда не самая главная. Здесь, как и в сфере сетевой интеграции, высока составляющая услуг инсталлятора, многое зависит от профессионализма последнего.

Сложность решения и состав используемой в нем техники определяются требованиями заказчика. Например, одна крупная зарубежная фирма при оснащении конференц-зала своего киевского офиса поставила перед исполнителем (компанией "Литер") задачу обеспечить возможность управления проектором по корпоративной сети, а также проводить его диагностику. В результате идея была реализована на базе проектора Barco Graphics 6400i со световым потоком 3000 ANSI люмен и экрана Draper Clarion. Кроме того, вся видеоинформация дублируется на плазменной панели и компьютерном мониторе. По условиям, на любое из средств отображения (проектор, панель и монитор) можно передать сигнал от любого из источников: компьютера, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя. Система коммутации реализована на базе оборудования Kramer (матричных коммутаторов, преобразователей и усилителей сигнала и пр.), а для управления всеми устройствами в конференц-зале служит система, созданная на базе Crestron.

Дешевле, легче, домашнее
Конференц-зал UMC, оборудованный фирмой "Медиатек"
Для правильного распространения звука в конференц-зале применены уникальные громкоговорители Philips, снабженные акустическими линзами для более естественной передачи голоса, фоновой музыки и звукового сопровождения роликов, особенно высоких частот. Система подавления паразитного звука Sabine позволяет одновременно с системой озвучивания использовать и систему видеоконференц-связи Polycom.

Еще один пример сложного ресурсоемкого решения "под ключ" -- оснащение конференц-зала UMC (исполнитель -- "Медиатек"). Оно выполнено на основе мультимедийного проектора Canon LV 7325 (1500 ANSI люмен, XGA, 4,3 кг), цифрового визуалайзера Canon RE-350, моторизованного экрана Projecta Elpro Electrol, переносной стойки Gigant 2 для проекционного оборудования, а также радиоуправляемой системы затемнения производства Domiset.

Стоимость подобных решений, как правило, находится в пределах 40--

70 тыс. долл., но иногда может превышать и 100 тыс. Естественно, они являются наиболее важной сферой приложения усилий инсталляторов, потому как приносят до 80% дохода компании.


Легче 1,5 кг

Сегмент суперкомпактных (микро-, ультра- или субпортативных) устройств, по оценкам западных аналитиков, будет расти в ближайшие годы намного быстрее, чем рынок проекторов в целом. Предполагается, что в 2006 г. их продажи по сравнению с 2001 г. увеличатся в 40 раз. В первую очередь, это вызвано ростом популярности мобильных презентаций (проектор+ноутбук или проектор+КПК), однако часто субпортативные устройства используют и в качестве стационарных.

В продвижении проекторов массой менее 1,5 кг (и даже 1,35 кг), безусловно, главная роль принадлежит производителям. По данным аналитиков, доля легких моделей на рынке к 2004 г. возрастет до 15% (сейчас -- 5%), а массивных (5 кг и более) -- сократится до 6%.

В Украине субпортативные устройства уступают по популярности портативным моделям начального уровня. Тем не менее, по словам Владимира Исаева, менеджера по маркетингу и PR компании "Литер", около 15% реализуемых фирмой проекторов приходится именно на этот класс (модели InFocus LP130 и Liesegang ddv911). Причем буквально на днях в продаже появился рекордно легкий проектор InFocus LP70 (DLP, XGA, 1100 ANSI люмен) массой всего 1,1 кг и габаритами 20 15 6 см.

Самой популярной моделью среди проекторов Compaq, по данным Вадима Ленкова, коммерческого директора компании "МУК", также является сверхлегкий iPAQ MP2800 (DLP, XGA, 1100 ANSI люмен): масса -- 1,36 кг, габариты -- 18,06 6,89 22,13 см. Среди ультрапортативных моделей Philips, по словам специалистов "Медиатек", бестселлером является Philips UGO-S lite impact (DLP, SVGA, 1000 ANSI люмен, 1,5 кг, 23 4,8 17,7 см).


Домашние кинотеатры

Дешевле, легче, домашнее
Еще одна категория, которой пророчат большое будущее, -- проекторы для домашних кинотеатров. По данным исследовательской фирмы DTC, увеличение конкуренции в этом сегменте будет способствовать снижению цен более чем на 25% и существенному расширению числа покупателей. По мнению другой аналитической компании, InterConnection, в настоящее время порядка 30% проекторов используется в конференц-залах, 62% -- для мобильных презентаций и менее 8% -- для домашних кинотеатров. Ожидается, что к 2004 г. эти показатели составят 17, 52 и 31% соответственно, т. е. доля рынка проекционной техники для домашнего применения увеличится в три раза.

Типовой проект такого рода может быть выполнен, например, в следующем составе оборудования.

Видео (30% стоимости всего решения): проектор Sony VW12HT и экран Draper на растяжках (моторизованный) либо плазменный экран 50 дюймов.

Звук (30% стоимости): пятиканальная система окружающего звука, сабвуфер Klipsch или System Audio, стойка компонентов (DVD-проигрыватель, спутниковый тюнер, AV-ресивер, процессор, ИБП и пр.).

Система управления Crestron (15% стоимости): пользовательская панель (цветной сенсорный дисплей), центральный управляющий процессор, исполнительные реле на: шторы, свет, кондиционер, аудиовидеокомплекс.

Услуги (15% стоимости): акустический расчет помещения, проект с обоснованием и рекомендациями, мелкие ремонтные работы, способные положительно повлиять на качество звука и комфорт, монтаж кабелей, подключение, программирование системы управления Crestron, изготовление эксклюзивных крепежных элементов для экранов и проекторов, сервисное обслуживание.

Еще до 10% стоимости проекта может приходиться на кабельную разводку. В целом же цена такого решения составит 30--40 тыс. долл., однако есть и более дорогостоящие.

С другой стороны, спрос на подобные системы существует, и, к примеру, "Литер" сегодня предлагает для организации домашних кинотеатров с десяток разных моделей проекторов (Barco, InFocus, Panasonic, Sony). Как считает Юлия Ракова, директор компании "Медиатек", на этот сегмент нацелен и аппарат Canon LV-S1 (1000 ANSI люмен, 800 x 600, 2,7 кг), который с 16 сентября в рамках специальной акции Canon предлагается по цене 9990 грн (около $1800).


Новые каналы сбыта

Удешевление устройств, появление на рынке проекторов новых игроков из числа IT-компаний, увеличение спроса на домашние кинотеатры -- все это приводит к изменениям в дистрибьюторских каналах. Как следствие, проекционная техника стала одной из товарных групп традиционных поставщиков IT-продукции -- "МУК" (Compaq), DataLux (Toshiba, LG) -- а также продавцов аудиовидеотехники Hi-Fi. И хотя доля дистрибьюторов, специализирующихся на проекционном оборудовании, все еще остается высокой, сегмент устройств начального уровня, субпортативных проекторов и проекторов для домашних кинотеатров постепенно уходит из-под их монопольного влияния.